Астана. 2 июля. "Kazakhstan Today"
Рано говорить о том, что казахстанская экономика - на уровне передовых. Об этом сегодня в ходе второго дня III Астанинского экономического форума сообщил председатель правления АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" Кайрат Келимбетов, передает корреспондент агентства. "В 2004 - 2007 году, когда экономический рост составлял около 9-10%, когда кредитный портфель рос со скоростью 50%, когда каждый бизнесмен хотел построить многоэтажку в Алматы или в Астане, все голоса экспертов, регуляторов и все предупреждающие мысли не были восприняты", - сказал К. Келимбетов. "Гарвардский университет говорил, что казахстанская экономика - это как машина, которая набирает скорость и несется со скоростью 200 - 250 километров в час. Давайте представим, какая машина может выдержать такую скорость - если для "Мерседеса" это хорошо, то для "Жигулей" это не очень, и говорить о том, что наша экономика сегодня уже на уровне передовых экономик, еще рано говорить", - отметил он. По его словам, "мы встретили то, что должны были встретить, и кризис 2007 года показал определенные проблемы и диспропорции, которые в ходе кризиса пришлось решать пожарным способом и после окончания кризиса надо решать более важными структурными реформами".
----
Выступление председателя Правления Фонда "Самрук-Қазына" Кайрата КЕЛИМБЕТОВА на Втором пленарном заседании Третьего Астанинского экономического форума, 2 июля 2010 www.samruk-kazyna.kz, 2 июля
Сегодня очень важно поговорить о тех уроках, которые были нам преподаны в течение финансового кризиса. Я знаю, что в течение всего нашего форума было много хороших презентаций на эту тему. Я хотел бы поделиться казахстанским опытом. И напомнить, что в 2004-07 годах, когда экономический рост был на уровне 9-10%, когда кредитный портфель рос со скоростью 50%, когда каждый бизнесмен считал необходимым построить хотя бы одну многоэтажку в Алматы или Астане, тогда голоса экспертов и регуляторов, предупреждавших `[о перегреве экономики], не были услышаны. Мы тогда проводили специальные исследования, очень нам понравилось предложение Гарвардского университета, в котором говорилось, что казахстанская экономика, как машина, которая набирает и несется со скоростью 250-300 км.в час. Теперь давайте представим, какая машина может выдержать такую скорость? Наверное, для Мерседеса – это хорошо, а для Жигулей – не очень. Говорить о том, что наша экономика сегодня уже на уровне передовых экономик, передовых технологий, на уровне Мерседеса – еще рано. Поэтому мы столкнулись с тем, с чем должны были столкнуться. И кризис 2007 года показал тот объем диспропорций, которые в ходе кризиса пришлось решать. К сожалению, пожарным способом. И после кризиса уже нужно решать проблемы структурными реформами. Я напомню, что в 2007 году впервые для нас прозвучал звоночек, когда было два канала влияния мировой экономики на казахстанскую экономику. Первый, самый известный – это цены на нефть и энергоресурсы. Второй канал – это доступность и стоимость тех денег, которые наши банки и другие финансовые институты заимствовали из-за рубежа. И вот в 2007 году, когда еще ничего не предвещало в плане цен на нефть, но впервые нашим банкам было отказано в доступе на международные рынки капитала. Вы знаете, что, используя хорошую конъюнктуру цен на нефть, используя хорошую репутацию нашей страны, банки смогли заимствовать большое количество денег. Приблизительно долг на тот момент был на уровне 40-45% от ВВП, и казалось, что, несмотря на то, что банки заимствуют короткие деньги, которые инвестируют длинные деньги, в основном, в секторе недвижимости, казалось, что эту модель всегда можно поддерживать, рефинансировать каждый год. К сожалению, в 2008 году этот "краник" перекрыли. И впервые банки обратились за помощью к правительству и впервые попросили помочь не столько им, сколько помочь финансировать… - была проблема кредитного "сжатия" - малый и средний бизнес, строительство и рынок недвижимости. И впервые правительство начало выделять соответствующие средства. Тогда это были сравнительно небольшие деньги – 3-4 млрд.