Рахман АЛШАНОВ, доктор экономических наук, профессор, "Казахстанская правда", 16 января
Антикризисные меры объединенного мира - шанс на будущее
Важным уроком глобального кризиса стало то, что для принятия решений, фигурально выражаясь, "за одним столом сидит весь мир". Участники вашингтонского саммита (лидеры государств - членов "группы 20", представители ЕС, ООН, МВФ, Всемирного банка) 15 ноября 2008 года в принятой по итогам форума совместной декларации заявили о намерении восстановить рост мировой экономики: "Мы твердо намерены усилить наше сотрудничество и работать совместно для восстановления глобального роста и осуществления необходимых реформ мировых финансовых систем".
Участники саммита подчеркнули, что "в течение последних месяцев наши страны предприняли срочные и исключительные меры для поддержки глобальной экономики и стабилизации финансовых рынков". Они подтвердили свою приверженность рыночной экономике: "Наша работа будет руководствоваться общим пониманием того, что рыночные принципы, открытые торговые и инвестиционные режимы и эффективно регулируемые финансовые рынки укрепляют динамизм, инновации и предпринимательство, которые важны для экономического роста, занятости и сокращения нищеты".
Были утверждены пять принципов реформ для укрепления финансовых рынков и регуляционных режимов для предотвращения будущих кризисов: 1) укрепление прозрачности и подотчетности; 2) усиление надежного регулирования; 3) поддержка честности на финансовых рынках; 4) укрепление международного сотрудничества; 5) укрепление международных финансовых институтов. В целях обеспечения демократичности принятия решений расширяется представительство развивающихся стран в международных финансовых институтах и оказывается противодействие протекционизму в соответствии с требованиями ВТО.
На саммите АТЭС в Перу предложены более радикальные меры противодействия кризису, включающие усиление взаимодействия в борьбе и координацию усилий. При этом было подчеркнуто, что главным является приверженность принципам рыночной экономики, свободной торговли, и "что в ближайшие полтора года удастся преодолеть текущий кризис". Страны АТЭС будут вести "в тесном сотрудничестве скоординированную и полномасштабную работу по преодолению нынешнего кризиса".
О значительности усилий свидетельствует масштаб предпринимаемых мер. Эти затраты выше потерь от ипотеки в 50 раз, прямого ущерба более чем в три раза. Так, по оценке ряда исследовательских компаний, объем потерь и антикризисных мер ведущих стран мира оценивается в 9,2 трлн. долл. Предполагается, что для Великобритании преодоление кризиса в конечном счете обойдется 37 % ВВП, США - 3,5 трлн. долл., или 25 % ВВП, Германии - 893 млрд., 25% ВВП, Китаю - 586 млрд., 20 % ВВП, Японии - 443 млрд., России - 222 млрд., 13,9 % ВВП, Казахстану - 22,7 млрд., 17 % ВВП, Индии - 4,1 млрд. долл. Эти затраты далеко не последние, правительства ими не будут ограничены.
Государства намерены поддерживать усилия, предпринимаемые агентствами по кредитованию экспорта, международными финансовыми институтами и частными банками, направленные на обеспечение адекватного финансирования бизнеса (включая малые и средние предприятия) и сохранение торговых и инвестиционных потоков.
Достигнута договоренность об устранении барьеров в мировой торговле: "Один из по-прежнему актуальных уроков Великой депрессии - это то, что глобальный экономический протекционизм ведет к глобальной экономической катастрофе". В XXI веке протекционизм неприемлем. "Существует риск, что замедленный мировой экономический рост может привести к призывам к протекционистским мерам, которые лишь обострят нынешнюю экономическую ситуацию", - подчеркивают лидеры стран АТЭС в совместном заявлении. В этих целях решено преодолеть кризис в ВТО, активизировать Дохийский раунд переговоров по либерализации мировой торговли, снижению цен на продовольствие и оказанию помощи миллионам людей, живущим за чертой бедности.
На фоне мировых финансовых трудностей усилилась критика свободного рынка с одновременным требованием усиления вмешательства государства, которое может помочь компаниям сгладить последствия, смягчить падение. В этом суть экономической демократии. "Для правительства не менее важно сопротивляться соблазну перестараться и установить такие нормы, которые будут подавлять новое и задушат рост", - отмечалось выступающими.
