www.azk.gov.kz, 23 февраля
В связи с многочисленными вопросами, поступающими в Агентство касательно разъяснения причин изменения доли доминирования в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке (далее - Реестр), Агентство сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 27) пункта 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "О государственных закупках" (далее - Закон) государственные закупки осуществляются без применения норм настоящего Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в случаях приобретения товаров, работ, услуг у лица, занимающего доминирующее (монопольное) положение на определенном рынке закупаемых товаров, работ, услуг, доля которого на таком рынке равна ста процентам.
В свою очередь, нахождение субъекта рынка в Реестре со 100% долей доминирования и регулярное приобретение услуг данного субъекта государственными органами, государственными учреждениями, а также государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами, осуществляющими приобретение товаров, работ, услуг в соответствии с настоящим Законом, а также гражданским законодательством Республики Казахстан, за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний, национальных компаний и аффилиированных с ними юридических лиц без проведения конкурса приводит к монополизации товарных рынков и не способствует развитию конкуренции.
В этой связи, в целях развития конкуренции Приказом Председателя Агентства №366-ОД от 3 декабря 2009 года утверждена новая редакция Реестра, где изменены "100%" доли доминирования субъектов рынка на "свыше 35%" на тех товарных рынках, где развитие конкуренции технологически возможно.
Следует отметить, что Закон не содержит норм, предусматривающих обязательное включение субъекта рынка в Реестр для осуществления государственных закупок без применения норм Закона.
Вместе с тем, Закон РК "О конкуренции" не содержит норм, предусматривающих освобождение субъектов рынка, включенных в Реестр, от проведения конкурсных процедур, предусмотренных Законом.
Согласно статье 39 Закона о конкуренции формирование и ведение Реестра антимонопольный орган осуществляет в целях предупреждения и устранения злоупотребления доминирующим или монопольным положением.
Таким образом, включение или не включение субъекта рынка в Реестр, в том числе в зависимости от рыночной доли, юридически не влияет на процесс проведения государственных закупок. |