Полина КОРН, "Око", 26 сентября
С революционной идеей выступило на днях Министерство финансов. В новом Законе "Об обороте алкогольной продукции", который разрабатывается в недрах ведомства, Минфин предлагает заложить норму, обязывающую реализовывать алкогольную продукцию либо в отдельностоящих небольших магазинах, либо в специальной зоне крупных супермаркетов (последнее, кстати, уже делается без всяких "высочайших повелений"). Предложение финансистов уже вызвало самую негативную реакцию в предпринимательских кругах страны.
Задача, которую с помощью такого, прямо скажем, сомнительного нововведения пытаются решить финансисты, вполне понятна - уровень собираемости акцизов на алкоголь из года в год невысок, а теневой оборот горячительных напитков все никак не удается вывести на свет. Однако вице-министр финансов РК Даулет Ергожин привел журналистам совсем другие аргументы. "Это нам дает, во-первых, несмешение продуктов, во-вторых, уменьшение привлекательности алкогольной продукции", - сказал он. Аргумент с "несмешением" продуктов, правда, даже и обсуждать не приходится - эдак, мы дойдем до специализированных магазинов, торгующих только мясом, только молоком, только хлебом и только минеральной водой, и рядовой поход в магазин за продуктами превратится в малоувлекательное путешествие с тяжелыми сумками по различным районам города.
Второй аргумент тоже не выдерживает никакой критики. "Сейчас вы приходите в магазин за хлебом, видите рядом бутылку пива и берете ее автоматически, мы хотим исключить такой маркетинговый ход", - говорит Д. Ергожин. "Я думаю, это приведет только к очередному всплеску самогоноварения и продаже алкоголя из-под полы", - прокомментировал нашей газете предложения Минфина директор столичного филиала союза "Атамекен" Турсунбек Омурзаков. Более того, по его мнению, нововведение породит настоящий всплеск коррупционных правонарушений. "Как определить, кому давать лицензию на открытие таких специализированных магазинов, а кому нет? - Я просто уверен, что опять пострадает малый и средний бизнес, как это было при запрете торговать алкоголем в 100-метровой черте от учебных заведений. Но посмотрите, в самом центре столицы рядом с КазГЮА расположен крупный продовольственный магазин, где торгуют алкоголем. И - ничего! А вот небольшим магазинам была объявлена настоящая "100-метровая война", - продолжает Т. Омурзаков. В общем, считают предприниматели, очередные запретительные меры ни к чему хорошему не приведут и уж точно - никаким образом не скажутся на объемах потребления алкоголя населением. За трезвый образ жизни надо бороться совсем не запретительными мерами (запретный плод сладок!), а планомерной целенаправленной просветительской работой, открытием доступных спортивных секций, развитием индустрии досуга.
Концепция разработанного Минфином законопроекта предусматривает также автоматизацию обмена информацией между магазинами и Налоговым комитетом. В реалии это будет выглядеть так - магазины за свой счет будут приобретать специальные устройства, которые должны будут сканировать штрих-коды с каждой купленной бутылки алкоголя. "Человек пришел, купил бутылку водки, отсканировал при выходе, а в Налоговом комитете высветилось: в магазине таком-то купили бутылку водки. Никто не сможет по-другому работать, потому что выйдет закон, и продавцов никто не станет спрашивать", - пояснил Д. Ергожин. (Заранее жалко тех, кто, готовясь к большим семейным или корпоративным торжествам, приобретает ящик вина, шампанского или пива). "Лучше брать акцизы не с розницы, а с заводов-производителей - это намного упростит работу контролирующих органов и позволит увеличить собираемость акцизов", - считает Т. Омурзаков.
- Президент страны Нурсултан Назарбаев всегда призывает наших чиновников как можно меньше вводить ограничительные меры по отношению к малому бизнесу, - напоминает депутат Мажилиса Парламента РК Серик Оспанов, - но чиновники снова понимают указания Главы государства по-своему. Те, кому положено контролировать оборот алкогольной продукции, должны больше работать, а не увлекаться введением новых правил для бизнеса. Предпринимателю очень трудно перестраивать бизнес в угоду любителям что-то пореформировать.
Надо признать, что Минфин уже не в первый раз выдвигает идеи, которые выходят "боком" предпринимательскому сообществу, а значит, и всем нам - потребителям их услуг и продукции. Достаточно вспомнить идею с предоставлением на таможне оригиналов сертификатов на продукцию, которая создала на границе огромные "пробки" машин, груженных товарами народного потребления или с выдачей разрешений на торговлю пивом, которое практически парализовало торговлю "пенным напитком".
Похоже, и на этот раз в Минфине хотели как лучше. Вот только получается почему-то как всегда... |