Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 6 декабря
В начале осени глава Минэнерго Сауат Мынбаев объявил о том, что в недрах курируемого им ведомства идет работа над законопроектом "О недрах и недропользовании", в котором прописана новая политика государства в этой сфере. Документ передан на рассмотрение мажилиса.
Как только текст законопроекта был размещен на сайте Министерства энергетики и минеральных ресурсов, все без исключения недропользователи, работающие в Казахстане, приступили к его тщательному изучению и анализу. И практически во всех последовавших затем оценках экспертов прозвучал такой вывод: новый документ дает понять, что государство продолжает курс на расширение своих прав на собственные недра.
Наша газета подробно об этом уже писала в одном из своих предыдущих номеров. Однако не лишним было бы узнать и позицию самих разработчиков законопроекта. Сегодня наш собеседник - один из главных соавторов документа, ответственный секретарь Минэнерго Аскар БАТАЛОВ.
- Аскар Булатович, как известно, последние поправки в закон "О недрах" вводились в оперативном порядке, когда случайно всплыла информация о том, что канадская компания "ПетроКазахстан" за спиной республики выставила на продажу 100 процентов своих акций на международной фондовой бирже. Чем же была вызвана на этот раз очередная корректировка закона?
- Любой закон со временем подвергается корректировке. Это общеизвестный факт и объяснимо: меняется ситуация, а следовательно, условия и правила ведения бизнеса. И наш закон "О недрах" - не исключение.
Поправки в него, как известно, вводились в 1994 году, в 1999-м, в 2001-м и в 2004-м. То, о чем вы сейчас напомнили, это 71-я статья закона, которая закрепила приоритетное право за государством при отчуждении долей. И введение такой поправки, бесспорно, было правильным шагом. Недра - это собственность государства, и только ему принадлежит право решать, как с ними поступать.
Что же касается новых поправок в закон "О недрах", то и на это были весомые причины. Во-первых, в конце прошлого года Минэнерго по поручению главы государства приступило к проведению интенсивной ревизии по исполнению компаниями - недропользователями своих обязательств по ранее заключенным контрактам. Нарушений было немало. В суды были направлены многочисленные иски. И в ходе проведения этой полномасштабной акции выявились значительные пробелы в отечественном законодательстве. Некоторые статьи действовавшего закона трактовались двояко либо вообще не было нужных формулировок.
Например, право недропользования передается банку в залог. Ранее у нас не было ни одного случая дефолта. Но они появились в последнее время, и тут же возникли вопросы: как быть в таком случае банкам, может ли право недропользования переходить им, и как этим правом они могут распоряжаться?
Во-вторых, некоторые наши компании сегодня получили возможность выходить на IPO, где их акции практически ежеминутно продаются и меняют своих хозяев. И получается, что если буквально трактовать действующий закон "О недрах", то владелец акций ежеминутно должен спрашивать разрешение у государства, что, согласитесь, осуществить нереально.
Кроме того, нередки случаи, когда крупные компании проводят реструктуризацию. Тогда как же им решать вопрос отчуждения внутри вновь созданных "дочек", так как и в этом случае требуется получение разрешения у министерства. И таких примеров, когда некоторые пункты закона трактуются неоднозначно или не отрегулированы, было множество, что и стало поводом для принятия нового законопроекта о недропользовании.
- Известно, что поправки коснулись и правил проведения конкурсов на получение прав на месторождения. В чем их суть?
- Раньше в конкурсе на разработку месторождения могли принять участие все, начиная от малых частных предприятий и различных ТОО. А в новом проекте закона изменен порядок предъявления квалификационных требований. К конкурсу будут допускаться лишь те, у кого действительно есть реальные возможности: финансы, опыт работы, необходимая производственная база, профессиональный коллектив, сертификаты.
И, конечно же, при таких требованиях сегодня возникает недовольство: мол, теперь в конкурсах могут выигрывать только "нувориши". Но мы отвечаем: извините, ведь эта отрасль очень капиталоемкая и требует масштабных инвестиций. Тем самым мы стараемся навести порядок при предоставлении прав на недра и сразу же отсеять тех, кто мог бы в будущем спекулировать полученным правом. Ранее нередки были случаи, когда выигрывают конкурс и до подписания контракта пытаются перепродать право на разработку месторождения.
