NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 3.11.2024 09:09 ast
07:09 msk

Оптимизация расходов помогает преодолевать кризис
Л.Кармазина: Сокращены признанные неприоритетными траты на сумму порядка 321 миллиард тенге, в их числе расходы государственных органов на материально-техническое оснащение и капитальный ремонт (за исключением организаций социальной сферы). В среднем на 30% уменьшились затраты на приобретение товаров, пересмотрены подходы к реализации бюджета развития
14.01.2010 / экономика

Светлана АНТОНЧЕВА, "Казахстанская правда", 13 января

Жесткая экономия по всем расходным статьям бюджета и строжайшая финансовая дисциплина - вот задачи по смягчению последствий мирового кризиса, поставленные Главой государства. Правительство в прошлом году провело тщательную ревизию и оптимизировало государственные траты в среднем на 30%. Финансирование ряда новых инвестиционных проектов было отложено в пользу завершения начатых, а высвободившиеся средства направлены на выполнение социальных обязательств государства. В наступившем 2010-м приоритеты не изменятся: бюджет нынешнего года Премьер-Министр Карим Масимов назвал "как никогда социально ориентированным": расходы на соцсферу увеличатся на 250 миллиардов тенге. И это в условиях ограниченности средств, когда большинство затронутых кризисом стран урезает соответствующие программы. О бюджетных перипетиях и перспективах на страницах "КП" рассказывает вице-министр экономики и бюджетного планирования Лена Кармазина.

- Какие программы из-за экономии признаны неприоритетными, и их финансирование временно прекратилось? Насколько известно, проблемы с бюджетированием у программы снижения информационного неравенства. Это притом, что "электронное правительство" продолжает развиваться, и, по идее, повышение компьютерной грамотности населения должно происходить параллельно… Как определялась эта "шкала приоритетности"?

- Большое внимание при урезании расходов бюджета обращалось на соблюдение принципов антицикличной фискальной политики, предполагающей исключение "раздутости" государственных расходов и перенаправление средств на стимулирование экономики. В первую очередь сокращены признанные неприоритетными траты на сумму порядка 321 миллиард тенге, в их числе расходы государственных органов на материально-техническое оснащение и капитальный ремонт (за исключением организаций социальной сферы). В среднем на 30% уменьшились затраты на приобретение товаров, пересмотрены подходы к реализации бюджета развития.

Оптимизация расходов казны позволила переориентировать высвободившиеся средства на обеспечение индексации социальных выплат, покрытие потерь в связи с изменением обменного курса тенге, а также реализацию мер антикризисного характера.

Второе уточнение бюджета предполагало тщательный анализ ожидаемого недоосвоения средств, в результате к сокращению "рекомендовано" 138,6 миллиарда тенге. Это помогло не только компенсировать потери доходной части, но и решить ряд неотложных вопросов.

Что же касается Программы снижения информационного неравенства в республике на 2007-2009 годы, она вполне успешно реализовывалась. Ее целью было обучение компьютерной грамотности не менее 20% населения страны. В 2007-2008-м программой охвачены 1 631 525 граждан РК. За этот период на все про все выделено 8 762 306 тенге и обучено около 13% населения. Однако на завершение всех планов требовались государственные средства в размере 5 049 406 тенге. С учетом сложившейся в мировой экономике обстановки реализация программы снижения информационного неравенства приостановлена, и на ее финансирование в ближайшие два года средства из республиканского бюджета выделяться не будут.

- Не исключено, что в первом полугодии ситуация может измениться, и бюджет будет также оперативно пересмотрен. В 2009 году было секвестирование. Каковы прогнозы на год текущий?

- Экономика современного Казахстана зависит от мировой конъюнктуры. Несмотря на признаки выхода ряда стран из кризиса, ситуация на товарных рынках остается непредсказуемой, и, следовательно, оценки развития мировой экономики в среднесрочном периоде неоднозначны.

Правительство РК выстраивает взвешенную фискальную политику на перспективу, и нельзя отрицать возможной корректировки макроэкономических показателей и, как следствие, уточнения параметров бюджета (в случае ухудшения либо улучшения ситуации).

- Прогноз поступлений в республиканский бюджет и Национальный фонд разработаны на основе сценария, предполагающего цену на нефть марки "брент" в 2010 году на уровне 50 долларов, в 2011 и 2012 годах - 60 долларов. По вашему мнению, какова вероятность пересмотра этого сценария из-за волатильности рынков?

- При разработке бюджета были рассмотрены три сценария развития экономики в зависимости от возможных колебаний мировых цен на нефть (базовый, оптимистический и пессимистический), на основе которых и были рассчитаны бюджетные параметры.

Поэтому на случай падения или повышения мировых цен на нефть имеется альтернативный вариант, соответствующий тому или иному сценарию. За основу же был взят базовый, предполагающий умеренную цену. Учитывая факторы изменчивости мировой конъюнктуры, при формировании бюджета мы опираемся на более консервативные прогнозы по уровню мировых цен на нефть.

Согласно прогнозам международных экспертов, цены на товарных рынках в среднесрочном периоде будут демонстрировать восходящую динамику, что обусловлено наличием такого фундаментального фактора, как оживление и восстановление общеэкономической активности в мире.

- Благодаря существованию Национального фонда Казахстану удалось преодолеть последствия кризисных явлений. Как будет обеспечиваться сохранность его средств в будущем?

- Правительство принимает меры. Так, в настоящее время вносятся изменения в действующую концепцию фонда в целях сохранения и продолжения политики накопления его активов. К тому же Законом "О республиканском бюджете на 2010-2012 годы" во избежание "проедания" активов в 2010 году не предусмотрено привлечение целевых трансфертов из Нацфонда.

