NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 16:39 ast
14:39 msk

Серые кардиналы "Самрук-Казыны"
Власти надеются, что принятие нового закона о социально-предпринимательских корпорациях сделает их представительствами ФНБ "Самрук-Казына" на местах, тем самым превратив в своеобразные локомотивы по развитию регионов…
11.02.2009 / экономика

Дамир Мухаметов, "Бизнес и власть", 10 февраля

Власти надеются, что принятие нового закона о социально-предпринимательских корпорациях (СПК) сделает их представительствами ФНБ "Самрук-Казына" на местах, тем самым превратив в своеобразные локомотивы по развитию регионов. Эксперты одобряют планы, радуются намечающемуся усилению позиций СПК, но вместе с тем настаивают на ужесточении общественного контроля над корпорациями.

С утверждением о том, что новый закон поможет расширить полномочия СПК, выступил первый вице-премьер Умирзак Шукеев. Сейчас проект этого закона рассматривается в мажилисе. "Теперь мы не будем бесцельно накачивать СПК какими-то активами, а вместо этого дадим им права. Если в СПК пришел предприниматель с идеей построить какое-то горнорудное производство, для этого ему нужно месторождение. В законе будет прописано: немедленно, по первому запросу СПК это месторождение должно отойти ему. И с этим месторождением частный предприниматель будет строить бизнес. То есть не сам актив передается, а права", - заявил г-н Шукеев.

По информации вице-премьера, такие же возможности корпорациям предоставят в сфере земельных отношений и в отношениях с государственным имуществом. "Земля, которая находится в городе или за городом, в соответствии с этим законом теперь будет продаваться только с аукциона. Единственное исключение будет дано СПК. Если СПК пришло с проектом к акиму области или города, то эта земля должна быть немедленно отдана СПК. То же самое будет с госимуществом. Если госимущество, будь оно коммунальное или республиканское, выставляется на аукцион для приватизации и если СПК им заинтересовалось, оно должно быть немедленно снято с аукциона и передано СПК", - предупредил он.

Г-н Шукеев отметил, что отныне роль СПК в развитии страны будет только усиливаться. "При этом мы, конечно, сознательно ущемляли акимов, отодвигали от этой деятельности, чтобы они не вмешивались. Одни акимы помогали, другие - наоборот. Некоторые даже на то имущество, которое мы директивно передавали СПК, умудрялись объявить аукцион и продать его. Прямо на ходу. Это вызвало большое недовольство, в частности, у главы государства. Так нельзя делать", - добавил вице-премьер.

Председатель "Самрук-Казыны" Кайрат Келимбетов, объявляя о намерении сделать СПК региональными представительствами фонда, пояснил, что СПК будут взаимодействовать с бизнесом и местными исполнительными органами, а также координировать вопросы инвестирования и реализации инвестпроектов на местах.

"В свое время мы успели за короткий срок внести в Земельный кодекс поправку, по которой СПК имеют право на получение земельного участка в собственность, а иначе при реализации проектов мы не смогли бы ступить и шагу", - рассказал "&" экс-председатель СПК "Сарыарка", а ныне аким Акмолинской области Альберт Рау. По его словам, СПК, как национальные компании, изначально имели право ведения переговоров и по приобретению недр. Аким отмечает, что при обсуждении закона лично он отстаивал введение своеобразного алгоритма по отбору партнеров по бизнесу. "Бывает, что конкурс на недра затягивается на несколько лет, и не факт, что победитель эффективно распорядится месторождением. У СПК, как у нацкомпании, больше гибкости и оперативности в решении этих вопросов", - считает он.

По мнению акима, власть могла бы и не наделять СПК статусом представительств "Самрук-Казыны" в отдельном законе, так как этот вопрос можно решить по действующему Закону "Об акционерных обществах". На взгляд г-на Рау, новый закон об СПК не предусматривает кардинального усиления корпораций, поэтому опасения о противостоянии СПК и акимов он считает неактуальными. "Сегодня я, как аким области, всячески стараюсь оказать помощь СПК при реализации проектов. К примеру, сейчас мы выделили "Сарыарке" участок в 50 га под строительство поселка для оралманов", - добавил г-н Рау.

Президент Института развития Казахстана Магбат Спанов напоминает, что на СПК изначально возлагались большие надежды, но, с другой стороны, их не в достаточной мере наделили правами для реализации этих надежд. "Запланированное расширение прав СПК - это необходимая сегодня мера, одна из немногих разумных мер правительства", - сказал он "&". Но, уточняет г-н Спанов, усиление госконтроля необходимо совмещать с усилением контроля общественного. "А иначе мы получим непрозрачную структуру наподобие "Самрук-Казыны" и новые коррупционные скандалы", - предупреждает он. Г-н Спанов прогнозирует, что передача СПК части функций "Самрук-Казыны" может не принести ожидаемого эффекта. "У акимов и руководителей госкомпаний есть куча бюрократических лазеек, благодаря которым они смогут успешно избежать контроля со стороны СПК. Первоначально между акимами и СПК однозначно будет бодание и перетягивание одеяла на себя, но со временем трения пройдут", - уверен г-н Спанов.

Лидер партии "Ауыл" Гани Калиев говорит, что изначально основной целью власти при создании СПК была передача корпорациям коммерческих и торговых функций акимов. "То есть забрать лакомые кусочки, дающие "навар", у министров и акимов областей. Но если с министрами вопрос как-то решили и они сейчас отдалились от коммерческой деятельности, то с акимами это дело решить пока не удалось, они сейчас полновластные хозяева своих территорий и вовсе не собираются отдавать жирные куски СПК", - констатирует он. С другой стороны, в чиновничьей иерархии должность акима до сих пор выглядит перспективнее должности руководителя СПК, считает г-н Калиев. "Поучительна история с созданием первого СПК "Сарыарка". Эту корпорацию активно рекламировали, ее руководитель Альберт Рау постоянно выступал в СМИ, расписывая радужные перспективы, а впоследствии был переведен на должность акима области. Этим власть показала, что статус акима более предпочтителен", - уверен г-н Калиев.

Но и СПК, отмечает лидер аграриев, не проявили себя должным образом, и причина тому - недостаточность полномочий. "Нужно либо расширить компетенцию СПК, либо вообще отказаться от этой идеи. Необходимо усилить и контроль над СПК, сделать их деятельность прозрачной", - считает он.

По мнению г-на Калиева, скандалы между СПК и акимами будут происходить однозначно, последние изо всех сил будут вставлять палки в колеса СПК. "СПК сейчас - неполноценное дитя административной реформы. Возможно, представительствами "Самрук-Казыны" их пытаются сделать для того, чтобы оказать давление на областных акимов. Под прикрытием "Самрук-Казыны", в полной мере облеченной властью, этого будет легче добиться", - резюмировал г-н Калиев.

Мнение

Всерьез оценивать эффективность работы СПК пока рано. На данный момент в Казахстане семь макроэкономических регионов, и все они распределены между СПК, которые выполняют там роль своеобразных экономических агентов. СПК частично вобрали в себя функции акиматов. Дело в том, что акиматы не модернизированы в достаточной степени, не укомплектованы профессиональными кадрами. Основная функция СПК - это поиск перспективных проектов, выявление обрабатывающего и экспортного потенциала регионов. Слабость СПК в том, что частенько они приступают к реализации проектов, не уделив достаточного внимания детальному изучению регионов, поэтому в большинстве случаев их проекты высасываются из пальца. В итоге их деятельность скатывается до проектов в сельском хозяйстве, то есть до общедоступных проектов. В конечном счете получается, что СПК берут на себя больше координирующую, нежели инновационную функцию. Еще один момент: СПК не укомплектованы секторальными специалистами, как это сделано, например, в акиматах - в каждом акимате есть свои департаменты, которые постоянно держат руку на пульсе той или иной отрасли.

Одним из слабых мест СПК является конфликт интересов, так как они отстаивают интересы государства, одновременно являясь бизнес-структурой. Например, государство настаивает на том, чтобы поднять текстильную промышленность в определенном регионе, а бизнес не хочет заниматься этим проектом, считая его убыточным. По большому счету, на эти грабли в перспективе наступит и "Самрук-Казына".

На данный момент ничего инновационного СПК предложить не могут - для этого у них недостаточно активов. В большинстве случаев вложения СПК в проект ограничиваются лишь земельным участком, а масштабного финансирования, сравнимого с уровнем коммерческих банков, нет. Это стесняет их деятельность. А бюджетные деньги, выделенные СПК, пошли в основном на административные расходы, там ведь выплачиваются немалые жалованья. Сама идея неплоха, но она не проработана до конца. Нашему несырьевому сектору экономики не хватает хорошего финансирования, грамотной отраслевой работы, открытия новых рынков сбыта. Если мы возьмем, например, Карагандинскую область, то прежде чем разрабатывать какой-либо проект, нужно основательно изучить этот регион: в чем конкурентоспособна область, сможет ли она выйти на какие-либо рынки, что происходит на мировом рынке и рынках соседних стран. То есть нужно предварительно провести большую, я бы даже сказала, научную работу. Не каждому бизнесмену эта работа под силу. Именно поэтому многие предприниматели предпочитали идти по легкому пути, занимаясь спекулятивным бизнесом. Можно сказать, что сейчас СПК играют больше политическую, нежели экономическую роль в стране. Усиление СПК - очень серьезная реформа, поэтому я считаю, что сейчас эту идею всего лишь обкатывают. И если обкатка станет неудачной, то об этой идее просто забудут. Справедливости ради следует отметить: СПК гораздо маневреннее, активнее и динамичнее акиматов, потому что они изначально заточены под реализацию бизнес-проектов.

