Андрей КРАТЕНКО, "Экспресс-К", 5 сентября
По данным департамента статистики, бензин в Восточно-Казахстанской области только в первом полугодии 2008 года стал дороже на 7,3 процента, дизельное топливо - на 35,8 процента. За два месяца второго полугодия подорожание бензина превысило полугодовой показатель. Если еще в июле литр бензина АИ-93 стоил 90-95 тенге, то в конце августа - 110-120 тенге, столько же стоит и литр солярки.
В этих условиях многие автолюбители для поездок по городу вынуждены вернуться в поистине народные автомобили - автобусы. На АЗС, где цена держится ниже 100 тенге, выстраиваются очереди, и вся торговля обычно заканчивается до обеда.
Предпринимают ли какие-то меры в этой связи местные власти? Как сообщил заместитель начальника департамента сельского хозяйства Асуат Насыров, 27 тысяч тонн солярки Министерство сельского хозяйства выделило крестьянским хозяйствам Восточного Казахстана на уборку урожая по льготной цене - 87 тенге за литр.
- Закрепили за нами, - пояснил Асуат Рафикович, - Павлодарский нефтеперерабатывающий завод. Оттуда мы получаем горючее. Проблем сейчас нет. Проблемы возникали лишь в начале посевной кампании, когда Павлодарский завод почему-то встал на ремонт. Это обычная история: начинается сев - и этот завод становится на ремонт. Сейчас все наладилось. Проблем с соляркой нет. За 11 тысяч тонн солярки мы рассчитались. Около восьми тысяч тонн получили. Все по плану. В районах солярка есть, претензий к нам нет. Претензии, возможно, есть у мелких крестьянских хозяйств, которые вовремя не перечисляют деньги операторам. И операторы вынуждены тянуть время, закупают солярку на свои деньги. Льготная цена на солярку сохранится до конца уборочной страды, а рыночная - свободная и как поведет себя дальше, никто не знает.
На региональном уровне власти, увы, не могут притормозить рост цен на горючее. А в масштабах республики это возможно? Вот что ответил на этот вопрос депутат мажилиса Валерий Доскалов:
- Мы начали выкупать в госсобственность энергостанции, нефтеперерабатывающие заводы. Основными рычагами регулирования цен, как выяснилось, являются не антимонопольные ведомства, а цены на электроэнергию и бензин. До тех пор, пока будет выгодно продавать не бензин, а сырье на экспорт, у нас никогда не будет бензина в избытке. Сегодня намного выгоднее продать сырую нефть, чем ее переработать. Поэтому мы сейчас установили жесткую квоту на то, сколько производители должны поставить бензина на внутренний рынок. |