Адиль Нурмаков, Ерден Карсыбеков, "Эксперт Казахстан", 20 октября
В начале октября Всемирный экономический форум (ВЭФ, также известный как Давосский саммит) представил свой очередной отчет о конкурентоспособности государств мира. Три года назад, когда первыми лицами государства впервые была озвучена задача по вхождению в топ-50 наиболее конкурентоспособных стран мира, наша республика занимала в списке 51-е место. Достаточно было сделать один шаг вперед - и цель достигнута. Но вместо этого в отчете 2006 года Казахстан опустился на пять позиций вниз, в 2007-м спад продолжился - мы упали до 61-го места. В этом оказались еще ниже - на 66-м.
Правда, на пять позиций мы опустились потому, что количество исследуемых стран выросло со 131 до 134. По вновь пересчитанным данным за 2007 год Казахстан был в прошлом году не на 61-м, а на 65-м месте. Это может быть не так обидно для правительства Казахстана - опуститься только на одну, а не на пять позиций (и не на 11 - как это было, опять же по пересчитанным данным, в 2007 году), если бы не устойчивая тенденция к ухудшению не только сравнительной, но и качественной оценки страновой конкурентоспособности. Общий балл упал с 4,6 до 4,11, и наибольшее падение показали макроэкономические факторы - закономерно ослабевшие на фоне кризиса ликвидности, рынка кредитования и двузначной инфляции.
Постоянное движение Казахстана вниз можно назвать хроническим синдромом "конкурентной отсталости" или "реформистской недостаточности" республики. То же самое происходит и в других рейтингах, постоянный мониторинг которых помогает выявить печальную тенденцию - несмотря на все декларируемые и реальные усилия правительства, ситуация в ключевых аспектах конкурентоспособности не улучшается качественно.
Топ-конкуренты
Вопреки нервирующим весь мир тенденциям на рынках Америки и голосам скептиков о неизбежном коллапсе крупнейшей экономики в мире, Соединенные Штаты вновь, как и в прошлом году, возглавляют рейтинговую таблицу ВЭФ. Однако, поскольку проблемы этого года будут учитываться только в следующем отчете, можно в 2009 году ожидать смену лидера. Не исключено, что место Америки займет Швейцария, стабильно попадающая на вторую позицию рейтинга. За ней следуют Дания, Швеция, Сингапур, Финляндия, ФРГ, Нидерланды, Япония и Канада.
На постсоветском пространстве лучше всех выглядят страны Балтии. Впрочем, не так хорошо, как в прошлом году. Эстония занимает 32-е место против 27-го в 2007 году, Литва - 44-е (в 2007-м было 38-е), Латвия - 54-е (в прошлом году 45-е). Россия, напротив, упрочила свои позиции на семь пунктов и поднялась до 51-го места, главным образом благодаря большому размеру рынка и улучшающимся показателям макроэкономической стабильности. Остальные страны СНГ расположились в нижней половине рейтинга.
Медленно и печально
На первый взгляд Казахстан отличился, заняв наиболее высокое место среди стран Центральной Азии (Туркменистан и Узбекистан не участвуют в рейтинге, Таджикистан занимает 116-ю, а Кыргызстан - 122-ю позицию) и второе в СНГ после России, поводов для радости нет. В 2006 году мы лидировали среди стран Содружества. Главной проблемой в этом году стало бремя инфляции, значительно подпортившей общую картину макроэкономической стабильности. По этому показателю Казахстан оказался на 121-м месте из 134 стран. Вниз нас толкают также коррупция, проблемы налогообложения, инфляция, а также доступность кредитов и инфраструктурные трудности. В этом же ряду - низкая квалификация рабочей силы, неэффективность бюрократии, преступность и потенциал политической нестабильности. Стабильность банков ВЭФ поставила на 124-ю позицию, что ближе к хвосту рейтинга. Также ни одного конкурентного преимущества не отмечено в технологическом потенциале страны.
Нельзя сказать, что ситуация меняется только к худшему. В отличие от 2007 года, когда по всем трем категориям критериев у Казахстана наблюдался регресс, в нынешнем году незначительный рост, измеряемый сотыми долями индекса, показали факторы эффективности и инноваций. Среди сильных сторон страны называют эффективность рынка труда (а именно гибкость практик найма, увольнения и определения окладов), макроэкономические плюсы в виде сбалансированного бюджета и низкого соотношения внешнего долга к ВВП. Но на фоне успехов других стран успехи Казахстана выглядят достаточно бледно. Скажем, Маврикий, который в прошлом году стоял на 60-м месте, обгоняя нас всего на одну позицию, в 2008-м уже взобрался на 57-е - а мы продолжили движение в обратном направлении. Или Коста-Рика - тоже государство, к которому мы по советской инерции относимся как к экзотической банановой республике - в прошлом году была на 63-м месте, а в нынешнем рейтинге поднялась до 59-го. Россия - при всех противоречиях ее госкапитализма, высоком уровне коррупции и вертикализации властного аппарата - два года назад находилась на 62-м месте, в 2007-м поднялась до 58-й строки, а в этом году заняла ту же позицию, на которой Казахстан был три года назад.
По мнению аналитика BCC-invest Маулена Усенова, откат Казахстана на пять позиций в рейтинге конкурентоспособности вполне обоснован. "Нас подвела уязвимость финансовой системы к внешним шокам", - полагает эксперт. По его мнению, существенные законодательные изменения, в первую очередь в налоговой сфере, говорят о том, что законодательство продолжает изменяться и характеризуется бизнес-сообществом как нестабильное.
"По мере стабилизации макроэкономической ситуации Казахстан вернет себе утерянные позиции. А вот дальнейшее продвижение в рейтинге займет куда более продолжительное время. Улучшение ситуации с коррупцией, с инфраструктурой (наиболее проблемные области) потребует значительного времени, ресурсов и политической воли", - замечает г-н Усенов. |