NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 17.01.2025 17:15 ast
15:15 msk

Закат невзошедшей звезды
Реализация крайне амбициозного нефтеэкспортного проекта - Казахстанской каспийской системы транспортировки - переносится на неопределенный срок. Причина - неясность со сроками получения "большой нефти" на Кашагане
30.06.2010 / экономика

Сергей Смирнов, "Эксперт Казахстан", 28 июня

Сроки реализации строительства Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) переносятся с 2012 года на более поздний срок, об этом в интервью агентству Trend заявил председатель правления АО "НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. Одни специалисты связывают причины отсрочки с необходимостью усиления экологических мер после аварии на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе. Другие - с тем, что акционеры Кашагана не могут договориться о сроках, когда пойдет "большая нефть".
Напомним, что в рамках этого проекта предусматривается создание новой, состоящей из двух сегментов, нефтетранспортной инфраструктуры: соединяющего месторождения Кашаган, Тенгиз и порт Курык трубопровода Ескене-Курык и собственно Транскаспийской системы - от порта Курык (где планируется строительство нефтеналивного терминала для приема крупнотоннажных танкеров) до Баку, откуда нефть пойдет на мировой рынок по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и железной дорогой до Батуми. Планируемая пропускная способность нефтепровода Ескене-Курык на первом этапе составит 23 млн тонн в год с последующим расширением до 56 млн тонн. По предварительным оценкам общая стоимость ККСТ составит около 4 млрд долларов. Финансировать проект планируется преимущественно за счет заемного капитала.

Хроника ККСТ
Договор по поддержке и содействию транспортировке казахстанской нефти на международные рынки через Каспийское море и Азербайджан был заключен президентами двух стран еще в июне 2006 года. Подпись Нурсултана Назарбаева последовала сразу после того, как в конце мая акционеры КТК не смогли согласовать условия его расширения с 28 до 67 млн тонн в год и проект "завис".
В январе 2007 года "КазМунайГаз" участники консорциума Agip KCO и СП "Тенгизшевройл" подписали меморандум о взаимопонимании основных принципов сотрудничества по проекту создания ККСТ. В конце 2008 года национальные нефтяные компании Казахстана и Азербайджана - "КазМунайГаз" и SOCAR - подписали соглашение об основных принципах реализации ККСТ. Стороны договорились, что проект должен быть реализован в 2013-2014 годах. В марте 2009 года "КазМунайГаз" объявил о создании дочерней компании "КМГ-Транскаспий", которая займется исключительно реализацией проекта ККСТ. В октябре прошлого года глава "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдин сообщил, что ввести эту систему предполагается к 2013 году.
Очередной информационный "прорыв" последовал 3 июня текущего года, когда на проходившей в Баку конференции Caspian Oil&Gas-2010 главы "КазМунайГаза" и SOCAR заговорили о необходимости форсирования работ по данному проекту, а заместитель вице-президента SOCAR по инвестициям и маркетингу Виталий Беглярбеков заявил о намерении провести тендер на подготовку ТЭО.
Однако едва минуло 10 дней, как "вдруг" выяснилось, что объемы добываемой на первом этапе освоения месторождения Кашаган нефти (370-450 тыс. баррелей в сутки) не могут обеспечить планируемую транспортную систему сырьем и ожидать этого следует не ранее 2016 года. Да и этот срок под сомнением: когда забьют "фонтаны" кашаганской нефти, неизвестно - второй этап освоения месторождения еще не утвержден. Более того, с учетом того что вследствие финансовых и технических сложностей освоения Кашагана сроки его запуска уже трижды продлевались, любую утвержденную дату можно считать весьма условной. Таким образом, оказалось, что необходимости в строительстве такой системы, как ККСТ, нет.

