Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 13 апреля
Сегодня состоялось заседание Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию под председательством Динар Нукетаевой, на котором с информацией о работе компании перед депутатами выступил и ответил на их вопросы гендиректор ТОО "СК–Фармация" Вадим Зверьков (тезисы): Целями и задачами компании, поставленными Правительством, являются, улучшение здоровья и качества жизни населения, развитие отечественной фармацевтической промышленности и увеличение ее доли на рынке государственного лекарственного обеспечения, создание единой информационной системы, создание прозрачной схемы закупок и эффективной системы транспортной и складской логистики, а также экономия бюджетных средств, направленных на лекарственное обеспечение. В рамках реализации проекта по внедрению системы единой дистрибуции были проведены такие мероприятия, как: внесение изменений в Закон "О государственных закупках", утверждение списка лекарственных средств, подлежащих закупу у Единого дистрибьютора, создание товарищества с ограниченной ответственностью "СК-Фармация", а также внесение изменений в нормативно правовую базу в части определения статуса Единого дистрибьютора и основных принципов его работы. И наряду с этим: разработка и утверждение нормативно правовой базы в части проведения закупок лекарственных средств Единым дистрибьютором. В ней впервые заложены положения по прямой поддержке отечественных производителей. Компания активно работает над такими важными задачами, как: создание прозрачного рынка государственных закупок лекарственных средств, отвечающего передовым западным стандартам "надлежащей практики по закупкам, хранению и дистрибуции лекарств". И в то же время: предупреждение подкупа врачей и лоббирования неоправданно дорогих лекарств, закуп лекарств по справедливым ценам у дистрибьюторов и производителей, а так же наведение порядка в сфере хранения и логистики лекарств по всему Казахстану. В целях обеспечения прозрачности и увеличения количества потенциальных поставщиков на проводимых конкурсах, в тендерных процедурах заложена возможность исправления незначительных неточностей в заявочных документах или внесения дополнений по недостающей документации. В результате, практически все потенциальные участники, отвечающие квалификационным требованиям, допускались к процедуре торгов. Сам конкурс проводился по аукционному способу, то есть участникам конкурса давалась возможность во время его проведения снижать первоначально заявленные ценовые предложения. По результатам первого пилотного тендера по закупу 27 лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на второе полугодие 2009 года, проведенного ТОО "СК-Фармация" в мае 2009 года, общая сумма закупленных лекарственных средств на второе полугодие составила порядка 1 млрд. тенге при запланированных 1,8 млрд. тенге. Таким образом, по сравнению со средней запланированной ценой, закупочные цены "СК-Фармации" в среднем снизились на 40%, т.е. практически в два раза. По некоторым наименованиям лекарственных препаратов наблюдалось снижение цен на 77%. Что касается качества закупаемых лекарственных средств. Тендер по закупу лекарственных препаратов проходит в два этапа, где на первом – комиссия проверяет представленные заявки на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к потенциальным поставщикам. А также проводит анализ предлагаемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения на соответствие требованиям, предъявляемым к закупаемым лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан №1729. Прежде всего, это – наличие регистрации предлагаемого товара в Республике Казахстан. Это, наряду с последующей обязательной сертфикацией товара при ввозе в страну, исключает вероятность поставок товара "низкого качества". Вторым этапом является собственно ценовая борьба по принципу аукциона "на понижение". Единый дистрибьютор не вправе устанавливать к закупаемым лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения требования, не предусмотренные Постановлением