Василиса КОСТОВА, "Курсив", 14 января
Начиная с этого года, растаможка новых иностранных автомобилей обойдется в среднем в 30-35% от таможенной стоимости вместо привычных 10%. А вот на автомобили свыше пяти лет пошлины выросли в несколько раз. Беспошлинно на территорию Казахстана можно будет ввезти только автомобили российского и белорусского производства. С 1 января 2010 года вступили в силу новые таможенные тарифы на ввоз иностранных автомобилей, а с 1 июля 2010 года начнет функционировать единая таможенная территория трех стран – Казахстана, России и Белоруссии. Тогда же будет снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год – на российско-казахстанской. Не позднее 1 января 2012 года должно быть сформировано единое экономическое пространство. Полномочия по формированию единого таможенного тарифа переданы наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза. Согласно новым тарифам, к примеру, для Toyota Camry, 2002 г.в., 3 л (2995 см3, бензин) ставка ввозной таможенной пошлины составит 11 980 евро, для Mitsubishi Pajero, 1999 г.в., 2,8 л (2 835 см3, дизель) ставка ввозной таможенной пошлины составит 16 443 евро, для Nissan Patrol, 1997 г.в., 4,2 л (4200 см3, бензин) – 24 360 евро. Ввозные пошлины на иномарки выравниваются по российской модели. Многие иностранные компании, успевшие создать в России и в Казахстане свои предприятия, получат конкурентные преимущества. А вот собираемые сейчас в России иномарки смогут беспошлинно ввозиться в Казахстан и Беларусь, если их промышленная сборка достигла 30% локализации. Таким же образом может осуществляться беспошлинный ввоз в Россию и Беларусь иномарок, собираемых в Казахстане. При этом премьер-министр РК Карим Масимов отметил, что "низкий спрос в Казахстане на подержанные авто из Европы или США из-за их высокой стоимости ввиду более высоких импортных пошлин будет, во-первых, стимулировать их продавцов максимально снижать издержки и торговую наценку, которая, по некоторым прогнозам, может достигать двух и более раз. Во-вторых, инвесторам – производителям автомобилей – будет представлен широкий, почти 200-миллионный рынок для вложения средств в развитие тех же автосборочных производств на территории стран Таможенного союза, что означает кардинальный стимул для развития собственной автомобильной промышленности". Кроме того, если в прошлые годы на новые микроавтобусы не применялись ставки пошлин, то с этого года размер пошлины составит 20% от таможенной стоимости. При этом кроме импортной пошлины надо будет уплатить еще и таможенные сборы, и НДС, которые остались на прежнем уровне: сбор за таможенное оформление 50 евро за основной лист и 20 евро за каждый добавочный лист грузовой таможенной декларации, а также налог на добавленную стоимость в размере 12%. Также, для автомобилей с объемом двигателя более 3000 см3 взимается акциз в размере 100 тг за 1см3 объема двигателя. Ставка акциза осталась на прежнем уровне. Это касается всех автомобилей, независимо от года выпуска, с объемом двигателя более 3000 см3. Кроме этого, не стоит забывать и про действующий стандарт Евро-2, в котором ряд автомобилей с определенным годом выпуска вообще запрещено ввозить в РК. До 1 января 2010 года в Беларуси таможенная пошлина на ввоз автомобиля не старше 3 лет составляла от 0,6 до 0,75 евро за 1см3 в зависимости от объема двигателя. Автомобили возрастом от 3 до 10 лет стоили от 0,35 до 0,6 евро за куб.см. Таможенная пошлина на машины, с момента выпуска которых прошло от 10 до 14 лет, составляла 0,75 евро. Старше 14 лет – 2 евро за куб.см. А вот в России таможенные пошлины остались на прежнем уровне. Так, на новый автомобиль возрастом до трех лет колеблются от 1,2 до 2,8 евро за куб. см. в зависимости от объема двигателя. На подержанную машину в возрасте от 3 до 5 лет тоже не менее 1,2 - 2,8 евро за куб.см. А на автомобили старше пяти лет берут от 2,5 до 5,8 евро за куб.см.
* * *
Перечень заводов, занимающихся сборкой иностранных автомобилей, на территории Таможенного союза (автопроизводитель, объем производства автомобилей, размер инвестиций, регион, модельный ряд):
Россия: - Toyota, 25-50 тыс., $150 млн, Санкт-Петербург, Toyota Camry; - Nissan, 50 тыс., $200 млн, Санкт-Петербург, Nissan X-Trail, Nissan Teana; - General Motors, 25 тыс., $115 млн, Санкт-Петербург, Chevrolet Captiva и модель на платформе Chevrolet Lacetti, Opel Astra; - Volkswagen, 115 тыс., Ђ370 млн, Калужская область, Skoda Octavia и новая модель на платформе VW Polo, Audi Q5, Audi А4, купе А5, планируется выпуск Audi A6 и Q7; - Автофрамос (Renault), 60 тыс., Ђ230 млн, Москва, Renault Logan; - Форд-Всеволожск, 62 тыс., $200 млн, Ленинградская область, Ford Focus; - Северсталь-Авто (сборка Ssang Yong), 30 тыс., $70 млн, Набережные Челны, Rexton, Kyron, Actyon; - Северсталь-Авто (сборка легковых Fiat), до 50 тыс., Набережные Челны, Albea, Linea; - Группа ГАЗ (сборка Chrysler и Dodge), 65 тыс., $150 млн, Нижний Новгород, Chrysler Sebring и Dodge Stratus; - ИжАвто (сборка Kia), 87 тыс., $100 млн, Ижевск, Spectra, Rio JB, Sorento; - Great Wall, 50 тыс., $70-100 млн, Елабуга, Deer G3, Hover; - PSA Peugeot Citroen, 25-50 тыс., оцениваются в $200 млн, Peugeot 307, Citroen C4; - "Автотор", более 30 тыс., Калининград, BMW 3 и 5 серии BMW X5 и X6 Cadillac CTS, SRX, STS, Escalade и Chevrolet Aveo, Lacetti, Epica и Rezzo, Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Tahoe, Hummer H2;
Белоруссия: - СП "Юнисон", в 2010 году планируется около 60 тыс., Минск, иранские автомобили Samand;
Казахстан: - АО "АЗИЯ АВТО", 45 тыс., строится еще один завод с инвестициями в 72,5 млрд тг, Усть-Каменогорск, Нива, Skoda, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Epica и Chevrolet Captiva. Планируется выпуск УАЗов. |