Согласие США, Китая, Японии и других стран, входящих в АТЭС, свидетельствует об очень многом. Становится очевидным, что позитивного в международном сотрудничестве больше, чем от экономического противостояния, соперничества. Конкурентная экономика уступает экономике согласия. Слишком большая цена может быть заплачена за охлаждение мировой торговли и экономики в целом. Оздоровление должно происходить рыночным путем. Но этот процесс нужно осуществлять менее болезненно для работающих, для населения. Основной упор - на смягчение негативных социальных последствий и гармонизацию перемещения рабочей силы в другие сферы, усиление гарантий, механизмов страхования и т. п.
Таким образом, основное положение общемировых антикризисных программ - бороться с кризисом необходимо совместно. Однако, оказывая помощь бизнесу, финансовой системе, предпринимательству, следует исходить из ключевых принципов рыночной экономики, вмешательство государства должно быть временным, не препятствующим свободной конкуренции. В современных условиях возрождение протекционизма неприемлемо, и в связи с этим кризис в ВТО необходимо преодолеть, продолжив переговоры в Дохе для укрепления свободной торговли. Особое место занимают вопросы регулирования международной финансовой системы, деятельности мировых финансовых центров, анклавов - офшорных зон и хедж-фондов.
В настоящее время каждое правительство реагирует на кризис своими собственными денежно-кредитными и бюджетными мерами. Проблема - в усилении международной согласованности всех этих мер по срокам и объемам. В новых условиях статус международных финансовых организаций и учреждений должен быть повышен. Поднимается вопрос о повышении статуса международных организаций - ООН, МВФ и ВБ.
Доминик Стросс-Кан, директор Международного валютного фонда, анализируя итоги переговоров "двадцатки", заявил, что наиболее важным результатом встречи является соглашение по поводу плана действий и согласие всех участников решительно и полностью осуществить этот план. Он отметил поддержку членами саммита "важной роли МВФ в преодолении кризиса и реформировании международных финансовых структур", оценил решимость глав мировых государств увеличить финансовые возможности фонда с целью выделения кредитов странам, чьи экономики пострадали.
МВФ уже направил на поддержку странам 200 млрд. долл. В настоящее время фонду необходимы в экстренном порядке сто млрд. долл. С этой целью ведутся неофициальные консультации с КНР и Саудовской Аравией о возможности заимствования в этих государствах недостающих средств.
МВФ полагает, что правительствам ведущих стран необходимо направить 1,2 трлн. долл. (2 % ВВП) для стимулирования экономики. Наряду с этим следует снизить налоги и учетные банковские ставки, увеличить уровни государственного заимствования для поддержания конъюнктуры и потребительского спроса, а также специальных программ по развитию промышленного сектора. Необходимо упорядочить национальные валюты и международные механизмы регулирования; повысить прозрачность публичных компаний; усилить надзорные требования; обеспечить совершенствование работы рейтинговых и аудиторских компаний; системы бухгалтерского учета; создание системы быстрого оповещения и принятия решений в мире.
Вместе с тем некоторые эксперты отмечают, что международные организации продемонстрировали неготовность к кризису. Они скептически относятся к эффективности предпринимаемых мер. По их мнению, МВФ обсуждает введение нового кредитного инструмента для стран периферии, отличного от обусловленных кредитных линий, которые никогда не использовались, так как предусмотренные ими условия были слишком обременительными. Новый инструмент не содержит условий и санкций для стран, ведущих здравую макроэкономическую политику. Они считают, что фонд готов к кредитованию стран, не соответствующих всем критериям.
Активизировались консультации на региональных уровнях. Страны Латинской и Центральной Америки, СНГ находятся в поиске совместных решений. Кризис посадил за один стол Японию, Китай и Южную Корею, обладающих значительным экономическим потенциалом. Очевидно, растущая интеграция этих стран получит дополнительный импульс с возможным выходом на введение единой валюты стран Восточной Азии типа "азиана". Страны Персидского залива намерены ввести в 2010 году единую валюту региона - "халиджи". В самой Америке возобновились разговоры об "амеро" - cевероамериканской объединенной валюте США, Канады и Мексики, о чем говорилось на техасском саммите трех стран в 2005 году. По некоторым оценкам, эта валюта могла бы появиться к 2010 году. Она выгодна для США, которые могли бы обменять новую валюту на доллар 1/10, но, по мнению экспертов, нанесет при ее введении значительный урон мировым финансам.
