"Красная звезда", 21 января
Мировая экономика продолжает испытывать серьезные трудности, и ведущие экономисты предрекают ей в этом году новые кризисные потрясения. Со своим традиционным прогнозом на 2009 год выступил недавно на сайте http://worldcrisis.ru Михаил Хазин, известный эксперт в области мировой экономики. Его прогнозы не раз доказывали свою точность, поэтому оправданно ознакомиться с новым прогнозом этого аналитика (публикуется с сокращениями).
Начнем с анализа прогноза предыдущего, 2008 года, в котором констатировалось, что элита Запада не только осознала неизбежность кризиса, но и начала говорить о нем открыто, хотя в качестве "официальных" причин кризиса на тот момент выдвигались исключительно проблемы на рынке ипотечного кредитования. В феврале - марте прошедшего года в процессе обострения проблем, связанных с рынком ипотечных ценных бумаг, стало понятно, что страховые компании не могут в полном объеме нести ответственность за свои обязательства по бумагам, находящимся на их балансе. Наиболее остро этот вопрос поднял губернатор штата Нью-Йорк Эллиот Спитцер, который потребовал от компаний, зарегистрированных в его штате, в двухнедельный срок увеличить их уставные капиталы с целью обеспечить положительность собственного капитала, за что мгновенно поплатился своим местом.
Причина такой реакции той части американской элиты, которая связана с финансовым сектором, с экономической точки зрения совершенно понятна. Дело в том, что крупные страховые компании, многие из которых зарегистрированы в штате Нью-Йорк, имели (и до сих пор имеют) высший рейтинг по оценкам всех крупнейших рейтинговых агентств. Снижение его было категорически необходимо с точки зрения объективных финансовых показателей, но было для этих компаний абсолютно недопустимо практически. Падение их рейтингов неминуемо вызвало бы тотальный обвал всех финансовых рынков. И из двух зол финансовая элита выбрала, по ее мнению, меньшее, после чего будировать эту тему было, что называется, "чревато", в чем и убедился губернатор (теперь уже бывший) штата Нью-Йорк Спитцер.
Наложение запрета на обсуждение темы достаточности капиталов страховых компаний и механизмов определения их рейтингов поставило всю финансовую элиту перед другой проблемой. Фактически мир весной 2008 года признал, что независимой (то есть не связанной с субъективным мнением самих финансовых институтов) системы оценки финансовых рынков больше не существует. Как следствие, мир вообще, а США особенно оказались в тисках одного из самых мощных кризисов взаимного недоверия и соответственно ликвидности, уж коли "секьютеризация" (т.е. получение кредита под залог ценных бумаг) была в последние годы одним из главных источников наличных денег для практически всех коммерческих структур.
С учетом колоссального объема американских финансовых рынков отсутствие системы оценки рисков сделало совершенно невозможной более или менее нормальную экономическую деятельность. В этой ситуации можно вполне уверенно утверждать, что уже с весны 2008 года современная нам мировая финансовая система фактически завершила свое существование.
Вторым принципиальным моментом, занимающим важное место в прогнозе, было рассуждение о взаимоотношении Европы и США в рамках системы "Атлантического единства". Эти отношения действительно играли крайне важную роль в ушедшем году. Их развитие отмечено тем, что к концу 2008 года США сумели "сломать" активность Евросоюза в части попыток заменить доллар на евро в мировой финансовой системе. Еще летом в условиях острого кризиса ликвидности, когда все основные страны мира и в первую очередь США понижали учетную ставку, Евроцентробанк ее повышал.
Единственной причиной такого поведения могло быть желание предложить миру альтернативу доллару - прежде всего в его статусе мировой торговой валюты и, возможно, впоследствии в статусе резервной валюты. Если бы начавшийся кризис действительно был чисто финансовым, такой план имел бы право на существование. Но кризис стал структурным, а значит, характерной его чертой явилось быстрое падение спроса прежде всего в США, а затем и во всем мире. И, скорее всего, денежные власти Евросоюза не учли этого обстоятельства. Как следствие, быстрое падение европейского экспорта и последовавшие за ним депрессионные явления вынудили руководство ЕС отказаться от своих амбициозных планов.
Еще одной важной составляющей частью прогноза были рассуждения о позиции Китая и начале его программы переориентации на внутренний спрос с целью компенсировать падение спроса на китайский экспорт в США. Судя по всему, Китай не ожидал такого быстрого падения совокупного спроса в США. В результате экономические показатели этой страны к концу года резко ухудшились.
Еще одним важным элементом прогноза были рассуждения о том, как именно денежные власти США будут перераспределять риски внутри своей банковской системы. До недавнего времени "неприкасаемыми" в США были крупные банки Уолл-стрита. Напомним, что единственный за последние годы министр финансов США, который не был до этого руководителем банка "ГолдманСакс", О’Нил был уволен с характеристикой: "за недостаточный учет в своей политике мнения финансовой элиты" (читай: банков Уолл-стрита).
