Ботагоз Танатова, "Бизнес и власть", 4 декабря
Казахстанский автомобильный рынок опять проиграл. В игре под названием "Таможенный союз" уже определен победитель. Единый таможенный тариф (ЕТТ) на ввоз иномарок лишь увеличил их стоимость для казахстанских автолюбителей. А тем, кому машины производства дальнего зарубежья не по карману, российский авторынок всегда скажет: welcome.
Таможенный союз вступит в полную силу с 1 июля будущего года. Однако часть из его положений, например тарифное регулирование для юридических лиц, начнет действовать уже с 1 января. Ввозные пошлины на авто резко возрастут, и отечественным дилерам придется подстраиваться под новые условия - схожие с российскими. "В Казахстане плата за растаможку составляет 10% от стоимости иномарки, - сообщил "&" председатель Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков. - В России эта цифра в 3 раза больше. С 1 января казахстанские таможенные тарифы будут подтянуты до уровня российских. Автоматически стоимость на ввозимые в Казахстан иномарки увеличится".
Цены в автосалонах официальных дилеров вырастут резко, потому что в стоимость автомобилей входит размер импортной пошлины, которая вырастет на 20%, прогнозирует в беседе с "&" ситуацию директор по маркетингу Казахстанской моторной компании "Астана Моторс" Анар Макашева. "Пошлины на подержанные автомобили вырастут до 50% в зависимости от объема двигателя и года выпуска.
На вторичном рынке, скорее всего, цены поднимутся заблаговременно, потому что продавцы попытаются сыграть на ажиотаже покупателей", - отмечает г-жа Макашева. С ней соглашается глава консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. "Основной ценовой ажиотаж возникнет в сегменте "секонд-хенд", нервном и спекулятивном. Как известно, поставщикам подержанных авто сгодится любой мало-мальски информационный повод для "бури в стакане". Этой зимой можно ожидать от них резкого рывка цен, вплоть до 50-60% в некоторых сегментах. Но поскольку законы спроса и предложения Таможенный союз не отменяет, во II квартале 2009 года ценовая "возгонка" в сегменте б/у, вероятнее всего, несколько угаснет, поскольку спрос сместится в сегмент новых автомобилей, - пояснил "&" аналитик.
В Казахстане за этот год дилеры продали 12,5 тыс. машин, тогда как в 2008 году было реализовано в два раза больше. В случае повышения цен объемы продаж новых автомобилей "белыми" дилерами в 2010 году также сократятся, прогнозируют эксперты. "К 2012 году спрос на автомобили старше 7 лет сожмется до 10-15%, - предполагает г-н Алферов. - Незначительно превысит эту цифру доля новых автомобилей, ввозимых из-за пределов Таможенного союза, во многом за счет неэластичного премиум-сегмента".
Г-н Шестаков считает, что снижение спроса в первую очередь негативно отразится на экономике страны. "В результате последует и сокращение выплат "белыми" дилерами в бюджет, и сокращение предоставляемых ими рабочих мест. А "черный" рынок станет еще более развитым и криминализированным. Скачкообразное увеличение цены за счет значительно более высоких пошлин сделает торговлю новыми автомобилями абсолютно непривлекательным занятием", - отметил г-н Шестаков.
Гендиректор ТОО "Asia Motors" Борис Карин позитивно оценивает сегодняшнюю ситуацию на автомобильном рынке Казахстана. Все больше автолюбителей стали обращаться именно к официальным, или "белым", дилерам. Сами же продавцы машин взялись за освоение регионов страны, развивая не только сеть своих предприятий, но и инфраструктуру казахстанских городов в целом. "За последние 5 лет автомобильные дилеры инвестировали в экономику Казахстана более $30 млн и создали около 10 тыс. рабочих мест", - отметил г-н Карин в беседе "&".
Налаженный автомобильный рынок будет потерян за год, считает замдиректора автомагазина Carplaza Юрий Криводубский. "Нас этот вопрос волнует больше всего, потому что к российским сумасшедшим космическим пошлинам казахстанцы просто не готовы. Уйдет с рынка много официальных дилеров. Стоило за последние три года привыкнуть торговать автомобилями "вчистую", как тут опять такой удар".
По словам экспертов, после введения ЕТТ можно ожидать нового значительного снижения импорта. В докризисном 2007 году импорт новых автомобилей превысил 200 тыс. единиц. В 2008 году произошло снижение на 30%, в 2009 году - еще на 50%. Собираемые в Казахстане машины не заслужили доверия потребителей, возрастет интерес покупателей к российским автомобилям. Аналитики соглашаются с тем, что от введения ЕТТ больше всех выигрывает российский автопром. "Дело в том, что традиционные российские производители и сегодня в первой тройке наиболее продаваемых в Казахстане брендов. С 2010 года их позиции в демократичной ценовой нише грозят укрепиться многократно", - отметил г-н Алферов.
По мнению г-на Карина, введение пошлин лишь усугубит ситуацию на казахстанском авторынке. Потребители останутся без выбора хороших машин, а дилеры - без работы. "На территории Казахстана собственного производства легковых автомобилей нет. Отверточное не в счет, это сборка. Зато оно есть в России. Получается, что с нового года казахстанцы будут своим кошельком защищать интересы российского автопрома. Или интересы, например, "Тойоты" и "Фольксвагена", которые открыли свои заводы в России", резюмировал г-н Карин. |