- И чем "чреват" отказ от целевых трансфертов?

- У них есть альтернатива. Расходная нагрузка на бюджет снижается, что позволило только в 2010 году сэкономить порядка 140 миллиардов тенге и еще 120 миллиардов тенге - в 2011 году.

Из казны "выводится" часть расходов на индустриализацию. Финансирование долгосрочных капиталоемких проектов в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы планируется за счет привлечения облигационных займов из Национального фонда. Начиная с 2010 года будет проводиться политика ограничения использования его средств. Накопление активов Нацфонда на конец 2012 года прогнозируется в объеме 4,7 триллиона тенге (31 миллиарда долларов) с увеличением по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза.

- Дефицит бюджета предполагается достаточно высокий - 4,1% к ВВП с небольшим, но постепенным снижением в последующие годы. Прокомментируйте, пожалуйста, этот факт.

- Наращивание дефицита - оправданная мера, позволяющая выполнить все социальные обязательства государства, включая повышение заработной платы, пенсий, стипендий, и реализовать такие социально направленные инициативы Президента, как "дорожная карта", поддержка молодых специалистов на селе, программа "Нурлы кош".

В дальнейшем, когда экономика страны войдет в новый цикл развития, дефицит бюджета необходимо снижать до оптимальных объемов, которые будут поддерживать и стимулировать внутренний рынок государственных ценных бумаг, уменьшая нагрузку на расходную часть бюджета и сокращая траты, которые рынок может "взять на себя".

- Не первый год говорится о внедрении в Казахстане бюджетирования, ориентированного на результат, и адекватном повышении ответственности администраторов бюджетных программ. Можно ли говорить о конкретных результатах этого внедрения, в частности с точки зрения улучшения бюджетной дисциплины?

- Переориентировать деятельность участников бюджетного процесса от "управления средствами" к "управлению результатами" - главная цель нового Бюджетного кодекса. Показатели же результатов определяются администраторами в стратегических планах, исходя из необходимости достижения целевых индикаторов, целей и задач вышестоящих программных документов. Это лишь один из первых шагов к улучшению бюджетной дисциплины.

Говорить об итогах реализации стратегических планов государственных органов сегодня пока рано. Сейчас нами проводится соответствующая оценка, по результатам которой и можно будет судить, справились ли администраторы бюджетных программ с теми задачами, которые перед ними были поставлены? Насколько эффективно использованы бюджетные средства?

В настоящее время объемы трансфертов местным бюджетам значительно увеличились, и по каждому из них заключаются соглашения между министром, через ведомство которого выделяются трансферты, и акимом. Это тоже одно из положительных нововведений, поскольку цели и ожидаемые результаты известны еще на стадии планирования.

Дальнейшая реализация этой модели, несомненно, приведет к улучшению бюджетной дисциплины.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
KEGOC: Итоги деятельности в 2009 г. 29.01.2010
Пришла охота обновить ворота 29.01.2010
Уровень мировой безработицы признан рекордным 29.01.2010
Евро умрет через два года 29.01.2010
ЛУКОЙЛ за справедливость 29.01.2010
Казахстанскому бензину не хватает цены 29.01.2010
Компания KAZAKHMYS PLC объявила производственные результаты своей деятельности за 2009 год 29.01.2010
Внешний долг банковского сектора Казахстана составляет более 28,4 млрд. долларов США 28.01.2010
В 2009 году в Казахстане произведено 78,4 миллиарда кВт/ч электроэнергии 28.01.2010
Семей на грани замерзания 28.01.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
03.11.24 Воскресенье
72. БЕРКОВСКИЙ Владимир
72. НЕСТЕРОВА Надежда
68. ДЕСЯТНИК Леонид
66. СЕМБИНОВ Булат
65. ТОЛЫСБАЕВ Бауыржан
61. ТОКУБАЕВ Зайрулла
59. УСЕРБАЕВ Аскарбек
58. АПСЕНБЕТОВ Бейбит
54. ЖАНАЕВ Марат
53. КУКЕЛИС Каспарс
52. КУРМАНОВ Жайдар
52. ШАУЕНОВ Ербол
51. ТУРАРБЕКОВ Аян
50. ДЮСЕНЕВ Абай
47. ЖАГИПАРОВ Нурлан
...>>>
04.11.24 Понедельник
88. ДЖАЛМУХАНБЕТОВ Кенес
77. КОСИЧЕНКО Анатолий
77. МУСИН Балдырган
73. АБДИКАЛИЕВ Нурлан
73. МАЖИТОВ Канат
71. АЙНАБЕКОВ Мейрамхат
70. ЖУМАГУЛОВА Валентина
70. УМАРОВА Сара
66. КАЗЫБАЕВ Жумабек
66. МАРДЕНОВ Марат
63. КЫДЫРБАЕВ Мейрамхан
63. ОНЕРБАЙ Нурлан
62. ДЖОЛДАСБЕКОВ Азамат
62. КАНТАРБЕКОВА Гулнараим
62. НУСИП Зере
...>>>
05.11.24 Вторник
92. КАРАЖАНОВ Нариман
86. ДАЛДАБАЕВ Самит
84. КАИРБАЕВ Амангельды
79. СЮНИКАЕВ Рашид
76. АЛИЕВ Ертысбай
76. КУМИСКАЛИ Есен
73. ТУЛЕУШЕВ Адил
72. ТАЖИЕВА Кульбадан
71. ШОХИТБАЕВ Темирлан
69. БЕКМАГАМБЕТОВ Галым
66. ШЕГИРОВ Кайртай
64. ЛУКПАНОВ Сагындык
63. ИСМУРАТОВ Мереке
58. ДЮСЕНГАЛИЕВ Саламат
58. КУНТУАРОВА Маржангуль
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz