Пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций РК, 13 января
Решением Республиканской бюджетной комиссии от 22 июля 2009 года № 15, основанном на заключении Министерства экономики и бюджетного планирования РК к бюджетной заявке Министерства транспорта и коммуникаций РК на 2010-2012 годы, одобрено повышение суммы субсидий на покрытие убытков пассажирских перевозчиков в 2010 году на 67 процентов до 16,7 млрд. тенге с условием увеличения тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки на 10 процентов.
Следует отметить, что повышение суммы субсидий на покрытие убытков пассажирских перевозчиков произведено впервые с момента их установления в 2005 году.
В свою очередь, тарифы на пассажирские перевозки не повышались с февраля 2007 года и являются на сегодняшний день одними из самых низких среди стран СНГ. Так, стоимость проезда во внутригосударственном сообщении на расстояние 500 километров в Республике Казахстан составляет около 1 700 тенге, что в 2-2,5 раза ниже тарифов, действующих в Белоруссии и Кыргызстане и более чем в 4 раза меньше тарифов, действующих в Российской Федерации.
При этом период, истекший с момента повышения тарифов, отмечен значительным ростом инфляции, составившим порядка 30%, а также существенным удорожанием стоимости топливно-энергетических ресурсов, приобретаемых для нужд пассажирского хозяйства. Так, только стоимость электроэнергии в 2009 году увеличилась на 30 процентов.
Убыточность пассажирских перевозок, вызванная низким уровнем действующих тарифов на перевозку пассажиров, а также частичным субсидированием из республиканского бюджета убытков пассажирских перевозчиков привела к критическому положению с парком пассажирских вагонов, уровень их физического и морального износа превышает 70 процентов.
В результате сложился острый дефицит пассажирских вагонов для увеличения количества маршрутов и пополнения имеющихся маршрутов дополнительными вагонами, что не позволяет обеспечить в летний период и предпраздничные дни провоз до 30% потенциальных пассажиров.
Как следствие, в настоящее время Республика Казахстан значительно отстает от других стран СНГ по показателю "вагонообеспеченность на 10 000 человек" при сопоставимом уровне доходов и ВВП на душу населения. В Казахстане данный показатель равен 1,4 вагона на 10 000 человек, в России и Белоруссии - 2,5, в Украине - 2,1.
Учитывая вышеуказанные факторы, Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий признано обоснованным и согласовано повышение тарифов на перевозку пассажиров в межобластном, межрайонном и международном сообщениях на 10 процентов с 10 января 2010 года.
Данное повышение тарифов и увеличение размера субсидий позволит произвести в 2010 году капитально-восстановительный ремонт 110 пассажирских вагонов, в том числе за счет бюджетных средств - 52 пассажирских вагона и ввести дополнительные вагоны к действующим маршрутам, а также улучшить качество обслуживания пассажиров.
Вместе с тем, увеличение тарифа для пассажиров, следующих, например, из Алматы в Астану составит порядка 400 тенге, а из Алматы в Актобе тариф увеличится на 550-600 тенге. |