В нашем прогнозе на прошлый год говорилось о том, что в условиях начинающегося кризиса не исключено, что акцент в политике США будет серьезно изменен - на сохранение мелких и средних региональных банков, которые принципиально важны для сохранения стабильности американской финансовой системы. Именно это и произошло в прошедшем году: массовые банкротства крупнейших банков США с одновременным открытием "кредитного окна" Федеральной резервной системы (ФРС) для мелких и средних банков, гибель самой системы инвестиционных банков Уолл-стрита (которые и были акционерами ФРС) стали знаковыми событиями, продемонстрировавшими принципиальный слом всей финансовой модели, созданной в 1944 году в Бреттон-Вуде.
Дальнейшие рассуждения в прошлом прогнозе касались развития ситуации, исходя из предположения, что острая стадия кризиса все же не случится в 2008 году. Основания для таких расчетов были. Но реальное развитие ситуации показало, что, скорее всего, у американской элиты нет ни понимания реальных причин кризиса, ни соответственно адекватного антикризисного сценария. Почему нет - это вопрос отдельный, то ли качество экспертов сильно "хромает", то ли произошел серьезный раскол элит.
Уже в самом начале президентской выборной гонки в США из нее выбыл самый качественный антикризисный управляющий - Джулиани, а затем спор шел между ветераном "холодной войны", самым старым в истории претендентом на место в Белом доме Маккейном и демократической парой" - Обамой и Клинтон. Последняя явно представляла собой попытку "реинкарнации" администрации Клинтона, со всеми ее замашками, построенными на "неисчерпаемых" ресурсах разграбляемых остатков СССР. А вот Обама казался символом перемен, что и позволило ему выиграть предвыборную кампанию.
Но еще до этого в США началась острая стадия кризиса. "Ящик Пандоры", то есть прорыв инфляции в потребительский сектор, открылся уже в августе 2007 года. В условиях усилий ФРС и казначейства США по вложению в экономику как можно большего количества денег для борьбы с кризисом ликвидности еще можно было бы продержаться какое-то время, но тут произошел "несчастный случай". Секретарь казначейства (министр финансов) США Г. Полсен решил поддержать республиканского кандидата Маккейна и использовал для этого два инструмента.
Во-первых, он начал снижать мировую цену на нефть, которая росла все лето. Напомним, что эта цена формируется на финансовом рынке нефтяных фьючерсов, который во многом контролирует инвестбанк "ГолдманСакс" (ранее его возглавлял Полсен). Во-вторых, он начал поднимать курс доллара относительно других валют, для чего совершил турне по всему миру, предлагая главам центробанков разных стран покупать доллары. Видимо, доводы Полсена оказались убедительными, мировые центробанки начали скупку доллара США и он начал расти. И такая комбинация теоретически позволяла поднять рейтинг республиканской администрации среди избирателей, поскольку понижала цену бензина и уменьшала стоимость импортных товаров, китайских в первую очередь.
Реальность же, как это часто бывает, оказалась несколько иной. Вывод центробанками большого количества долларов с рынков и резкие колебания цен на ранее стабильно росший актив (нефтяные фьючерсы) испугали руководителей крупных фондов, которые в свою очередь заморозили большое количество наличных долларов "до лучших времен". Это и вызвало резкое обострение кризиса долларовой ликвидности.
Основными его жертвами стали банки, особенно крупные, и домохозяйства. Последние в условиях инфляции были вынуждены резко сократить свой спрос, который уже нельзя было компенсировать все возрастающими кредитами, в частности из-за резко усложнившихся условий "секьютеризации" задолженности.
Сегодня можно уже смело говорить, что острую стадию кризиса, которая, как и в период Великой депрессии 1929-1933 годов, состоит в быстром падении совокупного спроса, остановить уже невозможно. Но если тогда реальный экономический кризис начался весной 1930 года, а "дно" было достигнуто во второй половине 1932 года, то сейчас он будет продолжаться дольше. И потому, что в его течение вмешиваются структурные проблемы, и потому, что власти США из политических соображений максимально затягивают его продолжительность.
Что нас ждет в 2009 году? Все обозначенные тенденции, относящиеся к острой стадии кризиса, остаются в силе. И в первую очередь разрушение системы оценки финансовых рисков и страхования финансовых активов. С точки зрения общеэкономической, это означает, что система рефинансирования убытков компаний и перенесения их "на потом" работать перестает. И в этом смысле начавшийся 2009 год станет годом признания убытков компаний. Этот процесс начался уже в прошлом году, но его масштаб и скорость сильно вырастут в этом.