Правительства Республики Казахстан №1729. Здесь хотелось бы отметить, что все прозвучавшие заявления касательно "плохого" качества закупаемых нами лекарственных средств и изделий медицинского назначения, являются лоббированием интересов отдельных компаний, которые не хотели бы допустить продукцию конкурентов на тендер ТОО "СК-Фармации" и на рынок РК. Примеров подобной "агитации" очень много. Что касается процедур закупа и затягивания сроков поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в 2010 году, разрешите сообщить следующее: В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2009 года №134 Список лекарственных средств в рамках ГОБМП, подлежащих закупу у ЕД, на 2010, был утвержден 28 августа 2009 года (приказ Министра здравоохранения РК №.430). В этой связи, в целях своевременного проведения процедур закупа и во исполнение утвержденного правительством порядка организации и проведения закупа лекарственных средств для оказания ГОБМП, компанией в первых числах сентября 2009 года были направлены во все регионы Список и электронная форма предварительной заявки на 2010 год. Окончательным сроком заполнения заказчиками формы заявки было установлено 20 сентября 2009 г. Несмотря на неоднократные напоминания с нашей стороны о необходимости ускорения предоставления заявок, организациями здравоохранения регионов было допущено затягивание процесса. Так, заявки лечебных организаций ряда областей были получены лишь в середине ноября 2009 г. О факте затягивания исполнения Постановления Министерство здравоохранения было поставлено в известность. 2 октября 2009 г. приказом Министра здравоохранения РК в утвержденный Список лекарственных средств, подлежащих закупу у ЕД были внесены изменения. Внесение дополнительных препаратов (инфузионных растворов) в Список повлекло за собой проведение ряда мероприятий, таких как: формирование дополнительной электронной заявки и необходимость заполнения заказчиками дополнительной заявки, что в свою очередь потребовало дополнительных временных затрат. Кроме того, принятие 18 сентября 2009 года Кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения" потребовало внесения изменений во все подзаконные документы. Новые Правила организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, ИМН и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию ГОБМП были утверждены только 30 октября 2009 года №1729. И, наконец, заявка Министерства здравоохранения с потребностью по республиканским бюджетным программам на 2010 год была, формально, предоставлена 21 сентября 2009г. Однако заявка была сформирована не по форме, утвержденной постановлением правительства №632, а номенклатура препаратов не соответствовала Списку препаратов, закупаемым Единым Дистрибьютором. Ввиду того, что, в соответствии с Кодексом, ЕД обязан проводить закуп лекарственных средств и ИМН исключительно в соответствии со Списком, компанией было направлено письмо в Министерство с просьбой привести заявку в соответствие с постановлением и Списком. Однако, данное обращение натолкнулось на непонимание со стороны Департамента стратегии и развития, ответственного за предоставление заявки. Повторная откорректированная заявка была получена от Министерства лишь 19 ноября 2009 г. Тогда же, 19 ноября 2009г. комитет фармацевтического контроля Министерства здравоохранения обратился с просьбой перенести закуп факторов крови и вакцин на январь 2010 года. Таким образом, окончательно заявки были получены ЕД только 19 ноября т.