Рысты АЛИБЕКОВА, "Казахстанская правда", 14 января
75,6 млн. тонн нефти. Такого небывалого уровня добычи "черного золота" достигли в прошедшем году нефтяники страны. Шторм мирового финансового кризиса не сбил "локомотив" экономики с принятого им курса ускоренного развития. В нефтегазовом секторе производственные показатели не только не снизились, но и по ряду позиций повысились, реализовывались значимые проекты. Об итогах и прогнозах завершившегося года в беседе с корреспондентом "Казахстанской правды" рассказывает вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат КИИНОВ.
- Ляззат Кетебаевич, прошедший год был очень сложным. Экзамен на способность противостоять экономическим катаклизмам пришлось держать даже нефтегазовому сектору. В 2009 году происходило трехкратное снижение мировых цен на нефть. Как бы вы, провожая старый год, оценили ситуацию на внутреннем рынке?
- Действительно, для нефтяников 2009-й был непростым. Потому что нефтегазовый комплекс не может работать в отрыве от других отраслей экономики. Нефтяникам пришлось ощутимо сокращать объемы работ эксплуатационного характера, объемы бурения и экономить на всем. Единственное, что можно сказать, что нигде не допущены сокращения людей, снижение заработной платы и нигде - а если и было, то незначительно - не сокращались расходы на решение социальных вопросов. Я считаю, что это главное достижение.
Если в 2008 году мы добыли чуть более 70 млн. тонн нефти, то в прошлом - 75,6. Я думаю, что это неплохие результаты на фоне того, что происходит в мире. Справедливости ради надо отметить, что прироста добычи мы достигли за счет месторождений Тенгиз и Карачаганак, а также ряда небольших новых месторождений, открытых за последние годы.
- Не было ли в связи с кризисом сворачивания инвестпроектов, сокращения инвестиций?
- Министерство выстраивает такую политику, чтобы недропользователи и инвесторы имели возможность работать в изменившихся условиях. Хотя есть те, кто получил блок под разведку и не мог проводить работу даже в то время, когда кризиса не было. И есть недропользователи, которые очень хорошо работали в то время и стараются продолжать свою деятельность в пору кризиса.
- МЭМР кардинально подошел к стабилизации то и дело подскакивавших цен на ГСМ: самый "народный" высокооктановый бензин стоит сейчас не дороже 82 тенге. В чем, на ваш взгляд, корень проблем? Что в этом направлении планируется предпринять в перспективе?
- Это актуальный вопрос, касающийся всех граждан страны. Дело в том, что три действующих в Казахстане НПЗ в силу их технических и технологических возможностей не в состоянии полностью обеспечивать потребности республики в высокооктановом бензине. Примерно 30-35% бензина высокооктановых марок традиционно завозится из России. С октября прошлого года стоимость высокооктанового бензина у нашего северного соседа начала расти, поскольку уровень цен на нефть там зависит от мировых цен. А у нас в это время были зафиксированы цены на все виды топлива. Естественно, тем, кто возил высокооктановый бензин из России, стало невыгодно этим заниматься. Поэтому начал ощущаться дефицит высокооктанового топлива. Это привело к дисбалансу в обеспечении топливом экономики республики, пошли в ход, скажем так, не совсем правильные действия, например, из бензина Аи-80, на который установлена невысокая цена, стали делать высокооктановый бензин путем добавления разных растворителей, катализаторов.
Во время прямого эфира с населением Президент страны дал задание не допустить роста цен на бензин. Перед нами стояла задача удержать цену на том уровне, на котором она находилась в октябре-ноябре. Пришлось переходить на так называемый "ручной" режим управления. До этого почти полтора-два года была установлена на одном уровне цена на бензин Аи-80, дизтопливо, которых у нас предостаточно. И с декабря мы зафиксировали цену на бензин Аи-92 и -93 на отметке 82 тенге по всему Казахстану, потому что этой маркой бензина в большинстве случаев пользуются автолюбители среднего достатка. В то же время мы не регулируем цену на бензин Аи-95, -96, -98, поскольку хозяева автомашин, работающих на таком топливе, могут позволить себе покупать его по рыночной цене. Я считаю, что поставленную задачу мы выполнили. Время показало, что мера была принята правильная.