США: в эпицентре кризиса. Борьба за идеалы
Парадокс зарождения мирового кризиса связан с тем, что его возникновение произошло одновременно с США, и в то же время он возник вне этой страны. Чтобы знать, как лечить, с чем бороться, нужно выяснить причины болезни.
Джим Терли, президент компании Ernst & Young, полагает, что главная суть случившегося в том, что инвесторы хотели слишком быстрой отдачи. Они надеялись на получение десяти, пятнадцати, двадцати единиц отдачи в единицу времени. Поэтому все рухнуло. Причинами мирового финансового кризиса были жадность финансистов Уолл-стрит и небрежность властей США. Правительства других стран также попустительски относились к управлению финансовыми рынками и так же легко попались на приманку ипотечных облигаций, как и американские власти.
О невозврате ипотечных кредитов в начальный период заявили в США более 3,5 млн. заемщиков. Прямой ущерб - порядка 350 млрд. долл. К концу 2008 года число несостоятельных ипотечных заемщиков достигло 10 млн. И когда в панике многие стали изымать свои вклады, то целый ряд крупных компаний не выдержали и рухнули, обескровленные, с одной стороны, банкротством заемщиков, потерями от ипотечного кризиса, с другой - оттоком ресурсов вкладчиков. Уже более 13 крупнейших инвестиционных банков, страховых компаний США обанкротились, более 170 банков на грани разорения, пострадали многие европейские, азиатские финансовые структуры, вложившие свои капиталы в американские ипотечные облигации. Правительства ряда стран оказали солидную помощь этим структурам, в конечном счете поддерживая заемщиков, предложив им отсрочку, а банкам - помощь в пополнении образовавшейся бреши. Необходимо учитывать, что финансовые структуры живут и работают за счет средств инвесторов, вкладчиков.
После банкротства крупнейшего американского инвестиционного банка Lehman Brothers (активы - 691 млрд. долл., долги - 613 млрд. долл.), по образному выражению Дж. Сороса, финансовая система пережила "временную остановку сердца", и власти США и европейских стран предприняли отчаянные меры по ее реанимации. Они решили, что не позволят обанкротиться ни одному другому крупному финансовому институту, и застраховали вкладчиков от убытков. Это неожиданно вызывало негативные последствия для периферийных стран, и официальные органы были захвачены врасплох.
В последние дни ускорилось стремительное бегство за безопасностью с периферии в центр. Взлетели процентные ставки и штрафы за невозврат кредита, фондовые рынки развивающихся государств потерпели крах. Российский фондовый рынок потерял 76 %, украинский - 73,9, исландский, сербский, болгарский, кипрский - более 70 %, бразильский - 65 %, китайский - 60 %. Потери зафиксированы во многих странах мира и на всех континентах, затронули как развивающиеся, так и развитые рынки. Общее падение мировых фондовых рынков в 2008 году превысило 30 %, в том числе Доу-джонса - 35,6 %, английской FTSE - 33 %.
Динамика потребительской экономики США во многом определялась развитием кредитной психологии. Значительные масштабы ипотечного, потребительского кредитования поддерживали совокупный спрос, стимулировали производство, импорт. Насыщение рынка подтолкнуло за опасную черту, к стремлению искусственно расширить его за счет малообеспеченных путем предоставления всевозможных заемных ресурсов. В ипотечном кризисе такая философия экономики потерпела фиаско. Одновременно обрушилась экономическая политика, направленная на максимальное использование внешних долларов в реализации идеи максимизации потребления в стране, благоденствия за чужой счет. Законы рынка, стоимости сделали свое дело. Сальдо не сошлось, пришло время платить по счетам.