долларов. Хотя в целом стимулирующий пакет в Казахстане по итогам 2007-2010 годов можно оценить, как один из самых больших в мире, приблизительно в процентах к ВВП – это 17-18%. Ничего не предвещало проблем, эти деньги были направлены на поддержку тех секторов, о которых я говорил. Но к сожалению, в 2008 году ситуация стала ухудшаться. Мы провели соответствующие стресс-тесты, то о чем говорят многие финансовые сообщества, и обнаружили проблему недостаточности капитала в ведущих системообразующих банках. В четырех системообразующих банках, на тот момент это были Халык, Казкоммерцбанк, БТА, Альянс банк. Халык был в лучшей ситуации, другие – в худшей. И мы начали переговоры о дополнительной капитализации банков, к сожалению, после коллапса Леман Бразерс это стало еще более драматичным для наших банков в плане взаимоотношений с кредиторами. По всем этим 4 банкам была большая долговая программа. И правительством вместе с Нацбанком и АФН приняло соответствующее решение, что необходимо принятие программы. Такая программа, можно сказать, казахстанская программа, потому что с одной стороны – это поддержка и вливание ликвидности, с другой – определенной уникальностью программы было решение президента РК о том, чтобы из резервного фонда, который является одним из наших суверенных фондов (по сути, это счет Минфина, который управляется Нацбанком), на тот момент в резервном фонде было больше 20 млрд.долларов. Из них 10 млрд.были выделены на эти программы. Я напомню, что 4 млрд. было направлено на поддержку банковской системы, 3 млрд. – на сектор недвижимости, 1 млрд. на поддержку МСБ и 1 млрд.на индустриальные проекты. Возвращаясь к теме, ситуация с двумя более устойчивыми банками – Халык и Казкоммерцбанк – завершилась тем, что в каждый банк мы влили по 1 млрд.долларов. В обмен получили не боле 20% акций, и поддержку по кредитованию важных для экономики предприятий. Хотел подтвердить сегодня, что эта программа более-менее успешно выполнена. Халыкбанк уже вернул половину суммы, которая была в нем размещена. Тем самым продемонстрировал высокую устойчивость, что и было целью правительства: не дать сильным финансовым институтам потерять свою устойчивость. Что касается двух других банков, то там мы обнаружили существенные злоупотребления, фактически "черные дыры" размером в 10 и 4 млрд.долларов в каждом из банков, и мы поняли, что необходимо начинать переговоры с кредиторами. И в чем уникальность казахстанской модели – это в том, что эти банки находились в частной собственности, но правительство поручило фонду "Самрук-Қазына" стать акционером этих банков, при условии, что более-менее справедливо будут разделены риски и потери, которые были до этого взяты международными финансовыми институтами. Вы знаете, что мы в основном уже закончили переговоры по реструктуризации внешнего долга. Хорошая новость для Казахстана, что было списано свыше 10 млрд.долларов. хорошая новость для инвесторов, что БТА банк сможет вернуть около 40 центов на 1 доллар, а по Альянсу и Темирбанку – около 30 центов на 1 доллар. Что было бы невозможно, если бы была выбрана модель банкротства этих банков. Модель банкротства этих банков для инвесторов означало бы ноль возврата по тем вложениям, которые были сделаны этими институтами. Банкротство для казахстанской стороны означало потерю устойчивости финансового сектора, потерю доверия населения к государству и банковским институтам. И то, и другое нельзя было допустить. Необходимо было найти win-win-ситуацию, когда выигрывает и та, и другая сторона, и делят потери тоже пропорционально. И мы обошлись и без госгарантий, и без бюджетных вливаний, это было сделано за счет вливаний со стороны Нацфонда. Опять же вливания со стороны Нацфонда на возвратной основе. У нас есть план-график возврата этих денег в Нацфонд, и фонд Самрук-Казына будет придерживаться этой модели. В основном говорят о банках, но огромной проблемой, связанной с банками, как и во всем мире, в Казахстане была проблема с сектором недвижимости. Проблема заключалась в том, что порядка 100 тысяч квартир начиналось строиться в Алматы и Астане. И начинались они строиться за счет т.н. "механизма долевого участия", когда деньги собирались стройкомпаниями с населения. Когда банки оказались в кризисной ситуации, сделать это было невозможно. Мы оказались перед ситуацией огромного социального напряжения. И правительство Казахстан приняло решение о том, что необходимо разделить эту программу на 2 части. Там, где мы имеем место с проблемами уголовного характера, правительство пришло на помощь обанкротившимся предприятиям и достроило за счет бюджетных средств многие дома в Алматы и Астане. Фонд Самрук-Казына был назначен достроить дома по более коммерческой модели, то есть, те стройкорпорации, которые испытывали трудности, получили от нас финансовую помощь на условиях того, что квартиры будут достраиваться в срок для дольщиков и по ценам, которые, с одной стороны, не дадут "упасть" компаниям, с другой – не будут заоблачными, какими были до кризиса. И квартиры, которые не будут проданы, перейдут в собственность Фонда Самрук-Казына. Это порядка 15 тысяч квартир в Астане и Алматы, с помощью которых мы решили существенно обновить рынок арендного жилья, и предоставить новый продукт, которого до этого не было в Казахстане – это арендное жилье с выкупом. Таким образом, мы решаем проблемы обеспечения жильем населения, с другой стороны – разрезаем "гордиев узел", который лежал на секторе недвижимости. Еще одним уроком стало осознание того, что ипотека, как продукт, к сожалению, рассчитан на высокооплачиваемые слои населения. И мы получили огромные проблемы из-за того, что многие люди, которые брали ипотеку не могли ее обслуживать. Поэтому правительство приняло решение и мы на 30% субсидировали кредиты по ипотеке, на это было выделен 1 млрд.