Факторы невостребованности
Задействованные в проекте ККСТ специалисты SOCAR, "КазМунайГаза", "Шеврона" и Северо-Каспийского консорциума провели целые серии встреч в Баку, Астане, Лондоне, но решить множество задач юридического, технического и организационного характера так и не удалось. В частности, такой актуальный вопрос проекта, как объемы предоставляемой в систему нефти. Как известно, после длительных переговоров с правительством в конце 2008 года акционеры Северо-Каспийского консорциума дали обязательства только по добыче ранней нефти - не позднее октября 2013 года.
Экспертами неоднократно выражались серьезные сомнения в возможности появления к заявленному сроку у республики реальных объемов нефти, которые могли бы оправдать строительство ККСТ. По их оценкам, необходимость в дополнительных экспортных мощностях к 2016 году вряд ли превысит 30 млн тонн, которые можно более чем спокойно транспортировать по системам КТК и Атырау-Самара (после их расширения), а также по нефтепроводу в Китай.
Кроме того, существует еще ряд заметно снижающих востребованность ККСТ факторов. В частности, тарифные аппетиты владельцев БТД и экономически более выгодный турецко-итальянский проект Самсун - Джейхан (мощность 550-километровой трубы на первом этапе 50 млн тонн в год, стоимость около 1,5 млрд евро). ТЭО этого проекта полностью завершено еще в начале 2007 года, да и партнеры здесь финансово состоятельнее. Таким образом, грандиозные планы "большой нефти" Кашагана вновь переносятся в неопределенное будущее. А звезда ККСТ, не успев взойти, закатилась, пополнив список призрачных проектов Казахстана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О состоянии рынка легковых автомобилей в Республике Казахстан в 2009г. 30.06.2010
О состоянии розничной торговли в Республике Казахстан в 2009 году 30.06.2010
Газпром нефть интересует доля в Павлодарском НПЗ 30.06.2010
Закат невзошедшей звезды 30.06.2010
Казахстан первым протестировал новый цифровой стандарт вещания 30.06.2010
По итогам 1-го полугодия план по доходам республиканского бюджета по предварительным данным исполнен на 115,2% 30.06.2010
На Кашагане 80% сернистого газа будет закачиваться обратно в пласт 30.06.2010
ТШО заявляет, что ведет добычу в Казахстане в полном соответствии с контрактом 30.06.2010
ВТБ не исключает новых приобретений в Казахстане 30.06.2010
О запуске инвестиционных проектов Мангистауской области 29.06.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.01.25 Пятница
96. ГИНЗБУРГ Александр
90. БРЕЙГИН Григорий
87. ИГБАЕВ Тасбулат
84. ТУЛЕБАЕВ Райс
78. ДУЙСЕМАЛИЕВ Болатбек
73. АЛПЫСБАЕВ Малик
73. МУКАТАЕВ Сагидолла
73. САМОЙЛЮК Владимир
73. СОЛОВЬЕВА Айгуль
71. КУЗЕТОВ Марат
69. БЕКСУЛТАНОВ Кудайберген
69. САРСЕНБАЕВ Амангельды
69. СУЛЕЙМЕНОВ Гибрат
69. ШАХАНОВА Нуриля
67. СУМИН Александр
...>>>
18.01.25 Суббота
87. НУРМАНБЕТОВ Нусупжан
84. КУДАЙБЕРГЕН Примкул
75. МИЗИНОВ Юрий
69. АБДИЕВ Тульбай
68. УТЯПОВ Шинтас
67. ГАЛИЕВ Сейтгали
66. ИМАНОВ Ибрагим
65. АЛИМБЕТОВ Жаркымбек
65. СУСЛОВ Александр
64. АККАЙСИЕВА Шолпан
64. КУСТАВЛЕТОВА Алмагуль
63. ЖАМХАНОВА Кулан
61. ЕСЕНЖУЛОВ Арман
61. УСЕНОВ Маргулан
58. МОЛДАСЕИТОВ Кайрат
...>>>
19.01.25 Воскресенье
87. ГИЛЕВ Евгений
83. МАНАНКОВ Владимир
75. АХУНОВ Салтан
75. ОМАШЕВ Намазалы
75. ТОЛЕГУЛ Госман
73. ПОГОРЕЛОВ Анатолий
73. ТКЕНБАЕВ Жалгас
69. БОКАНОВ Кармыс
69. НУРТАЗИН Мирбулат
69. САТМУРЗАЕВ Асан
68. АЛЬЖИКОВ Куанышбай
67. ДОШАЕВ Ерген
67. УМУРЗАКОВ Избак
62. МУСИН Нурлан
61. УРАЗАЛИНОВ Рамазан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz