АСТАНА, 5 фев - ИА Новости-Казахстан
АО "БТА Банк" вместо прямого финансирования зарубежного заемщика кредитовал нерезидентов через компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, с непрозрачной структурой собственников и движением денег, утверждает Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН).
"В АО "БТА Банк" вместо прямого финансирования зарубежного заемщика использовалась практика кредитования нерезидентов через ряд компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, с непрозрачной структурой собственников и движением денег", - говорится в сообщении АФН, распространенном в среду.
Таким образом, поясняет АФН, заемщиком перед банком выступала не прозрачная зарубежная компания, а некая компания, зарегистрированная в Панаме или Сейшельских островах, не имеющая каких-либо значимых финансовых показателей и использовавшаяся для передачи полученного кредита другой оффшорной компании, владельцу третьей компании и т.д.
Агентство отмечает, что использование таких схем затрудняет анализ целевого использования займа и делает невозможным определение рыночной стоимости таких кредитов и вероятности погашения такого займа, что привело к формированию провизий в размере от 50% до 100% от суммы таких займов.
"По результатам проведенной в первом квартале 2008 года комплексной проверки АО "БТА Банк", агентство обратило внимание руководство банка на подобные рисковые операции и по итогам совместных совещаний, руководство банка заверило агентство в скорейшем устранении данных нарушений и замечаний", - говорится в сообщении АФН. В дальнейшем, указывается в сообщении, с целью анализа выполнения банком плана мероприятий, а также в связи с ростом негативных тенденций в экономике России (где сосредоточена крупная часть проектов заемщиков нерезидентов), агентством было принято решение о проведении выборочной инспекции деятельности банка.
"К сожалению, данная проверка подтвердила наличие нарушений и негативной практики, выявленной комплексной проверкой в начале года, и формальном подходе банка к выполнению действий предусмотренных планом мероприятий. В целом, данная проверка показала отсутствие должных мер со стороны Совета директоров и правления БТА по улучшению деятельности и внедрению системы управления банковскими рисками", - отмечается в информации АФН.
Принимая во внимание вышеизложенное, банку было вынесено письменное предписание о формировании дополнительных провизий в размере 24,9% от ссудного портфеля.
--------
Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в связи с публикацией в газете "Республика - Деловое обозрение" №06 (141) от 20 февраля 2009 г. ряда вопросов в отношении АО "БТА Банк" (статья "Одних лечим, других - калечим"), считает необходимым довести до сведения редакции следующее:
www.afn.kz, 25 февраля
Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в связи с публикацией в газете "Республика - Деловое обозрение" №06 (141) от 20 февраля 2009 г. ряда вопросов в отношении АО "БТА Банк" (статья "Одних лечим, других - калечим"), считает необходимым довести до сведения редакции следующее:
"7. Пересчитывались ли пруденциальное нормативы "Народного банка Казахстана" и "Казкоммерцбанка" по технологии примененной к "БТА Банку"? В частности, по начислению провизий на кредиты, выданные зарубежным заемщикам? Если нет, то почему?"
Применение предписаний о формировании дополнительных провизий является стандартной практикой Агентства. Начисление провизий по зарубежным заемщикам проводится на более жесткой основе, в связи с наличием дополнительных рисков для банка. Вместе с тем, это не означает, что банкам запрещается выдавать кредиты зарубежным заемщикам, имеющим понятную структуру собственности, качественное обеспечение и четкое целевое назначение.
Однако, в АО "БТА Банк" вместо прямого финансирования зарубежного заемщика использовалась практика кредитования нерезидентов через ряд компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, с непрозрачной структурой собственников и движением денег. Таким образом, заемщиком перед банком выступала не прозрачная зарубежная компания, а некая компания, зарегистрированная в Панаме или Сейшельских островах, не имеющая каких-либо значимых финансовых показателей и использовавшаяся для передачи полученного кредита другой оффшорной компании, владельцу третьей компании и т.д.
Использование таких схем затрудняет анализ целевого использования займа и делает невозможным определение рыночной стоимости таких кредитов и вероятности погашения такого займа, что привело к формированию провизий в размере от 50% до 100% от суммы таких займов.
По результатам проведенной в первом квартале 2008 года комплексной проверки АО "БТА Банк", Агентство обратило внимание руководство Банка на подобные рисковые операции и по итогам совместных совещаний, руководство Банка заверило Агентство в скорейшем устранении данных нарушений и замечаний. В дальнейшем, с целью анализа выполнения Банком плана мероприятий, а также в связи с ростом негативных тенденций в экономике России (где сосредоточена крупная часть проектов заемщиков нерезидентов), Агентством было принято решение о проведении выборочной инспекции деятельности Банка.
К сожалению, данная проверка подтвердила наличие нарушений и негативной практики, выявленной комплексной проверкой в начале года, и формальном подходе Банка к выполнению действий предусмотренных планом мероприятий. В целом, данная проверка показала отсутствие должных мер со стороны Совета директоров и Правления Банка по улучшению деятельности и внедрению системы управления банковскими рисками.
Принимая во внимание вышеизложенное, Банку было вынесено письменное предписание о формировании дополнительных провизий в размере 24,9% от ссудного портфеля.
При желании читателей или редакции газеты ознакомиться с нормативными правовыми актами регулирующим начисление провизий для банков, просим обращаться на веб-сайт Агентства: www.afn.kz, где размещено Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 декабря 2006 года № 296 "Об утверждении Правил классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 марта 2005 года № 116 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций".
Что касается остальных вопросов опубликованных в вышеназванной статье, то, в связи с тем, что они относятся к компетенции Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и ФНБ "Самрук-Казына", предлагаем обратиться непосредственно в указанные организации. |