Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 25 февраля
Автодилеры Казахстана выступают против повышения таможенной пошлины на импорт автомобилей. По их мнению, намерение правительства гармонизировать казахстанское законодательство с российским в области пошлин на ввоз приведет не только к исчезновению розничного авторынка, но и к снижению налоговых поступлений в бюджет, росту безработицы в стране.
Такими невеселыми прогнозами автодилеры поделились с журналистами вчера в рамках "круглого стола" "Авторитэйл в Казахстане: вчера, сегодня, завтра".
- Сегодня решается судьба автобизнеса в Казахстане, - обратился к участникам "круглого стола" президент одной из крупнейших автодилерских компаний Нурлан СМАГУЛОВ. - В недрах правительства лежит постановление о гармонизации таможенной тарифной политики Казахстана с Россией. Но сегодня автомобиль - уже не роскошь, а необходимый атрибут жизни. И если правительство все же увеличит пошлины, то это негативно отразится на каждой казахстанской семье. Более того, такое решение нелогично, так как оно никого не защитит. В России увеличение пошлин было вызвано желанием поддержать отечественного производителя. А у нас? Кого поддерживаем мы? Завод в Усть-Каменогорске? Это не производитель, а просто завод отверточной сборки.
По прогнозам автодилеров, увеличение пошлин приведет к удорожанию новых автомобилей в 3 раза, а подержанных - в 10 (!) раз.
- Повышение пошлин приведет к сокращению продаж уже в этом году на 60 процентов, - подсчитал глава другой автомобильной компании Игорь ЛАВРЕНТЬЕВ. - Это, в свою очередь, вызовет сокращение рабочих мест на 30 процентов, автодилеры начнут сворачивать свой бизнес. Закрытие же дилерских компаний чревато еще и тем, что клиенты, купившие автомобили в этих фирмах, лишатся гарантийного обслуживания.
Как отметили участники "круглого стола", мировой финансовый кризис ощутимо ударил по автомобильному рынку Казахстана. Так, в 2008 году в страну был завезен всего 155221 легковой автомобиль - на 60,3 процента меньше, чем в 2007-м. Официальные дилеры в прошлом году продали 23573 машины - без малого на треть меньше позапрошлогодних продаж.
- В этом году, по нашим прогнозам, все официальные дилеры продадут не более 16 тысяч машин, - говорит Смагулов. - Но если правительство введет новые пошлины, то даже этот весьма скромный рубеж будет недостижимым. Это очень серьезно отразится на налоговых поступлениях в бюджет республики. Судите сами: в прошлом году при средней стоимости автомобиля 20 тысяч долларов отчисления в бюджет составили 575 миллионов долларов, из которых $250 млн. - пошлина и $325 млн. - НДС. Мы, автодилеры, не против повышения пошлин, но считаем, что пока эта мера преждевременная. Это необходимо будет сделать тогда, когда в Казахстане появится автозавод с полным циклом производства.
В поддержку автодилеров выступила и Национальная лига потребителей Казахстана. По мнению этой организации, проведенная 4 февраля одномоментная девальвация тенге уже привела к росту цен на авто, а если будут увеличены и таможенные сборы, казахстанский авторынок окончательно загнется.
Представитель одной из консалтинговых компаний Владимир КОЛЧЕНКО прямо заявил: повышение пошлин - на руку одному лишь российскому "АвтоВАЗу".
- Их цель - выйти на рынок Казахстана, с тем, чтобы перенести сюда производство устаревших автомобилей, - считает он. - И таким образом захватить центральноазиатский рынок.
А тем временем
На прошлой неделе Нурлан СМАГУЛОВ заявил в интервью одной из алматинских газет: Мы не мазохисты
- Если пошлину поднимут, то покупательская способность упадет, так как автомобиль подорожает на 20 процентов. Поэтому трудно заподозрить нас в том, что мы сами против себя лоббируем такое постановление правительства - это уже вообще надо быть мазохистами. Более того, я скажу, что в нынешних условиях нельзя сотрясать общество еще одними социальными волнениями. Сейчас не самое подходящее время, чтобы поднимать таможенные пошлины. |