Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 11 сентября
Казахстан, имевший планы строительства в турецком порту Джейхан крупного НПЗ мощностью 20 млн тонн нефти в год, отложил на время реализацию этой идеи. Как сообщил корреспонденту "ЭК" информированный источник, причина - в разногласиях, возникших между казахстанской компанией "КазМунайГаз" (КМГ) и азербайджанской SOCAR.
Средиземноморский хаб
Планируемый НПЗ в Джейхане обещает стать крупным хабом на Средиземноморье по доставке нефти и узловой точкой нескольких мегапроектов. По мнению специалистов, именно в Джейхане складывается самая выгодная "экономика". Во-первых, удачное месторасположение порта Джейхан. Сейчас нефть сюда доставляется по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), проектная мощность которого 50 млн тонн в год. В планах правительства Турции - строительство по территории своей страны еще одного трубопровода - Самсун - Джейхан проектной мощностью 50 млн тонн нефти в год.
Кроме того, не исключено, что в скором времени сюда будет нести нефть и трубопровод из Ирана Киркук - Джейхан, мощность которого 70 млн тонн в год. В перспективе в районе порта Джейхан сойдутся три серьезных артерии, которые в совокупности принесут сюда до 170 млн тонн нефти. Это больше, чем в крупнейшем порту мира Роттердаме, который принимает сегодня около 150 млн тонн черного золота.
Во-вторых, порт Джейхан расположен в очень благодатном для такого бизнеса месте: здесь 365 дней в году - солнечные и без ветра. В-третьих, наличие перспективного рынка сбыта. Это, в первую очередь, сама Турция. В настоящее время страна имеет дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Так, сегодня ее потребности в нефтепродуктах составляют 32 млн тонн.
- В идеале здесь должно концентрироваться до 177 млн тонн нефти в год, и не иметь там НПЗ было бы неразумно. Этот завод имеет право на жизнь, - такую оценку дал один из авторитетных казахстанских нефтепереработчиков.
И джейханский проект стал активно продвигаться казахстанской стороной. Был создан консорциум, куда вошли АО "НК "КазМунайГаз", индийская компания Oil India, турецкая Calik Enerji и итальянская Eni. Параллельно интерес к проекту строительства НПЗ в Джейхане проявил и другой крупный игрок нефтяного бизнеса - азербайджанская госкомпания SOCAR, которая создала свой консорциум. Кроме того, в Джейхан хотел бы войти и ряд крупных российских компаний.
Через трудности - к НПЗ
Первым препятствием на пути к реализации данного проекта стал земельный вопрос. Как только идея строительства НПЗ в этом пустынном местечке под названием Джейхан стала обретать реальные очертания, тут же нашлись предприимчивые бизнесмены, которые выкупили здесь землю, и цены на нее тут же взлетели вверх.
- Часть земли, на которой планировалось строительство НПЗ, принадлежит правительству Турции, вторая часть стала частной собственностью. И именно цены, запрашиваемые частными владельцами, непомерно высоки, что сказывается на стоимости проекта, - сказал мой собеседник.
Правительство Турции, которое заинтересовано в строительстве НПЗ в Джейхане, обещало оказать всемерную поддержку в реализации проекта и решить вопрос с владельцами земельных участков. Из тех 20 млн тонн, которые будет производить новый завод, 10 млн будет реализовываться на турецком рынке.
- Получение земли - не такая уж большая проблема. Это вопрос времени. Главная проблема в другом, - считает информированный источник.
Как сказал собеседник, нацкомпания в этом проекте "хотела заручиться поддержкой пятого партнера - азербайджанской SOCAR". Ведь наличие второго такого партнера, который представляет нефтедобывающую страну, было бы логично.
- Мы пригласили в проект и SOCAR, так как считали, что нам надо объединить усилия: Eni - как оператора Кашаганского проекта, Oil India - как разработчика ТЭО, местного партнера в лице Calik Enerji, а также SOCAR - как одного из владельцев нефтепровода БТД и нефти. В таком случае проект пошел бы гладко, - сказал собеседник.
Но, как выяснилось, у азербайджанских коллег свое видение состава будущего консорциума. Они предложили своих партнеров, а это рушит все планы казахстанской компании.
- Мы не смогли преодолеть разногласия с азербайджанскими партнерами по проекту и решили отложить его. Поэтому, подписав меморандум, мы оставили дверь открытой, - сказал мой собеседник.
Сейчас дело за переговорами между КМГ и SOCAR по составу будущего консорциума.
Справка "ЭК"
Строительство НПЗ в Джейхане мощностью 20 млн тонн нефти в год планировалось завершить в 2012 году. Здесь будет производиться широкий спектр нефтепродуктов: все виды высокооктанового бензина, мазут, дизтопливо, авиационный керосин и продукты нефтехимии. |