Острие тридцатилетнего китайского торгового наступления было направлено на самый емкий рынок - американский. Так, доля КНР на рынке экспортеров готовой одежды в США за период с 2003 по 2007 год возросла с 29,5 % до 52,8 %. Аналогичная картина и в целом ряде других сегментов. Внешнеторговая политика Китая исполняет роль финансового бумеранга. Масштабный дефляционный импорт сделал свое дело. Дешевые товары и взамен дешевые доллары. Из-за китайской политики перенакопления за счет недопотребления эти валютные накопления пришли в страну происхождения. В итоге КНР стала крупнейшим внешним кредитором правительства США и американской экономики. Это означает, что в конечном счете через США в определенной мере осуществляется самофинансирование китайской экономики.
По заключению аналитиков, экономический подъем в США в течение многих лет поддерживался благодаря растущему спросу в Китае, а огромные азиатские резервы и накопления позволяли Соединенным Штатам жить с нарастающим дефицитом текущего счета. Как отмечает Найал Фергюсон, профессор Гарвардского университета, "китайская стратегия накопления долларового резерва больше чем что-либо способствовала сохранению американской привычки жить в долг". Китайские сбережения были главной причиной того, что долгосрочные американские ставки были низкими, а долговой кутеж продолжался. Теперь, когда эпохе роста доходов без увеличения капиталовложений пришел конец, ключевое значение приобретает явление, называемое "химерикой". Это партнерство между крупным вкладчиком Китаем (Chi...) и крупной транжирой Америкой (...merica).
Госдолг США превысил 10,7 трлн. долл. Более 53 % приходится на заимствования на рынке долговых обязательств. По данным на начало декабря 2008 года, в КНР находились гособлигации США на сумму в 651 млрд. долл., в Японии - на 585 млрд. долл. Долг перед КНР растет на 25 % в год.
Создав потребительское общество в качестве основной цели, Соединенные Штаты столкнулись с пределами ее достижения. Попытки искусственно ее стимулировать потребовали выделения более 200 млрд. долл. на поддержку потребительского и ипотечного кредитования малообеспеченных, представителей среднего класса, оживление совокупного спроса. К сожалению, это не удалось. Необходимо стимулировать спрос за пределами страны, в бедных и отсталых регионах мира, последовательно и целенаправленно восстанавливать экономическое равновесие. Проблема в том, как это сделать? Достаточно очевидно, что мировые стоимостные отношения деформированы. В процессе ожесточенной конкуренции это привело к глобальным диспропорциям, перекосам в валютно-финансовых отношениях.
Доллар, освобожденный от жесткого национального контроля, вышел за пределы регулирования одной страной. Еще в 60-х годах ХХ века французский президент Шарль де Голль был обеспокоен тем, что США могут впасть в соблазн и отказаться от своей роли гаранта мировой валюты, переместив свою инфляцию за рубеж, и призвал мир вернуться к системе золотого стандарта. Согласно вашингтонскому консенсусу, на другие страны была наложена строгая рыночная дисциплина, но на США она не распространяется.
Рыночные механизмы глобальной валюты ослабли, не смогли справиться с нарастающей капитализацией денег, страстью их владельцев к перенакоплению. Возникли экономические "жировики" в виде бесконтрольных капиталов - фондов, хедж-фондов и др. Проблема приобретает глобальный характер - доллары работают во всемирном масштабе, но эффективного регулятора в мировой экономике нет. ООН такими полномочиями не располагает, МВФ и ВБ ограничены в своих действиях и не всегда умело распоряжаются. Доминирование Уолл-стрит, слабость ФРС, сдержанность конгресса разбалансировали систему сдержек и противовесов на мировом валютно-финансовом рынке. Максимально эгоистически используя силу собственной денежной единицы как всемирной валюты, США не всегда адекватно определяли ее ответственность.
Внешний и внутренний доллар пришли в противоречие. Внутренний (чисто американский) доллар-должник живет, черпает силы за счет подпорки кредиторов - внешних, интернациональных долларов - нефтяных (арабских, российских, казахстанских и др.), дефляционных, торговых (китайских), инновационных (японских, южнокорейских). Инфляционный потенциал внешних долларов создает неустойчивость внутреннему доллару. Выкупая по два млрд. долл. в день, американское правительство пытается сбить возможную инфляцию от внешних долларов, одновременно наращивая госдолг, впервые перешагнувшего рубеж в десять трлн. Страна все более становится заложником мировой экономики, которая все туже стягивается долларовым узлом.