В России как раз идет тенденция снижения цены. Не исключено, что цена будет зафиксирована на уровне ниже 82 тенге. Решение об этом мы будем принимать совместно с АЗК и АРЕМом. Таким образом, 82 тенге - это плавающая цена в зависимости от складывающейся ситуации.
В дальнейшем мы планируем распространить подобный принцип ценообразования на Аи-80, дизтопливо и составить график на первое полугодие. А уже с первого июля текущего года начнет полноценно действовать Таможенный союз, нам необходимо будет сделать анализ и определить дальнейшие действия. А может быть, у нас будет единая цена с Россией.
- Какие изменения претерпит схема обеспечения топливом аграриев?
- На протяжении девяти лет МЭМР в преддверии весенне-полевых и уборочных работ обеспечивал сельхозпроизводителей дизтопливом по сниженным ценам. В стенах министерства к такой договоренности приходили нефтяники, у которых из-за этого несколько снижалась прибыль, и аграрии, которым мы стараемся оказывать помощь. Однако с нынешнего года мы предлагаем, определив оптимальную, одинаково приемлемую для всех рыночную цену на ГСМ, отказаться от этой схемы. Тогда сельхозпроизводители, на равных со всеми условиях, будут приобретать топливо на АЗС.
- Со сдерживанием роста цен на ГСМ неразрывно связан вопрос о реконструкции НПЗ. Какие средства и из каких источников предполагается вложить в осуществление комплексного плана развития заводов на 2009-2015 годы?
- На необходимость развития нефтеперерабатывающего комплекса неоднократно обращал внимание Глава государства. Модернизация заводов, которая предположительно обойдется в чуть более четырех миллиардов долларов, позволит, во-первых, увеличить суммарную мощность заводов по переработке нефти до 17 млн. тонн в год, во-вторых, обеспечить высококачественными нефтепродуктами, соответствующими требованиям Евро-3, а позже и Евро-4, Евро-5.
На каждом заводе установлена определенная цена процессинга, то есть стоимость переработки одной тонны нефти. Она дает возможность возмещать эксплуатационные расходы, выплачивать заработную плату работникам и иметь небольшую прибыль. Для того чтобы произвести реконструкцию, предполагается увеличить цену процессинга. Получается, что нефтедобывающая компания будет делиться частью своей прибыли с заводом, чтобы тот мог провести реконструкцию. На сколько повысится цена процессинга, будут решать МЭМР, АРЕМ и АЗК в соответствии с технико-экономическим обоснованием, проектными документами на реконструкцию каждого конкретного завода. В зависимости от необходимых сумм будет определяться так называемый инвестиционный тариф, который будет прибавляться к цене процессинга. За счет этих денег будет проходить реконструкция заводов.
- В прошлом году были реализованы крупные проекты в сфере транспортировки углеводородов, к примеру строительство нефтепровода Кенкияк - Кумколь, газопровода Казахстан - Китай. Какие возможности сулит недропользователям осуществляемая в стране диверсификация маршрутов транспортировки углеводородов?
- Построив нефтепровод в Китай, мы теперь имеем возможность работать не только через Россию, Иран, Азербайджан. Не устроит нас цена либо появятся какие-либо иные препоны, мы сможем уйти в другом направлении. То же самое по газу: раньше газ у нас был "привязан" только к "Газпрому". С вводом в строй газопровода Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай у нас появилось второе направление поставки газа. Построив идущий с запада Казахстана газопровод Бейнеу - Бозой - Шымкент, мы обеспечим голубым топливом южные регионы Казахстана.
- Ляззат Кетебаевич, наступил новый, 2010 год. Какие показатели - стоимости барреля нефти, уровня добычи нефти и другие - вы прогнозируете?
- Целые институты, компании представляют картину будущего и не всегда попадают в точку. В реальной жизни мы ежегодно наращиваем добычу нефти примерно на 2-2,5 млн. тонн. Если так называемый кризис прекратится, мы, скорее всего, этот уровень добычи выдержим. По газу ситуация становится легче: с "Газпромом" соглашение мы подписали, плюс появилось новое направление в Китай. По транспорту нефти у нас проблем нет: построена система, позволяющая вывозить ее безболезненно. |