Светлана МИХАЙЛОВА, "Экспресс-К", 28 апреля
Гордость и символ Семея – подвесной мост через реку Иртыш – городу со скромным бюджетом не по карману. Потребовалось десять лет, чтобы осознать столь тревожную финансовую действительность. За это время мост успел порядком "ощербатиться и излохматиться". Таких мостов, как в Семее, в мире всего 17 и ни одного в СНГ. Его строительство в конце прошлого века и ввод в эксплуатацию стали настоящим праздником для горожан – старая двухполосная переправа уже не справлялась с увеличивающимся потоком транспорта и срочно требовала капитального ремонта. И тут по соседству была воздвигнута настоящая мостовая махина, спроектированная и построенная продвинутыми японцами, длиной более километра, шириной 22 метра, вместившая сразу шесть полос. Мост простоял без особых проблем лет семь. И все это время горожане не подозревали, что гордость Семея на самом деле бесхозный объект, который не состоял на городском балансе, и, следовательно, о его техническом состоянии никто не заботился. Этот вопиющий факт так бы, наверное, и не всплыл, кабы в город в 2007 году не наведалась делегация из японского банка международного развития. Гости и открыли отцам города "секрет", что, оказывается, для технического обслуживания и содержания таких сооружений обычно создаются специальные организации и отдельный бюджет. Летом того же года в Семее быстро открыли государственное коммунальное предприятие по эксплуатации подвесного моста. А вот с бюджетом быстро не получилось, поскольку Семей и без того всегда пребывает в финансовом дефиците. На содержание мостового перехода стали выделять от трех до восьми миллионов тенге, но на практике их требуется в сотни раз больше. И того, что есть, едва хватает на латание поверхностных трещин дорожного покрытия моста и ремонт разделительных конструкций. А в этом году асфальт на подвесном мосту выглядит совсем плачевно – долговременное отсутствие хозяина и особенности климата сделали свое разрушительное дело. Теперь уже не проедешь по нему с ветерком без опасений разбить подвеску автомашины – тут и там по всем шести полосам зияют выбоины и провалы. Пафосная переправа лишилась статуса самой гладкой дороги в Семее и выглядит, как и все городские магистрали после зимы, разбитой и жалкой. А каково состояние внутренней начинки моста и поддерживающих его тросов, даже боязно предположить. За десять лет внутренности ни разу не обследовались. Да и специалистов таких в городе нет, надо из Японии выписывать – а это опять бешеные миллионы. Депутаты городского маслихата видят выход в официальном признании Семейского подвесного моста стратегическим объектом и передаче его на баланс республиканского или областного бюджета. Видимо, чтобы он стал общей гордостью и головной болью. |