Эксперт

Депутат мажилиса Айгуль Соловьева

СПК изначально не могли оправдать надежды, возложенные на них при создании. И причин этому множество. Например, не были четко прописаны механизмы их функционирования. И если даже кому-то они понятны, то этот кто-то так и не смог должным образом разъяснить, какую выгоду принесут СПК. Известно только, что у корпораций есть руководство и аппарат с высокой заработной платой, деятельность которых совершенно непрозрачна. Кроме того, рыночная экономика должна работать по принципу конкуренции, а сейчас в нее запущен субъект, не подпадающий под этот принцип. Поэтому и происходит процесс бесцельного закачивания государственных активов в СПК. И как следствие, по СПК больше вопросов, чем ответов. Для осуществления государственно-частного партнерства существует Закон "О концессиях", и если СПК - это еще один способ расширения такого партнерства, то закон об СПК, возможно, предложит еще один инструмент для его реализации. Рассмотрение этого закона в мажилисе внесет ясность и позволит лучше понять идею разработчиков.

Вхождение СПК в "Самрук-Казыну" я считаю оправданной мерой, поскольку в этом фонде уже применяется принцип корпоративного управления. "Самрук-Казына" нацелена на эффективность, независимо от уровня подчиняющихся ей компаний и характера их деятельности. Надеюсь, что за год в фонде разберутся и смогут скорректировать деятельность СПК так, чтобы они стали реальным локомотивом предпринимательства. Противодействие СПК и акиматов будет однозначно, поскольку на акимов возложено выполнение задач местного уровня, а их немало. Ведь акимы напрямую работают с гражданами, и в соответствии с вновь принятым Законом "О государственном и местном самоуправлении" эта их функция лишь усиливается. Акимы заинтересованы в создании выгодных региону условий. В случае, если СПК смогут посредством налогов, создания новых рабочих и т. д. убедить их в том, что интересы корпораций и акимов совпадают, то противодействие значительно снизится. Местные органы должны просчитать, что они будут иметь от продажи того или иного подведомственного им объекта и что они выиграют, если это имущество перейдет в СПК, и какие преимущества они будут иметь в долгосрочных перспективах, насколько это надежно или устойчиво, тогда многие противоречия сгладятся. То есть СПК должны доказать местной власти свою эффективность, а не просто снимать лоты с аукционов. Ведь целью создания корпораций было не ущемление акимов, а улучшение условий жизни простых людей в регионах. Акцент в деятельности СПК должен быть сделан не на усилении, а на повышении их эффективности, в противном случае мы станем свидетелями того же бесцельного закачивания в них госактивов. В госкомпаниях, функционирующих по уже устоявшимся механизмам и четко прописанным правилам, кстати, напрямую спущенным из той же "Самрук-Казыны", насаждение нового органа также вызовет противодействие. К сожалению, слабых мест и проблемных вопросов в данном случае более чем достаточно, и если бы их не было, правительство не стало бы включать СПК в "Самрук-Казыну" и придавать им новые функции, то есть сейчас правительство практически открыто признало их неэффективность.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава ФНБ призвал население Казахстана доверять банковской системе 27.02.2009
Глава Минфина утверждает, что банк БТА и Альянс банк не нуждаются в дополнительных вливаниях 27.02.2009
"Средства на поддержку малого и среднего бизнеса в размере 117 млрд. тенге доведены до банков второго уровня" 27.02.2009
Просрочка по кредитам пищевой промышленности в прошлом году выросла в 4 раза 27.02.2009
Энергосистема Казахстана переходит на раздельный режим работы со странами Центральной Азии 27.02.2009
Запрет на экспорт зерна впредь вводиться не будет 27.02.2009
"Цеснабанк" в 2008 г. получил убыток в размере 4,756 млрд тенге против прибыли в 1,326 млрд тенге в 2007 г. 27.02.2009
АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" прокомментировало экономические условия своей деятельности 27.02.2009
Не голодные, но в валенках на босу ногу 27.02.2009
Нефтяники нажились на кризисе 27.02.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz