Кайырбек СЕЙТКУЛ, член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, "Казахстанская правда", 23 февраля
Каждое Послание Главы государства народу Казахстана является важнейшим событием в политической, экономической и общественной жизни страны. В них ставятся новые задачи, выражаются устремления к новым свершениям, уверенность в правильности избранного курса сквозь мировые кризисы и катаклизмы. Уникальность нынешнего концептуального документа заключается в том, что грядущее десятилетие должно стать этапом нового экономического подъема, раскрытием новых возможностей страны. В Послании аргументированно доказано, что только подготовка экономики к посткризисному развитию, форсированная индустриализация и развитие инфраструктуры, инновации, высокая производительность труда позволят занять Казахстану достойное место в мировом сообществе.
Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, финансовая система страны оказалась защищенной, что позволяет с энтузиазмом смотреть в будущее. В грядущем десятилетии будет наращиваться потенциал несырьевых доходов бюджета. Его итогом станет то, что ненефтяной дефицит составит не более 3% от ВВП, с последующим сведением его к нулю. Гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет будет зафиксирован в размере 8 млрд. долл. К 2015 году только за счет новых проектов доходы бюджета возрастут на 300-400 млрд. тенге.
В этих условиях Счетный комитет видит свою роль в дальнейшем совершенствовании контроля, направленного на обеспечение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств и средств Нацфонда, укрепление финансовой дисциплины и повышение эффективности управления финансовыми и другими активами государства. В первую очередь при планировании нашей контрольно-аналитической работы особое внимание будет уделено охвату контролем областей (сфер), имеющих высокие риски при исполнении республиканского бюджета, а также объектам контроля, составляющим стратегическую социально-экономическую значимость в развитии страны.
Первым пунктом Стратегического плана-2020 в Послании Президента определена подготовка экономики к посткризисному развитию. Претворить в жизнь эту установку можно только эффективно используя бюджетные средства. Поэтому наш анализ, результаты контрольно-аналитической работы мы будем использовать для внесения предложений по усовершенствованию нормативной правовой базы, предотвращающей нарушения бюджетного законодательства, проработки программных документов, механизмов их реализации.
В разделе Послания "Диверсификация экономики - ключ к успеху" особое внимание уделяется инновациям, которые должны обеспечить резкий рост производительности труда. И здесь необходимо направить усилия на решение вопросов действующей системы управления государственными активами. И прежде всего искоренить формальный подход к принятию решений руководителями государственных органов и национальных холдингов и компаний. Необходимо исключить принятие рисковых, экономически невыгодных, а иногда и угрожающих экономической безопасности страны решений, ведущих к безвозвратным потерям государства. Сегодня наступило время законодательно ужесточить ответственность руководителей за нарушения бюджетного и другого законодательства, связанного с использованием бюджетных средств.
Однако рост производительности труда обеспечивается не только внедрением инноваций, но и за счет стимулирования. В этой связи предлагаем изменить сложившийся порядок премирования работников государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора, который несовершенен и зачастую приводит к извращению самого понятия премирования. Когда премия превращается в дополнение к зарплате и выплачивается к праздничным датам, без учета оценки результативности деятельности, то она перестает быть стимулом к повышению производительности труда. Что касается квазигосударственного сектора, то здесь также не предусмотрены четкие качественные и количественные критерии оценки деятельности их работников.
Современная система премирования должна быть четко аргументирована: на дополнительные денежные выплаты может претендовать тот, кто достигнет наивысших результатов в шкале количественных и качественных индикаторов, утвержденных стратегическим планом. К квазигосударственным субъектам необходимо принять меры по внесению в порядок поощрения изменений и дополнений, регламентирующих выплату вознаграждений, исходя из объемов полученного чистого дохода от основной деятельности.
При проведении мероприятий по подготовке экономики страны к посткризисному развитию необходимо добиться обеспечения максимальной гласности и открытости расходования бюджетных средств, с обязательным опубликованием данных о заключаемых контрактах, генеральных соглашениях на сайтах государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора и местных исполнительных органов. Кроме того, необходимо внедрять и совершенствовать систему управления рисками в субъектах квазигосударственного сектора, финансовых институтах и государственных органах, участвующих в реализации положений Послания.
Перед государством и народом поставлены трудные, но выполнимые задачи. В условиях перехода на бюджетирование, ориентированное на результат, и определенной свободы администраторов бюджетных программ при использовании бюджетных средств нам предстоит обеспечить последовательность перехода на контроль эффективности и оценку качества управления финансовыми активами государства. А для повышения эффективности работы необходимо усилить мониторинг, направленный на возмещение бюджетных средств, а также за материалами, переданными в правоохранительные органы.
Не менее актуальна и другая ближайшая задача - проведение жесткого контроля за эффективностью использования средств, выделенных на антикризисные мероприятия, среди которых "дорожная карта", программа "Балапан" и другие.
Эти мероприятия невозможно осуществить без прочной методологической основы и квалифицированных кадров, поэтому наша повседневная деятельность будет направлена на решение и этих профессиональных вопросов. |