www.interfax.kz, 17 сентября
В Казахстане планируется повысить эффективность управления госактивами, в связи с чем разрабатывается проект закона "О государственных активах". Как оценивается на сегодняшний день деятельность государственных предприятий и компаний с госучастием, что принципиального нового предлагается внести в их управление, агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал вице-министр экономики и бюджетного планирования Галымжан ПИРМАТОВ.
- Галымжан Олжаевич, сколько на сегодняшний день в Казахстане государственных предприятий и компаний с госучастием? Как изменилось их количество по сравнению с прошлыми годами, с чем связана данная динамика и каковы соотношение прибыльных и убыточных госкомпаний?
- На сегодняшний день в государственной собственности находятся 4660 государственных предприятий и 461 АО и ТОО с участием государства в уставном капитале (далее - госАО-ТОО. - "ИФ-К"). Следует отметить, что по сравнению с 2006 годом общее количество таких госАО-ТОО и государственных предприятий сократилось на 27 и 90 соответственно. Это связано с проводимой политикой правительства в области управления госактивами, направленной на оптимизацию состава государственной собственности путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества (АО) и товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) с последующей передачей пакетов госакций (долей) в уставный капитал государственных холдингов, управляющей компании, социально-предпринимательских корпораций (СПК), а также в конкурентную среду.
Напомню, что государственная собственность состоит из республиканской и коммунальной собственности.
В республиканской собственности в настоящее время находятся 296 госпредприятий и 148 госАО-ТОО. Так, из 296 республиканских госпредприятий по результатам 2007 года деятельность 192 (или 65%) была рентабельна, 73 (25%) - убыточна, 31 (10%) - имела нулевой результат. В то же время из 148 госАО-ТОО деятельность 86 (58%) была рентабельна, 42 (28%) - убыточна и 20 (13%) - имела нулевой результат.
В коммунальной собственности находятся 4364 госпредприятия и 313 госАО-ТОО, и в этом секторе сегодня происходит активный процесс перераспределения собственности путем преобразования госпредприятий в госАО-ТОО и передачи их пакетов акций (долей участия) в оплату уставного капитала СПК.
В том числе в 2007 году по результатам исследования видов деятельности госпредприятий и организаций с участием государства в уставном капитале соответствующими решениями акиматов регионов были утверждены перечни из 289 объектов коммунальной собственности, подлежащих передаче в конкурентную среду.
Из 4677 объектов коммунальной собственности (КГП, КГКП, АО, ТОО) деятельность 864 (или 18%) рентабельна, 642 (13%) - убыточна и 3171 (67,7%) - имеет нулевой результат.
- Какова в Казахстане доля государственного сектора в структуре ВВП?
- По результатам 2007 года общий суммарный доход всех организаций, находящихся в государственной собственности, в Казахстане составил около 20% к объему ВВП республики.
Замечу, что удельный вес государственного сектора в развитых странах ограничен. К примеру, он крайне мал в США и Японии. В странах Европы на долю госпредприятий приходится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП, где занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Госпредприятия там осуществляют от одной шестой (Германия, Великобритания) до одной третьей (Франция) валовых капиталовложений в экономику.
- На какой стадии сегодня работа над совершенствованием законодательства о госактивах?
- Планом законопроектных работ правительства на 2008 год предусмотрена разработка законопроектов "О государственных активах" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных активов". Нашим министерством создана межведомственная рабочая группа по разработке вышеуказанных законопроектов. В разработке документов принимают активное участие представители парламента, а также отечественные ученые-специалисты по гражданскому законодательству. В настоящее время законопроекты дорабатываются с учетом замечаний и предложений членов рабочей группы и местных исполнительных органов, а также общественных объединений и ассоциаций. Кроме того, законопроекты подвергаются научной и антикоррупционной экспертизе.
- Что принципиально нового будет содержаться в этих документах для улучшения управления госактивами?
- В чем необходимость и актуальность разработки основного законопроекта? Вопросов накопилось очень много, начиная с перечня госактивов, заканчивая осуществлением контроля за их управлением, ведь в последнее время созданы новые госинституты управления - СПК, холдинги, национальная управляющая компания, появились новые инструменты управления государственными имуществом, такие как концессия. Таким образом, возникла необходимость определения четкого и понятного механизма управления и взаимодействия государства и граждан, инвесторов в отношении государственной собственности.
В нашем законопроекте предполагается сокращение организационно-правовых форм государственного предприятия путем ликвидации права хозяйственного ведения для государственных предприятий. При этом в законопроекте будут четко определены сферы деятельности государственных предприятий. В целях эффективного управления дочерними компаниями и контроля за государственным имуществом, передаваемым в оплату уставных капиталов нацхолдингов и компаний, предлагается сократить ступени вертикально интегрированных структур управления национальных холдингов и компаний. Предлагается также образовать единый специализированный совет по вопросам нацхолдингов, куда войдут представители парламента и правительства. На законодательном уровне определяются процедуры и порядок реквизиции и принудительного выкупа для государственных нужд.
В частности, под реквизицией имущества понимается изъятие имущества у собственника с выплатой его стоимости при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, таких как чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, война. Под изъятием имущества для госнужд в проекте закона понимается принудительное возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную (республиканскую или коммунальную) собственность, осуществляемое по соглашению с собственником изымаемого имущества, а при недостижении соглашения - на основании решения суда в соответствии с настоящим законом. При этом в законопроекте четко оговаривается, на какие государственные нужды может быть изъято имущество.
- Будет ли в новом базовом законе определена степень влияния государства на стратегические объекты, которые ведь могут быть и в частной собственности?
- Правовой режим стратегических объектов определяется в отдельном разделе проекта закона. Так, стратегическим объектом, согласно проекту закона, может быть признано имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан. В настоящее время правительством определен перечень стратегических объектов. В целях предотвращения бесконтрольного перехода прав собственности на стратегические объекты и обременения их правами третьих лиц, утверждены правила использования приоритетного права покупки стратегического объекта и правила обременения стратегических объектов правами третьих лиц и их отчуждения.
- Галымжан Олжаевич, так как вы координируете работу госорганов с международными рейтинговыми агентствами, интересно знать, прогнозируется ли в свете последних политических событий снижение страновых рейтингов России и как это может повлиять на рейтинги Казахстана?
- Суверенные рейтинги страны отражают желание и способность страны отвечать по своим обязательствам. Нам кажется маловероятным существенное влияние на платежеспособность России последних событий. Хочу отметить, что на прошлой неделе рейтинговое агентство Standard&Poor"s подтвердило кредитный рейтинг России на уровне ВВВ+ и "позитивный" прогноз рейтинга. Мы не ожидаем изменений в рейтингах Казахстана, связанных с этими событиями.
- Спасибо за интервью! |