г. Объявление о проведении тендера по закупу лекарственных средства и ИМН (кроме вакцин и факторов крови) в рамках ГОБМП было опубликовано 20 ноября на сайте организатора тендера. Процедура вскрытия конвертов потенциальных поставщиков с тендерными заявками была произведена 10 декабря 2009 года. В этой связи необходимо отметить, что тендер по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения на 2010г. Единым дистрибьютором изначально был намечен на октябрь 2009 года, тогда, как проведен был только в декабре 2009 года, ввиду затягивания сроков подачи заявок от Заказчиков. В связи с этим договора с 39 поставщиками были заключены лишь в период с конца декабря 2009 года по начало января 2010 года. В соответствии с условиями заключенного договора, между Единым дистрибьютором и Поставщиком, 25% поставляемого объема лекарственных средств должно было быть поставлено в течение 60 календарных дней со дня заключения договора поставки, а оставшееся количество равными долями ежеквартально до конца 2010г. Однако нужно также учитывать, что заказы на производство лекарств на заводы ввиду новогодних и рождественских праздников поступили только в середине января 2010 года. Как правило, процесс производства занимает около двух месяцев, плюс транспортировка и таможенная очистка порядка двух недель, и сертификация товара, занимающая не менее двух недель. Таким образом, в случае проведения всех конкурсных процедур ЕД в сентябре-октябре 2009г., весь товар в полном объеме мог быть доступен уже в январе 2010г. Однако, несмотря на все наши предупреждения, процесс сбора заявок от заказчиков был затянут, и конкурс был проведен только в декабре 2009 г. Необходимым также считаю отметить, что 7 декабря 2009 года Правительство Республики Казахстан поручило организациям здравоохранения республики сформировать необходимый двухмесячный запас лекарственных препаратов на январь-февраль 2010 года. Тем не менее, несмотря на то, что на конец декабря 2009 года все лечебные учреждения подтверждали достаточный объем лекарственных средств, в начале февраля в некоторых ЛПУ возник дефицит препаратов. Кроме того, во избежание дефицита лекарственных средств постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2010 года №66 организациям здравоохранения было разрешено производить самостоятельный закуп необходимых лекарственных средств в пределах месячной потребности. Просим также принять во внимание, что исторически, на протяжении последних пяти лет закупы лекарственных средств организациями здравоохранения Республики Казахстан проводились не ранее марта-апреля, а поставки подавляющего большинства препаратов осуществлялись только в июне-августе, что подтверждается, как протоколами закупов, так и таможенной базой импорта (подробный анализ может быть предоставлен по требованию). Несмотря на все трудности и критику функционирования Единого Дистрибьютора, на сегодняшний день компания по результатам своей деятельности подтвердила основополагающие принципы своей работы, а именно: 1. Оптимального и эффективного расходования денег, используемых для закупок экономия только от предельных цен установленных Министерством здравоохранения составила 4,5 млрд.тенге, или 13%; Предоставления потенциальным поставщикам равных 2. возможностей для участия в процедуре проведения закупок 3. участие в тендере 50 компаний потенциальных поставщиков; 4. Добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков значительное снижение цен, по сравнению с закупами, проводившимися в 2009 году; 5. Гласности и прозрачности процесса закупок видеосъемка процедуры определения наименьшей цены, свободный доступ на тендер, и, как следствие, отсутствие жалоб со стороны потенциальных поставщиков; 6. Поддержки отечественных товаропроизводителей увеличение доли отечественных производителей с 10 до 23% (в денежном выражении), ими выиграно 167 лотов на сумму порядка 6,5 млрд.тенге. ТОО "СК-Фармация" был проведен сравнительный анализ цен препаратов, закупленных ЕД, с ценами закупов департаментов здравоохранения в прошлом году (прошу обратить внимание что тендеры проводились начиная с февраля по апрель, а это значит что поставки начались не ранее конца марта июня месяца). Данный материал может быть представлен в полном объеме по требованию. Для сравнения представляем Вам ряд примеров выявленных в ходе проведенного анализа:
