Сергей Смирнов, "Эксперт Казахстан", 28 июня
Сроки реализации строительства Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) переносятся с 2012 года на более поздний срок, об этом в интервью агентству Trend заявил председатель правления АО "НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. Одни специалисты связывают причины отсрочки с необходимостью усиления экологических мер после аварии на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе. Другие - с тем, что акционеры Кашагана не могут договориться о сроках, когда пойдет "большая нефть". Напомним, что в рамках этого проекта предусматривается создание новой, состоящей из двух сегментов, нефтетранспортной инфраструктуры: соединяющего месторождения Кашаган, Тенгиз и порт Курык трубопровода Ескене-Курык и собственно Транскаспийской системы - от порта Курык (где планируется строительство нефтеналивного терминала для приема крупнотоннажных танкеров) до Баку, откуда нефть пойдет на мировой рынок по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и железной дорогой до Батуми. Планируемая пропускная способность нефтепровода Ескене-Курык на первом этапе составит 23 млн тонн в год с последующим расширением до 56 млн тонн. По предварительным оценкам общая стоимость ККСТ составит около 4 млрд долларов. Финансировать проект планируется преимущественно за счет заемного капитала.
Хроника ККСТ Договор по поддержке и содействию транспортировке казахстанской нефти на международные рынки через Каспийское море и Азербайджан был заключен президентами двух стран еще в июне 2006 года. Подпись Нурсултана Назарбаева последовала сразу после того, как в конце мая акционеры КТК не смогли согласовать условия его расширения с 28 до 67 млн тонн в год и проект "завис". В январе 2007 года "КазМунайГаз" участники консорциума Agip KCO и СП "Тенгизшевройл" подписали меморандум о взаимопонимании основных принципов сотрудничества по проекту создания ККСТ. В конце 2008 года национальные нефтяные компании Казахстана и Азербайджана - "КазМунайГаз" и SOCAR - подписали соглашение об основных принципах реализации ККСТ. Стороны договорились, что проект должен быть реализован в 2013-2014 годах. В марте 2009 года "КазМунайГаз" объявил о создании дочерней компании "КМГ-Транскаспий", которая займется исключительно реализацией проекта ККСТ. В октябре прошлого года глава "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдин сообщил, что ввести эту систему предполагается к 2013 году. Очередной информационный "прорыв" последовал 3 июня текущего года, когда на проходившей в Баку конференции Caspian Oil&Gas-2010 главы "КазМунайГаза" и SOCAR заговорили о необходимости форсирования работ по данному проекту, а заместитель вице-президента SOCAR по инвестициям и маркетингу Виталий Беглярбеков заявил о намерении провести тендер на подготовку ТЭО. Однако едва минуло 10 дней, как "вдруг" выяснилось, что объемы добываемой на первом этапе освоения месторождения Кашаган нефти (370-450 тыс. баррелей в сутки) не могут обеспечить планируемую транспортную систему сырьем и ожидать этого следует не ранее 2016 года. Да и этот срок под сомнением: когда забьют "фонтаны" кашаганской нефти, неизвестно - второй этап освоения месторождения еще не утвержден. Более того, с учетом того что вследствие финансовых и технических сложностей освоения Кашагана сроки его запуска уже трижды продлевались, любую утвержденную дату можно считать весьма условной. Таким образом, оказалось, что необходимости в строительстве такой системы, как ККСТ, нет.
Факторы невостребованности Задействованные в проекте ККСТ специалисты SOCAR, "КазМунайГаза", "Шеврона" и Северо-Каспийского консорциума провели целые серии встреч в Баку, Астане, Лондоне, но решить множество задач юридического, технического и организационного характера так и не удалось. В частности, такой актуальный вопрос проекта, как объемы предоставляемой в систему нефти. Как известно, после длительных переговоров с правительством в конце 2008 года акционеры Северо-Каспийского консорциума дали обязательства только по добыче ранней нефти - не позднее октября 2013 года. Экспертами неоднократно выражались серьезные сомнения в возможности появления к заявленному сроку у республики реальных объемов нефти, которые могли бы оправдать строительство ККСТ. По их оценкам, необходимость в дополнительных экспортных мощностях к 2016 году вряд ли превысит 30 млн тонн, которые можно более чем спокойно транспортировать по системам КТК и Атырау-Самара (после их расширения), а также по нефтепроводу в Китай. Кроме того, существует еще ряд заметно снижающих востребованность ККСТ факторов. В частности, тарифные аппетиты владельцев БТД и экономически более выгодный турецко-итальянский проект Самсун - Джейхан (мощность 550-километровой трубы на первом этапе 50 млн тонн в год, стоимость около 1,5 млрд евро). ТЭО этого проекта полностью завершено еще в начале 2007 года, да и партнеры здесь финансово состоятельнее. Таким образом, грандиозные планы "большой нефти" Кашагана вновь переносятся в неопределенное будущее. А звезда ККСТ, не успев взойти, закатилась, пополнив список призрачных проектов Казахстана. |