Айжан Шалабаева, "Бизнес и власть", 22 августа
По информации профучастников рынка, совладелец БТА Банка Мухтар Аблязов планирует консолидировать свои девелоперские активы в России. Аналитики уверены, что бизнесмен готовит почву для последующего IPO. По их прогнозам, объединенная компания может быть оценена рынком в $23 млрд.
О том, что Аблязов готовит консолидацию девелоперского бизнеса в России, сообщила газета "Коммерсантъ", сославшись на неназванного инвестбанкира. По его словам, речь идет о создании единой компании, которой будут переданы в управление проекты "Евразия Сити" (строительство города-спутника общей площадью 9,1 млн. кв. м в подмосковном Константинове) и "Евразия Логистик" (создание сети складских комплексов на 9,3 млн. кв. м). А знакомый с планами Аблязова девелопер рассказал "Коммерсанту", что в минувшие выходные обсуждалась инвестиционная стратегия создаваемой управляющей компании (УК). По информации этого девелопера, новая структура может появиться через 1,5 месяца, и в перспективе ей могут быть также переданы девелоперские проекты инвестиционно-промышленной группы "Евразия". ИПГ строит океанариум на Поклонной горе (160 тыс. кв. м), совместно с MCG Павла Фукса небоскреб Eurasia Tower в ММДЦ "Москва-Сити" (208 тыс. кв. м), подземный ТРЦ "Павелецкий" (120 тыс. кв. м). ИПГ "Евразия", "Евразия Логистик" и "Евразия Сити" подконтрольны совладельцу казахстанского БТА банка Мухтару Аблязову. Общая площадь проектов, реализуемых тремя компаниями, равна 19 млн. кв. м.
В "Евразии Логистик" и ИПГ "Евразия" опровергают факт переговоров на предмет создания объединенной компании. Как пояснил "&" Николай Дицман, руководитель департамента маркетинга и GR "Евразии Логистик", сейчас обсуждается лишь вопрос объединения маркетинга, бухгалтерии, HR, то есть дублирующих и пересекающихся функций "Евразии Логистик" и "Евразии Сити". Вопрос создания некой УК, на баланс которой будут переданы все активы и проекты "Евразии Логистик" и "Евразии Сити", даже не рассматривается, заявил он. В свою очередь Леонид Розенталь, директор по маркетингу и связям с общественностью ИПГ "Евразия", в беседе с "&" назвал информацию о том, что проекты ИПГ войдут в объединенную компанию, не соответствующей действительности.
Опрошенные "&" эксперты уверены, что Аблязов задумал какую-то сделку, иначе не имело бы смысла тратить время и деньги. Компания, безусловно, готовит почву для будущей финансовой операции, убежден аналитик ИК "АнтантаПиоглобал" Андрей Верхоланцев. Даже если речь идет об оптимизации бизнес-процессов, поясняет он, по сути это называется реструктуризацией активов. Такой процесс, по его словам, происходит в компании, которая либо готовится к IPO, либо планирует выпуск евробондов или других финансовых продуктов. Как правило, реструктуризация активов производится в момент подготовки компании к каким-то дальнейшим шагам на финансовом рынке, причем делается это исключительно для удобства инвесторов: во-первых, единую УК легче оценить, чем три разных актива, во-вторых, УК становится прозрачной и понятной инвесторам.
Для инвесткомпании подобного масштаба выход на рынок акций, без сомнения, является оптимальным инструментом финансирования, а консолидация активов открывает более выгодные предпосылки для привлечения капитала, подхватывает Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto. "В конце концов, с созданием прозрачной холдинговой структуры могут быть более успешно решены задачи повышения эффективности управления. Этот вектор естественно сочетается с амбициями по завоеванию собственного пая российского рынка девелопмента", - считает он. Собеседник перечислил несколько целей, которые может преследовать Аблязов, консолидируя активы, - привлечение крупного капитала, перераспределение ролей собственников, укрепление позиции основного собственника или же подготовка к интеграции с новыми партнерами. "Какая из целей основная, ответят лишь акционеры", - добавил г-н Алферов.