В ходе финансового кризиса обнажились скрытые проблемы многих ведущих компаний США, вчерашних мировых брендов. Крупнейшие корпорации, и не только они, резко сокращают производство. Однако роль, которую они играют и играли на национальных и мировом рынках, негативно воздействует на весь мир, особенно на Нью-Йоркской бирже, на Уолл-стрит.
Индекс Доу-Джонс - промышленный индикатор фондового рынка, средний показатель изменения курса акций группы, включающей 30 крупнейших американских промышленных компаний, в последнее время сильно колеблется. На протяжении более чем вековой истории этого показателя различные компании то входили в систему его расчета, то исчезали из нее. В настоящее время акции ряда фирм, включенные в оценочный лист, такие как General Motors, Citigroup, подвергаются существенному давлению на рынке. Это спровоцировало падение котировок, снижение стоимости акций. Вполне вероятно, что отдельным старожилам индекса придется покинуть эту локомотивную тридцатку.
Открытая экономика оказалась бумерангом для тех, кто самонадеянно полагался на сложившиеся авторитеты. Конкуренция не прощает отставания в технологиях, инновациях, производительности. Наступило время крушения идолов, ложных героев. Каждый месяц General Motors теряет по два млрд. долл. Она объявила о закрытии 20 своих заводов. Тяжелейший спад в автоиндустрии США затрагивает интересы миллионов американцев и создает серьезные экономические проблемы. Аналогичная ситуация с другой именитой компанией. По мнению экспертов, руководство Citigroup может избавиться от отдельных видов бизнеса или полностью продать финансовую группу. Акции банка рухнули на 26 %. Банк уже объявил, что сократит 52 тыс. рабочих мест и расходы на 20 %.
Америка на грани утраты экономических символов, вековых кумиров, национального автопрома. Большинство американцев считает, что нет необходимости поддерживать неэффективные производства. Отказ конгресса США от значительной поддержки автогигантов означает одно - принципы свободного рынка дороже, чем идолы. Конкуренция будет прокладывать дорогу эффективному бизнесу, несостоявшиеся должны отойти в сторону. Если General Motors не в состоянии победить японскую компанию Toyota на американском рынке, то она должна умерить свои амбиции и уступить экономическое пространство лучшему производителю.
Йозеф Шумпетер, крупнейший австрийский экономист, в свое время отмечал, что в условиях конкуренции "идет созидательное разрушение", постоянное вымирание предприятий, которые не идут в ногу со временем, но их место занимают новые.
Похоже, американцы решили воспользоваться ситуацией и, невзирая на сложившиеся авторитеты, приступают к решительной чистке национальной экономики от всего неэффективного для сохранения мирового лидерства, стремясь доказать приверженность своему флагу.
Германия: нервозная бодрость
Кризис затронул и ведущую европейскую экономику - ФРГ. Впервые за пять лет ожидаются длительная рецессия и сокращение экспорта. Правительство Германии пессимистически оценивает экономическую ситуацию в 2009 году, полагая, что настроиться следует на плохие новости. По прогнозам Еврокомиссии, страна будет близка к стагнации. Темпы ее роста не превысят 0,1 %.
Созданный Фонд стабилизации финансовых рынков в размере 480 млрд. евро, что в два раза превышает годовой бюджет страны, предполагается использовать на обеспечение государственных гарантий межбанковского кредитования и финансовую поддержку банков. На финансовую поддержку банков и страховых компаний, которые окажутся на грани банкротства, будет направлено 80 млрд. евро, на гарантии по частным вкладам граждан - 20 млрд.
Для предотвращения спада производства и сохранения одного млн. рабочих мест разработана государственная инвестиционная программа из десяти пунктов в размере 50 млрд. евро. Введен ряд налоговых льгот для стимулирования автомобильной промышленности и ремесленного производства.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель отмечает: "Мы стабилизировали финансовый рынок с помощью государственной программы поддержки банков, однако рынок межбанковского кредитования еще не заработал в полной мере, доверие участников рынка друг к другу пока не восстановлено". Правительством принята программа по улучшению конъюнктуры в расчете, что в 2010 году начнется экономический подъем.
