Наталья Глушаева, "Вечерний Алматы", 18 февраля
Один из самых долгожданных строительных объектов города находится на завершающей стадии. Что уже сделано в городском метрополитене и что еще предстоит сделать, корреспонденты "Вечерки" решили узнать, спустившись в подземелье
Первая среди равных
Старт нашего рейда дан на перекрестке проспекта Райымбека и улицы Фурманова, точнее под ним. Здесь берет начало первая очередь первой линии метро.
"ГАЗель" въезжает в темный и холодный тоннель. Но уже через несколько метров появился свет - это станция "Райымбек батыр".
- Именно с нее начиналось строительство алматинского метрополитена. В 1988 году 7 сентября был взят первый ковш грунта, - поясняет сопровождающий нас начальник технического отдела АО "Алматыметрокурылыс" Владимир Коротков. - Это одностворчатая станция, мелкого заложения. На сегодняшний день здесь практически полностью выполнены архитектурно-отделочные работы.
Станция имеет два подземных вестибюля. Пол и стены выложены мрамором. Сейчас устанавливаются скамейки, конструкции под рекламные щиты, вешаются люстры. Особенностью ее является то, что здесь будут установлены специальные лифты для инвалидов. Такие же появятся и на станции "Алатау".
Следующая станция "Жибек жолы", расположенная вдоль улицы Фурманова между Жибек Жолы и Гоголя, как нам показалось, ненамного отстает в готовности. Украшение платформы и тоннелей здесь ведется полным ходом. В одном из вестибюлей даже работают эскалаторы, правда, "косметические" работы вокруг них еще только начинаются.
- Эта станция глубокого заложения и состоит из трех залов. По дизайну она схожа с предыдущей, но здесь будет расположено панно о Шелковом пути, - указывает на центральную стену Владимир Коротков. - Кстати, для инвалидов будут поставлены специальные приспособления, с помощью которых они смогут спускаться и подниматься по эскалатору.
От точки "А" до точки "Б"
Опять по малоосвещенному тоннелю добираемся до следующей остановки. На очереди самая "вкусная" станция. Она "спряталась" на перекрестке Карасай батыра и Панфилова. По замыслу архитекторов изюминкой в ее оформлении будут яблоки. Но пока здесь лишь пыль до потолка. Отделочные работы только начаты, предстоит сделать еще немало.
- Думаю в три-четыре месяца уложимся, - с оптимизмом говорит начальник технического отдела.
На станции "Абай" мы долго задерживаться не стали, дабы не мешать рабочим. Смотреть здесь пока особо нечего, так как платформа и тоннели только готовятся к отделке.
К слову, "Абай" самая сложная и глубокая в нашем метро станция - она погружена на 60 метров от поверхности. Вообще в мире самой глубокой считается станция "Адмиралтейская" в Санкт-Петербурге, расположенная более 100 метров под землей.
Есть у пункта "Абай" еще один рекорд - путь от него до следующей станции "Байконур" самый протяженный. Он составляет 1570 метров, когда в среднем это расстояние не более 1200 метров.
Архитектурное решение "Байконура" будет полностью соответствовать космической тематике. В платформе посетители распознают космический корабль. Пока же это место находится в стадии проходки. Подземный "Драмтеатр имени Ауэзова", ранее планируемый как станция "Тулпар", пока также напоминает темную пещеру. Кстати, от "Байконура", находящегося на углу Абая и Байтурсынова, до станции, что под драмтеатром, - всего 800 метров. Это самый короткой перегон.
Водитель с юмором объявил конечную остановку. Мы завершаем свой путь на последней станции первой очереди метрополитена - "Алатау", расположенной по проспекту Абая между Гагарина и Жарокова. В отличие от предыдущих двух она практически готова. Зеленовато-голубоватые оттенки напоминают наши величественные горы. Стены и полы платформы украшены орнаментами и другими элементами рисунков древних племен Казахстана.
Уникальность этой станции еще и в том, что платформы здесь расположены по бокам, а не посередине, как на всех других. Поезда будут ходить между правым и левым "берегом".
Как рассказал Владимир Коротков, метрополитен строится с использованием высокопрочных сейсмоустойчивых материалов. На станциях предусмотрено все для удобства пассажиров, особое внимание уделено людям с ограниченными возможностями.
На каждой станции не будет недостатка в торговых павильонах, а вот общественне туалеты, увы, дефицит. Такое удобство будет лишь на станции "Райымбек батыра".
Почти готово
В целом строительство первой очереди алматинского метрополитена подходит к своему финалу. Как заявил, генеральный директор АО "Алматыметрокурылыс" Мурат Укшебаев, при достаточном и своевременном финансировании есть все возможности запустить метро в конце этого года.
По его словам, согласно графику работы по укладке рельс должны завершиться к августу. Тем временем уже заказаны вагоны производства Южной Кореи.
- Всего за период возведения метрополитена было освоено 108 млрд. тенге. В этом году пока выделено 19 млрд. тенге.
После того как первая очередь будет полностью завершена, начнется работа над второй и третьей. По проекту новые маршруты протянутся от станции "Алатау" до микрорайона "Калкаман-3" и от "Райымбек батыра" до железнодорожного вокзала "Алматы I".
Историческая справка
Строительство алматинского метро началось 7 сентября 1988 года. Распад СССР в 1991 году и последовавший за этим разрыв хозяйственных и экономических связей не послужили причиной затормаживания работы. В итоге 1990-е годы явились периодом создания собственной материально-технической и научной базы метростроения. Несмотря на минимальное финансирование, продолжалась проходка перегонных и эскалаторных станций, подходных выработок к станциям глубокого заложения, а главное, были сохранены опытные кадры инженеров и рабочих.
В 1992 году был создан первый в Казахстане тоннельный отряд.
В 1994 году на основании постановления Алматинского городского территориального комитета госимущества и приватизации было образовано ОАО "Алматыметрокурылыс".
Последние годы строительству метрополитена уделяется большое внимание со стороны городских властей. |