Алматы. 30 июня. КазТАГ - Давид Ян
Основные причины повторного выступления рабочих АО "Ырысты-АЭВРЗ" (Алматинский электровагоноремонтный завод) с акцией протеста, начавшейся во вторник около 9 часов утра, связаны с внутризаводскими проблемами по текущим задержкам зарплаты, а также вопросами финансирования предприятия. Так прокомментировал ситуацию президент АО Адиль Бейсенбаев.
"В прошлый раз забастовали 200-250 человек. Сегодня 300-350. Они требуют национализировать предприятие. Хотя в нынешней кризисной ситуации этим проблему не решить. 25 июня мы переговорили с коллективом. На встречу пригласили представителей Алмалинского акимата, Семиреченской транспортной прокуратуры, Союза промышленников и предпринимателей Алматы, так как обращения рабочих в основном выдвинуты в адрес госорганов", - сказал глава предприятия.
Продолжая тему, А.Бейсенбаев отметил, что на момент первой забастовки (22 июня) задолженность по зарплате составляла 7 рабочих дней. На 26 число она полностью погашена.
Другая причина недовольства - уровень зарплаты. "У рабочих оплата сдельная. Для того, чтобы завод нормально функционировал, чтобы люди получали хорошую зарплату, мы должны ежемесячно выпускать порядка 20-30 отремонтированных вагонов. Из-за проблем с финансированием выпуск в мае был снижен до 11", - отметил президент АО. Он добавил, что в среднем по отдельным подразделениям зарплата действительно составляет 25 тыс. тенге, однако есть и те, кто получает свыше 60 тыс. тенге.
Как утверждает А.Бейсенбаев, в этом году завод хорошо обеспечен заказами. Только на 1-е полугодие заключены договоры на ремонт 245 пассажирских вагонов, хотя в прошлом на весь год - только на 231 вагон, на 2007 - 112 вагонов. Между тем, выпуск отремонтированных вагонов в мае был низкий из-за дефицита денег. Сказалась задержка оплаты за ремонт со стороны заказчика, труднодоступность кредитных средств в банках, чтобы как-то перекрыть так называемые кассовые разрывы, уточнил глава АО.
Третья ключевая проблема по убеждению руководителя - низкая стоимость проведения ремонта. "У заказчиков (основной "Казахстан темир жолы" - КазТАГ) на ремонт предусмотрен определенный бюджет, в рамках которого они дают расценки на ремонт. Эта цифра не менялась с 2006 года. В 2008 году из-за недофинансирования ремонтных работ завод понес убытки порядка 570 млн тенге. За 4 месяца этого года - уже более 500 млн тенге. И это при том, что предприятие узкоспециализированное", - сказал президент АО.
По словам А.Бейсембаева, чтобы решить ценовую проблему завод заказал в Казахстанском НИИ транспорта и коммуникаций расчет норм сменяемости определенных узлов и деталей. "Увеличение расценок требует обоснования. Нужно учитывать и инфляцию, и то, что общий парк вагонов из года в год устаревает. Плюс ремонт требует проведения ряда сверхцикловых работ, которые не предусмотрены контрактами. Эти все расходы ложатся на завод. Соответствующие документы в настоящее время находятся на рассмотрении в КТЖ, который входит в фонд "Самрук-Казына", - сказал он.
По мнению президента АО, периодическому возникновению на заводе нестабильной ситуации способствует именно комплекс проблем. Однако предприятие в условиях конкуренции не теряет заказы. "Несмотря на убыточность, важная задача - сохранить коллектив и производственный потенциал завода. Если расценки на ремонт будут адекватны фактическим затратам, то все вопросы снимутся сразу", - подчеркнул А.Бейсенбаев.
АО "ЫРЫСТЫ-АЭВРЗ" имеет 25 цехов, в которых работает около 2 тыс. человек. Завод производит деповский, капитальный (КР-1, КР-2) и капитально-восстановительный ремонт вагонов 14 типов, новое формирование колесных пар, ремонт тяговых электродвигателей локомотивов, отливает чугунные тормозные колодки для вагонов. Также на АЭВРЗ выпускаются товары народного потребления. |