Вместе с тем число критиков антикризисной программы нарастает. Ряд экспертов полагает, что правительство недооценивает масштаб угроз. Пресса информирует об имеющихся различных позициях по этой острой проблеме. Так, высказывается мнение, что "германская федерация в 2009 году возьмет не слишком много кредитов, как утверждают критики, а на самом деле - слишком мало кредитов. Экономический кризис обостряется практически с каждым днем. Однако федеральное правительство своим прогнозом об увеличении ВВП страны в будущем году на 0,2 % не только надеется на относительно мягкие последствия спада для страны, но и действует соответствующим образом" (Frankfurter Rundschau).
Опубликовано сообщение, что правительство вновь не повышает налог на добавленную стоимость. Однако "проект бюджета на 2009 год нельзя назвать удачным. Он является уравнением со многими неизвестными. Последствия экономического кризиса сейчас оценить невозможно. Удастся ли, например, федерации получить столько налогов, сколько запланировано в бюджете? Скорее всего, нет. Но вместо того, чтобы предписывать министерствам жесткий курс экономии, правительство идет на увеличение расходов. В этом не было бы ничего плохого, если бы таким образом можно было обуздать экономический кризис, повысить покупательную способность населения и поддержать рынок труда. Но концепции того, как это можно было бы сделать, у правительства нет" (Thringer Allgemeine).
По мнению аналитика Норберта Вальтера, в отличие от многих других стран, переживающих кризис недвижимости и драматическую ситуацию в области строительства, в Германии имеется другая проблема - "повышенная зависимость немецкой экономики от ситуации в сфере международных инвестиций". Это, по заключению, затронет сердцевину немецкой экономики - экспорт. Он обращает внимание на то, что долгое время эта проблема просто замалчивалась.
В окружении Германии, как отмечают наблюдатели, нет второй страны, имеющей такой же почти сбалансированный госбюджет. Однако гордость, по мнению немецких аналитиков, была бы просто безответственной в настоящее время. Предпринятые меры не дают еще результатов. Спад в экономике продолжается. Поэтому поиск эффективных путей должен быть продолжен.
Великобритания: ставка на вековые традиции
Преодоление последствий глобального кризиса для Великобритании спасением банка Нортон рок не ограничилось. Правительством страны, испытавшей впервые за последние 17 лет рецессию, принят план финансового стимулирования развития экономики. Сюда включаются такие основные меры, как снижение налогов и повышение государственных расходов.
Общая стоимость пакета финансовых мер составляет 20 млрд. фунтов стерлингов, который предполагает снижение в период с первого декабря 2008 по январь 2010 года налога на добавленную стоимость с 17,5 % до 15 %. Плюс оказание помощи домовладельцам, у которых возникли проблемы с ипотечными выплатами, а также поддержку пенсионеров и малого бизнеса.
В результате принятия этих мер дефицит государственного бюджета Великобритании в следующем году достигнет 118 млрд. ф. ст., что составит 8 % ВВП против предыдущих прогнозных показателей в 2,6 %. Эти меры, по мнению правительства, позволят сократить длительность экономического спада.
Для компенсации снижения НДС предполагается повысить налоги на бензин, алкоголь и табак. А с 2011 года поднять ставку подоходного налога для тех, кто зарабатывает более 150 тыс. ф. ст. в год с 40 % до 45 %. Это самый высокий показатель за последние 20 лет. Предусматривается также увеличение взносов в фонд социального страхования для всех граждан.
Прогноз развития экономики Великобритании в 2008 году понижен с 1,75-2,25 % до 0,75 %. В 2009 году ожидается спад на 0,75 % - до 1,25 %. Подъем ожидается не ранее 2010 года.
Данный план неоднозначно встречен экономистами и политиками, ряд из них дали отрицательную оценку. Вместе с тем большинство склоняется к тому, что предложенный пакет мер позволит поддержать английскую экономику, в наибольшей степени пострадавшую от негативных последствий мирового кризиса в связи с тесной зависимостью от положения на рынке жилья, а также в сфере финансовых услуг.
Япония: полезный вывод из горького опыта
Особую стабилизационную политику по преодолению официально зафиксированной рецессии без объявлений об "антикризисных планах" реализует Япония. ЦБ и правительство этой страны не намерены менять экономический курс и ограничиться умеренной рецессией до середины 2009 года.