В прошлом году агентство Bloomberg со ссылкой на г-на Аблязова сообщило, что в 2009 году "Евразия Логистик" может предложить инвесторам в ходе IPO на Лондонской бирже до 25% акций. По мнению г-на Верхоланцева, даже если УК будет создана, IPO в ближайшее время не произойдет, поскольку текущая конъюнктура на финансовом рынке не самая благоприятная. "То, что Аблязов когда-то заявлял о планируемом IPO одной из компаний в 2009 году, сейчас потеряло актуальность", - подчеркнул аналитик, добавив при этом, что в операционной деятельности трех компаний каких-либо изменений не будет. По оценкам г-на Верхоланцева, в случае IPO капитализация УК, объединяющей "Евразию Логистик", "Евразию Сити" и ИПГ "Евразия", может достичь $23 млрд., без ИПГ - $22 млрд.
При капитализации свыше $20 млрд., подчеркивает г-н Алферов, привлекать банковское финансирование в качестве основного канала капитала не имеет смысла. "В особенности если речь идет о развивающейся ликвидной компании, представляющей высокий интерес для инвесторов. Тем более имея наполеоновские планы в отношении российского рынка, где банки все неохотнее финансируют девелоперские проекты, а денег требуется все больше и больше", - говорит он. С ним согласна аналитик Института экономических стратегий - Центральная Азия Анель Манабаева: "Все действительно указывает на возможное желание подготовить компанию для привлечения инвесторов. Главным плюсом IPO является отсутствие необходимости выплачивать привлеченные средства обратно и, соответственно, отсутствие рисков банкротства. Главным минусом - угроза потери контроля над организацией". Выбор в пользу акций или облигаций, считает она, будет сделан в зависимости от конъюнктуры на рынках долгового и акционерного капитала к моменту выхода на фондовый рынок. "Сегодня, ввиду повышенных рисков в экономике, подталкивающих проценты по заемному капиталу вверх, акции выглядят более привлекательно, даже несмотря на риски агрессивного выкупа компании", - рассуждает г-жа Манабаева.
Аналитик ИК "Тройка Диалог" Тигран Оганесян, напротив, уверен, что компания начнет свой путь к IPO с выпуска публичного долга - бондов или облигаций. Выход на биржу - очень долгий, затратный и трудоемкий процесс, только юридические операции для приведения компании к более прозрачной структуре займут год-полтора, отмечает он в беседе с "&". Плюсом публичного размещения, по его мнению, является возможность фиксирования своего богатства и привлечение дополнительного капитала. Минусом - более пристальное внимание акционеров и госорганов. Компании придется работать только в рамках законодательного поля, к примеру, платить "белые" зарплаты, соответственно, у предприятия увеличится налоговое бремя и расходы на финансовую отчетность, предупреждает г-н Оганесян. Впрочем, если создаваемая УК выйдет на биржу, добавляет он, она станет самой дорогой публичной девелоперской компанией России.
Г-жа Манабаева считает, что выпуск акций/облигаций может быть обоснован желанием не упустить стратегический момент для завоевания рынка. "Кризис ликвидности создал хорошие возможности для роста посредством выкупа подешевевших активов. Возможно, у бизнесмена есть планы усилить и дополнить свое логистическое направление", - рассуждает она. Специализация на прокладке транспортных коммуникаций, строительстве портов и логистических центров открывает хорошие перспективы, особенно вдоль транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай, а также в ряде перегруженных морских портов, заключила г-жа Манабаева.
Справка
По данным энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане", Мухтар Аблязов в числе прочего работал инженером в КазГУ (1986-1990), возглавлял компании "Астана-Холдинг" (1993-1997) и KEGOC (1997-1998), был министром энергетики, индустрии и торговли (1998-1999), руководил Kazakhstan Airlines (январь-сентябрь 2001) и Темирбанком (2001-2002). С 2005 года - председатель совета директоров БТА банка, президент ИПГ "Евразия". |