Проблема состоит в том, что вся мировая экономика на протяжении десятилетий строилась на эмиссионном стимулировании спроса, а значит, в условиях быстрого его спада становится убыточной практически полностью. В последнее время эту проблему на Западе решало государство, которое фактически брало на себя все убытки, покрывая их частично из бюджета, а частично из эмиссии. Поскольку альтернативы не видно, то этот процесс будет только расширяться. А значит, "парад девальваций" национальных валют будет продолжаться не только для того, чтобы поддержать спрос на продукцию национального производства, но и для того, чтобы взять на себя убытки национального производителя.
Понятно, что для каждой конкретной страны это не может продолжаться бесконечно, причем чем меньше страна (с точки зрения масштабов экономики), тем быстрее она в этой ситуации должна будет признать суверенный дефолт. И, скорее всего, именно в наступившем 2009 году мы увидим на первом этапе единичные, а потом все более и более частые суверенные дефолты.
В этих условиях новой администрацией США теоретически мог бы быть реализован сценарий поведения, который более свойственен англо-саксонской хозяйственный системе: быстрое банкротство предприятий, оздоровление их балансов с резким ухудшением финансовых показателей государств. Он позволяет активизировать экономику государства, автоматически (за счет падения национальной валюты) поддерживает внутреннее производство и экспорт, существенно увеличивает прозрачность экономических отношений, уменьшает коррупцию. Негативные факторы этого сценария состоят в резком падении уровня жизни населения, высоком уровне социальной напряженности, высокой вероятности суверенного дефолта.
Если бы Обама действительно хотел перемен (под лозунгом которых он и был избран), тогда он пошел бы этим путем. Но весь состав его администрации практически полностью состоит из деятелей времен Клинтона, и они будут тянуть ситуацию до конца. Тянуть и тянуть, максимально растягивая удовольствие распределять бюджетные деньги и контролировать мировую финансовую систему. Кроме того, такой сценарий позволяет поддерживать жизненный уровень населения США и не допускать мощных социальных выступлений (хотя, по ряду данных, власти страны к ним готовятся).
Разумеется, все это возможно только до некоторого момента, но я предположу, что наступит он уже за пределами 2009 года, хотя некоторые эксперты считают, что резкие события начнутся уже этой осенью.
Это означает, что власти США в этом году будут сохранять достаточно высокий курс доллара, развивать программы точечной поддержки отраслей и предприятий, увеличивать дефицит бюджета, максимально поддерживать спрос за счет увеличения социальных программ и дотируемых кредитных программ. Все это будет сопровождаться активной риторикой о необходимости "на время" затянуть пояса.
Во внешней политике США будут прилагать максимальные усилия для того, чтобы сохранить status quo хотя бы в части обеспечения свободной конвертации доллара во всех странах, где это будет возможно.
А вот в Европе все будет гораздо сложнее. Во-первых, потому, что есть отдельно Евросоюз, а отдельно - составляющие его страны. Во-вторых, потому, что есть зона евро, которая управляется независимо. Наконец, в-третьих, потому что в ЕС есть страны-экспортеры и страны-импортеры.
Теоретически странам-экспортерам (в первую очередь - Германии) нужен слабый евро. Однако может оказаться, что в рамках укрепления своих позиций в Европе Германию как раз вполне устроит усиление евро, поскольку другие страны ЕС будут испытывать куда большие трудности, позиции Германии, ее банков и компаний будут существенно усиливаться. Есть серьезные основания считать, что Германия будет ресурсами государства вытаскивать часть компаний и банков с целью облегчить их экспансию на территорию Европы. А вот к "чужим" компаниям отношение Германии (читай, ЕС и Евроцентробанка) будет максимально жесткое, в том числе чтобы легче было брать их под контроль.
Отметим, что в наступившем году все большую роль в мировой экономике будут играть государства - в противовес транснациональным корпорациям, в частности банкам, которые диктовали условия предыдущие десятилетия.
Что касается Юго-Восточной Азии (ЮВА), то здесь все будет определяться главным обстоятельством: отношениями Японии, Китая и Южной Кореи. Если они договорятся о сотрудничестве и создании единой валюты, то доллар мгновенно резко потеряет во влиянии в мире и распад на валютные зоны произойдет практически мгновенно. В этом случае есть вероятность, что США объявят дефолт по доллару и перейдут на новую валюту ("амеро"), хотя не исключено, что момент для такой трансформации уже упущен.
Если же договориться не удастся или будет принято решение отложить действия, то страны ЮВА будут играть, что называется, "вторым номером".
Завершая прогноз, несколько слов о наиболее вероятном развитии событий с точки зрения макроэкономики. ВВП США скорее всего по итогам 2009 года упадет процентов на 10-12. Аналогично упадет в США совокупный спрос. Падение это будет неравномерным - во втором квартале может быть даже небольшой рост, если активность новой администрации по поддержке спроса будет достаточно высокой. Соответственно к середине года доллар может припасть относительно других валют, а вот к осени должен начаться новый острый "приступ" кризиса. Велика вероятность, что к этому времени новое американское руководство будет активно создавать в мире очаги локальной напряженности, на которые можно будет списывать внутренние проблемы. |