Поэтому изменена конкурсная процедура. В законопроект мы ввели два главных критерия: это подписной бонус и затраты на социальное развитие региона. Правда, сейчас предлагается включить еще и третий: необходимость соблюдения принципа казахстанского содержания.
- Какие еще изменения ждут недропользователей?
- Предполагается, что не будет совмещенных контрактов. То есть контракт на разведку и контракт на добычу будут разделены. Еще одна важная поправка касается процедуры подготовки контракта. Раньше он подписывался, когда в нем содержались лишь предложения конкурсантов по разработке месторождения. Как правило, цифры по запасам месторождения и инвестициям были приблизительными.
А в новом законопроекте сказано, что контракт будет подписываться только после того, как будет готова вся проектно-техническая документация проекта. Это позволит получить конкретные цифры как по объему запасов месторождения, так и по объему требуемых в таком случае работ и, конечно же, необходимой суммы инвестиций.
Изменения коснутся и центральной комиссии по разработке. Ранее в нее входили специалисты отрасли, представители консалтинговых компаний, руководители проектных институтов, а во главе был лишь один чиновник из министерства. И в какой-то момент эта комиссия стала сама себе противоречить, так как те же директора проектных институтов лоббировали компании, которые заказывали им разработку проекта. Они и сами в этом признавались, но на тот момент не было нужных специалистов,
Теперь центральная комиссия по разработкам будет работать при Комитете геологии Минэнерго. И в нее войдут только государственные служащие министерства, которые уже подготовлены и отвечают требуемому уровню.
- Главное нововведение законопроекта в том, что впредь одна из самых привлекательных "фишек" инвестиционной политики в казахстанской нефтянке - соглашение о разделе продукции (СРП) полностью исключается. Почему министерство решило пойти на такой шаг?
- Да, СРП давало инвесторам гарантии неизменности контракта. И тогда было немало преимуществ для инвесторов. Но с точки зрения государства это было не очень выгодно для нас. Напомню, что заключались эти контракты в то время, когда цена на нефть была предельно низкой. К тому же тогда у нас еще не было юристов такого уровня, которые могли бы защищать наши права.
Не следует забывать и обстоятельства того периода. Вспомните, как пришел к нам "Шеврон". Эту компанию пригласил глава нашего государства под свои гарантии. Нам надо было их привлечь, мы предоставляли льготы, при этом не надо забывать, что и инвесторы несли определенные риски.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Цена на нефть выросла в разы. И даже, несмотря на то, что сегодня наблюдается ее снижение, в мире мало крупных разведанных месторождений, и спрос на наши недра только растет. Поэтому при таком раскладе необходимо, чтобы соблюдался баланс интересов - не только недропользователей, но и государства.
- Что предлагается взамен СРП?
- Обычные модели контрактов, которые будут заключаться с учетом нового Налогового кодекса. А те, которые были заключены ранее, будут пересмотрены с учетом новых налоговых ставок. Подчеркну, что с начала этого года мы не подписали ни одного контракта по СРП.
- Но в связи с отменой СРП опять муссируются разговоры, что Казахстан теряет свою инвестиционную привлекательность:
- Нет. Отказавшись от СРП, республика не потеряет своей инвестиционной привлекательности. Во-первых, потому, что сейчас мы устраняем двойное толкование закона. Все его пункты будут понятны, и тогда не будет никаких лазеек для нарушений. Во-вторых, правила игры теперь будут для всех одинаковы, все равны, все транспарентно.
- Аскар Булатович, что вы скажете на заявления экспертов о том, что с принятием поправок государство взяло курс на расширение своих прав?
- Я не хочу опровергать это заявление. Нет ничего плохого в том, что государство будет иметь больше прав влиять на процессы в отрасли. Такова наша новая идеология: государство должно контролировать недра, которые ему принадлежат. Мы ведь не доходим до каких-то радикальных мер, до полной национализации своих недр, которая имеет место быть в некоторых странах. Но в разработке Каспийского шельфа присутствие государства в проектах должно быть максимальным.
Да, у нас есть подписанные договоренности, и мы не отказываемся от них и будем их соблюдать, но при этом все должны понять, что правила игры несколько изменились: все проекты на недра открыты, но лишь в тандеме с нацкомпанией, которая представляет интересы государства.
И я верю, что в какой-то момент не только иностранные, но и отечественные компании будут вкладывать свои инвестиции в разработку наших недр на Каспийском шельфе. |