Светлана МЕРКУЛОВА, "Око", 22 января
В Актобе пришли справочники со ставками единых таможенных тарифов, утвержденные 27 ноября в Киеве главами трех стран - Казахстана, России и Беларуси. В справочнике даны новые тарифы, которые действуют с 1 января 2010 года на товары, которые приходят из-за пределов стран Таможенного союза. Казахстан, Россия и Беларусь приняли единые тарифы, чтобы поддержать своих производителей и поставить заслон аналогичной продукции, которую завозят из третьих стран. Департамент таможенного контроля Актюбинской области отказывается от комментариев и просит подождать недели три. У бизнесменов время - деньги, они заседают в брокерских конторах и задаются вопросами: какой товар теперь завозить невыгодно? От заключения каких контрактов лучше отказаться? Брокеры считают, просчитывают и сообщают сведения постоянным клиентам.
Как выяснилось, в первую очередь Таможенный союз ударил по поставщикам иномарок, чей товар находится в пути. По сведениям ТОО "Отан-Брок", один из актюбинских бизнесменов вез два "Лексуса-330" с нуля из США с объемом двигателя более 3 тысяч кубических сантиметров. Если раньше на растаможку одной машины у него уходило 8-10 тысяч долларов, теперь за каждую иномарку на таможне нужно отдать 20 500 долларов.
На этот раз предпринимателю контейнер с автомашинами пришлось разворачивать в Польше обратно в США. Бизнесмен предпочел потерять 10 тысяч долларов на доставке, чем остаться с двумя архидорогими машинами. В другом случае поставщик отказался брать риски на себя и предложил выложить кругленькую сумму покупателю. Тот внес задаток 4 тысячи долларов и теперь в раздумье: подарить эти деньги поставщику или выкупить машину, равную цене квартиры.
- С учетом железнодорожных тарифов и новых пошлин стоимость иномарок стала в 2,7 раз дороже, чем было в прошлом году, - отметил директор ТОО "Отан-Брок" Берик Уксукбаев. - К примеру, в декабре НДС, сборы и пошлина за автомашину "Тойота Раф-4" 2004 года выпуска с объемом двигателя до 3 тысяч кубических сантиметров составляла 3100 долларов. Теперь она повысилась в 4 (!) с лишним раза и составляет 14 340 долларов. Существенно возросла растаможка автомашин в возрасте до 3 лет. До нового года растаможка свежей "Тойоты Раф-4" составляла 560 тысяч тенге, теперь она составляет 1,3 миллиона тенге.
Но изменились цены не только на авто, но и на продукты питания. Так, окорочка теперь по низкой цене может завозить лишь тот, кто вошел в квоту и взял на этот счет в Министерстве индустрии и торговли разрешение. Как выяснилось, по квоте в страну разрешено ввозить лишь 110 тысяч тонн окорочков в год. Этого объема, по информации брокеров, вполне достаточно для страны. Ежемесячно через Актюбинскую область завозится около 10 тысяч тонн окорочков, которые затем распределяют по Казахстану.
- За растаможку окорочков простые предприниматели теперь должны платить пошлины в размере 80% от стоимости, а вошедшие в квоту - 0,2 евро за 1 килограмм, - рассказывает Берик Уксукбаев. - Обычно завозят 200 тонн окорочков стоимостью 100 тысяч долларов. До нового года за растаможку такого количества все бизнесмены платили одинаковую сумму - 20,9 миллионов тенге. Теперь те, кто имеет квоты, будут платить 11,3 миллиона, у кого их нет - выкладывать 35,3 миллиона тенге.
Квоты введены не только на завоз окорочков, но и на мясо крупного рогатого скота - 10 тысяч тонн в год на Казахстан, свинину - 7,4 тысяч тонн в год. Уже второй год квоты действуют на ввоз сахара. Так, если сахар завозится из-за пределов Таможенного союза, то растаможка каждой тонны обойдется в 350 долларов.
На 5%, если исходить из новых ставок, повысилась растаможка сельди, скумбрии, минтая, мойвы. На 10% подорожала растаможка зубной пасты, дезодоранта, краски для волос, шампуня. За ввоз каждой автошины теперь нужно платить по 7 евро. Обычно покрышки завозят по 1000 штук, предпринимателям придется оставлять за них на таможне 7000 евро. Выросла в цене и растаможка лекарств на 5-15% и не только на импортные, но и отечественные. В свою очередь, производители это объясняют повышением цен на сырье из дальнего зарубежья.
Магазины бытовой техники и продуктов питания с замиранием ожидают подорожания российского товара. С января Россия в 2 раза повысила железнодорожные тарифы.
В декабре на товарном дворе в районе ГМЗ стоял полный аврал - у грузчиков было полно работы. С наступлением нового года, приехав на товарный двор, мы увидели пустой тупик и один-единственный вагон. На дворе мерз десяток безработных грузчиков. Поставки умерли. Что будем есть в Таможенном союзе, когда закончатся прошлогодние запасы, - покажет калькулятор предпринимателей.
К слову, прогнозы экспертов до нового года сводились к тому, что взлет цен не предвидится и что плюсов для отечественной экономики гораздо больше. Это дополнительный рынок, отсутствие таможенных пошлин, и вообще, Таможенный союз - это большие перспективы для масштабного торгово-экономического взаимодействия, но для воплощения в реальность все вопросы в рамках Союза будут решаться поэтапно. Пока руководители стран решают вопросы поэтапно, рядовые казахстанцы уже на себе ощутили цену Союза. |