АСТАНА, 2 апр – ИА Новости-Казахстан
Иранские эксперты отмечают снижение качества казахстанского зерна и призывают казахстанских сельхозтоваропроизводителей быть конкурентоспособными. "Я был первым иранцем, кто отрыл эту дорогу (транспортировка зерна по маршруту Казахстан-Иран)15 лет назад. И совершенно недавно я отметил определенное снижение качества (зерна)", - сказал в пятницу на международной зерновой конференции акционер ТОО "Freedom sky general trading LLC" доктор Ансари, который ранее занимал должность министра сельского хозяйства Ирана. По его мнению, первая проблема состоит в том, что "получили доступ к экспорту разные компании". "И второе. Я бы хотел привлечь внимание инспекций – если вы проводите инспекцию, пожалуйста, проводите ее качественно. Поскольку разрушить имя гораздо легче, чем его создать, я вас призываю – будьте более строги в проведении таких проверок", - призвал Ансари. Он отметил, что у казахстанского зерна на иранском рынке "существует очень большая конкуренция со стороны России, Украины, Австралии, Канады", в том числе "значительная конкуренция со стороны России и со стороны Украины при транспортировке зерна по Каспию". "Вы можете сказать: что можем мы при таких конкурентах? – И сложить руки. Но так делать не надо, надо стараться быть конкурентоспособным", - считает Ансари. По его мнению, "если необходимы инвестиции в небольшом объеме, может быть, имеет смысл выстроить другой терминал (в морпорту Актау) для того, чтобы вдвое увеличить экспортные поставки не только в Иран, но и в другие страны Каспийского региона". "Если вы ищите новые технологии и новые рынки, рассматривайте и Иран тоже", - заключил он. В этом году объемы экспорта зерна в Иран достигают пяти миллионов тонн, при этом Казахстан в Иран по существующим транспортным коридорам может максимально экспортировать до двух миллионов тонн.
----
Тегеран просит Астану предоставлять субсидии для транспортировки казахстанского зерна в Иран АСТАНА, 2 апр – ИА Новости-Казахстан
Иран призывает правительство Казахстана рассмотреть возможность предоставления субсидий для транспортировки казахстанского зерна в Иран. "Мы знаем, что правительство Казахстана предоставляет субсидии для транспортировки зерна в Россию. Почему бы не сделать это в направлении Ирана?", - заявил в пятницу на международной зерновой конференции в Астане акционер ТОО "Freedom sky general trading LLC" доктор Ансари, который ранее занимал должность министра сельского хозяйства Ирана. "Вы (Казахстан) связываете Иран по рукам и приглашаете на ринг для бокса", - считает он. По мнению Ансари, если такое предложение по предоставлению субсидий на перевозку зерна в Иран железнодорожным транспортом и "предоставление специальных вагонов в определенном количестве покажется приемлемым для Казахстана, мы решим вопрос о расширении сотрудничества". Он напомнил, что между странами существовало соглашение о "зеленом коридоре", по которому, "если следует подвижной состав с зерном, ему нужно предоставлять "зеленый свет". "Возможно, следует вспомнить это соглашение и подписать его заново", - считает Ансари. Однако, председатель правления КазАгро Асылжан Мамытбеков, считает предложение иранской стороны по субсидиям на перевозку зерна не приемлемым. "Это не делается не потому, что нам не нравится экспортировать (зерно) в тот регион, а потому что есть точные и обоснованные расчеты, что казахстанское зерно, по крайней мере в этой ситуации, на том (иранском) рынке конкурентоспособно (и без дотаций)", - пояснил Мамытбеков. По его словам, удешевление транспортировки зерна железнодорожным транспортом делается для того, чтобы "вывести зерно на те рынки, где оно не является конкурентоспособным". "Можно привести конкретные цифры: например, чтобы довезти (зерно из Казахстана) до Черного моря, нужно потратить только по железной дороге России оплату за тариф более 100 долларов, а есть еще железная дорога по Казахстану, и все это выливается почти в 150 долларов", - отметил Мамытбеков. "Естественно, в этих условиях зерно туда (в черноморские порты через Россию) не пойдет", - пояснил он. "А чтобы довезти до порта Актау, всего требуется железнодорожный тариф в 30 долларов. Поэтому - просто голые расчеты здесь и никакой другой подоплеки", - подчеркнул глава Казагро. Накануне Мамытбеков говорил, что строительство железной дороги Узень-Гурган (Казахстан-Туркмения-Иран) позволит Казахстану к 2012 году увеличить экспорт зерна в направлении Ирана до пяти миллионов тонн. |