Дмитрий Довольнов, Торетай Альмамбетов, СТВ, 21 января
Сегодня порядка пятнадцати процентов экспортной казахстанской нефти транспортируется морским путем. Ожидается, что к 2020 году этот показатель должен превысить сорок процентов.
Вопросы деятельности морского флота республики обсуждались сегодня в ходе круглого стола в Астане.
Казахстан не может похвастаться богатой морской историей. В стране степей бурное развитие отрасли началось лишь в 98-м году, когда была создана национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот". Через три года были арендованы первые танкеры, которые занимались транспортировкой нефти из Актау в соседние прикаспийские государства. За девять лет компанией было перевезено около тридцати семи миллионов тонн нефти.
Основной проблемой современного казахстанского флота является недостаточное количество профессиональных моряков. На сегодняшний день семьдесят два курсанта из Казахстана обучаются в российских морских вузах. В нашей республике всего два крупных учебных заведения, готовят управляющие кадры для морской отрасли - это университет имени Шахмардана Есенова и Институт вооруженных сил РК, в городе Актау. Учебных заведений в которых готовили бы технических специалистов судоходства в Казахстане попросту нет.
Привлечение иностранных специалистов для работы на казахстанском флоте, наталкивается на правовые проблемы.
Правительство идет на встречу судоходным компаниям, предоставляя им различные льготы и преференции.
На сегодняшний день в Парламенте находится законопроект по внесению изменений и дополнений в закон о "Торговом мореплавании". Для развития отрасли необходимо гармонизировать казахстанское законодательство в соответствии с международными требованиями - отмечают эксперты. |