Эксперты отмечают, что правительство Японии в отличие от правительств США, стран ЕС, Великобритании, КНР и России крайне осторожно комментирует темы финансового кризиса в стране. Несмотря на отсутствие официального "плана спасения", масштабы поддержки Банком Японии и правительством страны национальных компаний достаточно существенны. Причем антикризисные меры начали предприниматься еще в августе 2008 года. Правительство объявило о налоговых компенсациях компаниям на 118 млрд. долл. Второй пакет поддержки связан с тем, что Банк Японии заложил резерв в 900 млрд. долл. и предусмотрел 275 млрд. долл. на вливание в банковскую систему для расширения кредита.
Приоритеты японского правительства и ЦБ ориентированы не на экспортную поддержку и не на спасение крупных компаний, а на кредитование малого и среднего бизнеса, занятого преимущественно удовлетворением внутреннего спроса в Японии. Пакет налоговых компенсаций физическим лицам в 50 млрд. долл. предполагает поддержку ипотечного рынка.
Банк Японии ожидает мягкой рецессии вместо быстрого кризиса, не резкого спада, а перехода экономики страны в неглубокую относительно других крупных экономик рецессию. Масааки Сиракава, возглавляющий Банк Японии, заявил об отказе от дальнейшего снижения ставки рефинансирования, полагая, что снижение этого показателя в нынешних условиях окажет "негативное влияние" на все сектора японской экономики, вошедшей в рецессию.
Многие аналитики полагают, что рецессия в стране может показать более высокую устойчивость ее экономики по сравнению с США и странами Европы. В 2009 году, по прогнозу ОЭСР, ВВП Японии уменьшится на 0,1 %, в то время как этот показатель в США сократится на 0,9 %, а еврозоны - на 0,5 %. На эти особенности влияет, по мнению Джеспера Колла, главного исполнительного директора хеджевого фонда TRJ (Tantallon Research Japan), то, что в Японии рецессия циклическая. В США она может быть структурной.
Последние два десятилетия рост ВВП в Японии был не очень быстрым, что вместе с низким уровнем задолженности компаний и потребителей привело к созданию стабильной экономики. Японские банки располагают достаточными резервами капитала и все еще могут позволить себе выдавать кредиты, поскольку эффективность работы производителей экспортной продукции значительно выросла, а объемы частных сбережений остаются высокими и помогут поддержать уровень потребительских расходов во время спада.
Норма сбережений в этой стране составляет около 3% против 0,4 % в США, и это поможет японским потребителям спокойнее пережить спад. "Экономика, корпорации и домохозяйства пережили процесс реструктуризации, и сейчас у Японии нет такой необходимости в перенастройке собственной экономической системы, как у других стран", - полагают токийские специалисты.
Сравнительное здоровье японской экономики, как отмечается аналитиками, связано с негативным опытом прошлого. После бума Япония почти десятилетие боролась с затяжными экономическими проблемами. За девять лет фондовый индекс Nikkei 225 потерял 67 % стоимости, цены на землю и недвижимость сократились наполовину, а рост проблемных кредитов поставил многие банки на грань коллапса. В 2001 году многие ученые и специалисты задавали вопрос, сможет ли Япония быть конкурентоспособной?
Исходя из своего "плачевного" опыта, японские компании уменьшили зависимость от заемного капитала, и в настоящее время почти четверть японских предприятий не имеют долгового бремени. Объемы банковских депозитов на треть превышают их кредиты. Финансовые компании Японии отказались от рискованных инвестиций, которые подорвали состояние американских фирм накануне мирового кризиса. В условиях обесценки акций на фондовых рынках мира и роста курса иены японские корпорации втрое увеличили расходы на поглощение иностранных компаний по сравнению с прошлым годом, закрепляя свое присутствие во многих странах.
Вместе с тем, как отмечают аналитики, все эти положительные моменты не помогли стране избежать рецессии, поскольку ее зависимость от экспорта в Европу и США слишком велика. Однако специалисты уверены, что спад в японской экономике не будет ни особо глубоким, ни слишком длительным, ни отягощенным дополнительными трудностями. "Проблема Японии очевидна - ее рецессия вызвана зависимостью от экспорта. Это неприятно, но не слишком затруднительно", - утверждает Ричард Джеррам, главный экономист Macquarie Securities.
Продолжение следует |