Регион | ПО ЦЕНАМ ГОСЗАКУПОК 2009 | ПО ЦЕНАМ СК-ФАРМАЦИИ | Экономия в деньгах | Экономия в% | Кол-во про- анализи- рованных лотов | Дата проведения | Костанайская обл | 36 837 886,00 | 19 289 844,13 | 17 548 041,88 | 48% | 33 | | Жамбылская обл | 122 536 549,39 | 74 357 651,24 | 48 178 898,15 | 39% | 34 | №8 от 23.03.2009 | ЮКО | 1 103 225 488,23 | 688 080 313,43 | 415 145 174,80 | 38% | 332 | №4 от 16.02.2009 | Актюбинская область | 228 379 917,60 | 143 337 789,30 | 85 042 128,30 | 37% | 170 | №3 от 02.03.2009 | Атырауская обл | 178 385 781,63 | 124 316 903,88 | 54 068 877,75 | 30% | 255 | | ЗКО | 210150 407,50 | 150 489 850,62 | 59 660 556,88 | 28% | 155 | б/н от 14.03.2009 | Мангистауская обл | 273 235 836,29 | 212 822 165,06 | 60 413 671,23 | 22% | 217 | б/нот 05.03.2009 | Карагандинская обл | 950 820 803,59 | 760 490157,53 | 190 330 646,06 | 20% | 214 | | Акмолинская обл | 248 267 245,21 | 206 727 299,55 | 41539 945,66 | 17% | 187 | №2 от 15.03.2009 | Павлодарская обл | 399 874 212,05 | 336 037 738,89 | 63 836 473,16 | 16% | 212 | №4 от 16.02.2009 | ВКО | 220 948 002,31 | 190 641553,14 | 30 306 449,17 | 14% | 112 | б/н от 03.03.2009 | Кызылординская обл | 436 501 174,24 | 379 177 177,66 | 57 323 996,58 | 13% | 237 | №3 от 02.03.2009 | Астана | 385 849 542,31 | 335 289 209,96 | 50 560 332,35 | 13% | 261 | № 4-и от 13.02.2009 | СКО | 546 935 139,83 | 493 250 854,86 | 53 684 284,98 | 10% | 249 | №1 от 26.01.2009 | Алматинская обл | 339 623 113,30 | 309 356 459,45 | 30 266 653,85 | 9% | 130 | б/н от 09.02.2009 | Алматы | 327 193 477,90 | 297 583 390,82 | 29 610 087,08 | 9% | 71 | б/н от 25.02.2009 |
Обращаем Ваше внимание на то, что цены ТОО "СК-Фармация" зафиксированы на 2010 год и уже включают в себя расходы на логистику, а также просим учитывать тот факт, что закуп управлением здравоохранения был осуществлен в прошлом году (в некоторых регионах до девальвации). Сегодня все мы являемся свидетелями серьезных реформ на фармацевтическом рынке Республики Казахстан, которые призваны обеспечить открытость и прозрачность данной отрасли. Мы видим, как Правительство, последовательно и настойчиво, выполняет свой план действий по реализации Программы форсированного индустриально инновационного развития, направленный на претворение в жизнь Поручения Главы государства, Нурсултана Абишевича Назарбаева, по увеличению доли рынка отечественной фармацевтической продукции выше 50% к 2014 году, и повышению доступности качественных медикаментов для граждан Республики Казахстан. Для выполнения поставленной задачи, Правительством и компанией СК-Фармация сегодня активно прорабатываются вопросы по: 1. рациональному использованию выделяемых государственных средств путем замены дорогостоящих оригинальных препаратов на отечественные дженерики, при сопоставимой эффективности. Вся полученная сумма экономии будет направлена на улучшение лекарственного обеспечения наших сограждан; 2. созданию режима "наибольшего благоприятствования" для отечественных производителей "полного цикла" путем гарантирования закупа продукции, изготовленной в соответствии с требованиями Надлежащей Производственной Практики (GMP); 3. развитию контрактного и совместного производства для групп препаратов, самостоятельное освоение которых на сегодняшний день технологически и экономически нецелесообразно. Наряду с созданием Компании "СК-Фармация" как единого дистрибьютора лекарственных средств в Республике Казахстан, в нашей стране созданы привлекательные условия для развития отечественного производства фармацевтической продукции. Министерство здравоохранения, Министерство индустрии и новых технологий, а также компания СК-Фармация готовы оказать всемерное содействие отечественным производителям. Предусмотрен ряд льгот по таможенной очистке оборудования, закупаемого для модернизации производства, и налоговых вычетов сумм, затраченных на улучшение технологического оснащения и контроля качества выпускаемой продукции. Мы уверены, что временные трудности, являющиеся результатом противодействия со стороны "недоброжелателей" реформ и недостаточной согласованности действий участников фарм.рынка, уступят место ответственной и взвешенной деятельности по осуществлению задач, поставленных перед нами руководством государства, и мы сумеем достичь целевых показателей в полном соответствии с озвученными планами. |