долларов. Прибавьте сюда те 2 млрд.долларов, которые пошли на достройку, таким образом в целом 3 млрд.долларов позволили решить накопившиеся проблемы в секторе недвижимости. В малый и средний бизнесе 4 млрд.долларов направлено за последние 3 года. И я думаю, что максимально эффективным способом эти деньги дошли до бизнеса. Мы очень сильно переживали, чтобы не было коррупции и добились того, что практически без злоупотреблений прошла вся эта программа. Процент нарушений по программе не превышал 0,03%. Это было неоднократно проверено правоохранительными органами. Мы горды тем, что смогли поддержать свыше 50 тысяч рабочих мест и создать новые рабочие места в МСБ. Уроком, который мы извлекли из этого, стали вопросы пруденциального регулирования. Поскольку Фонд Самрук-Казына оказался в ситуации, когда большинство депозитов в банковской системе зависят от компаний, которые входят в Фонд Самрук-Казына. Мы кровно заинтересованы в устойчивости финансовой системы. К сожалению, было много проблем с тем, что мы не знали конечную структуру собственников банков, мы не знали, насколько запутана система оффшорных счетов. Мы к сожалению, не очень довольны работой аудиторских компаний и рейтинговых агентств, которые все это время не давали нам соответствующие сигналы о проблемах, которые накапливаются в конкретных банках. Мы вместе с риск-менеджментом и наших банков, и международных инвестбанков сетуем, что самая главная проблема на сегодня в Казахстане, как и во всем мире – регулирования - до конца не решена. Я считаю, что главным уроком является реформирование регуляторов. Вы знаете, что модель отдельного регулятора и отдельного Центробанка была заимствована из британской модели. На днях буквально Британия вернулась к старой модели. Я призываю правительство и финрегуляторов нашей страны еще раз задуматься над тем, что лучше иметь один сильный регулятор, чем два не очень сильных. И важность сосредоточения регулирования на макро и микро уровнях в бытовой аналогии приблизительно похоже на то, что нужно видеть не только проблемы деревьев, но нужно видеть, какова ситуация в целом в лесу. Другой важный опыт, о котором говорилось, это опыт того, что в долгосрочной перспективе нашим странам надо быть готовыми к тому, что цены на нефть будут колебаться, может быть, энергетический фактор в ближайшие 20-30 лет вообще будет уходить из самых актуальных. Поэтому проблема диверсификации для Казахстана является очень важным. К сожалению, опят, который мы извлекли из кризиса – без внятной государственной политики в этой сфере, без госинститутов развития, без существенных инвестиций, в т.ч.со стороны государства, очень трудно рассчитывать на инвестиции в такие важные сектора экономики, которые не связаны с энергоресурсами. Поэтому в Казахстане принята важная программа форсированной индустриализации. В течение 5 лет мы должны реализовать проекты общей стоимостью 50 млрд.долларов, из них почти 50% - это проекты с участием Фонда Самрук-Казына. Это не государственный протекционизм, это проекты в сфере инфраструктуры, которые государство так или иначе должно делать. Это проекты модернизации наших основных мощностей, например, НПЗ и металлургических, которые мы в любом случае должны делать. И мы с нашими партнерами очень сильно на это ориентированы. Еще одной важной программы была программа участия институтов развития в диверсификации экономики. В последнее время была большая общественная критика их работы. Со своей стороны хотел бы напомнить, что институты развития созданы недавно. Они созданы в основном для поддержки инициатив частного сектора, и оценивать их деятельность нужно не только исходя из прибыльности и убыточности, а больше исходя из того, какой косвенный эффект поддержки национальной индустрии они дают. Я хотел бы привести пример, что мы переформатировали работу части институтов развития. Например, фонд поддержки предпринимательства "Даму", который раньше занимался прямым кредитованием МСБ и за 10 лет существования прокредитовал проектов всего на 200 млн.долларов. Но за последние 3-4 года с помощью партнерства с БВУ профинансировал проекты с низкой ставкой – практически ниже 8-10% - на общую сумму 4 млрд.долларов. Мы переформатировали работу прямого финансирования и долевого участия Инвестиционного фонда и создали спецфонд Казына Капитал Менеджмент, который совместно с различными инвесткомпаниями создал разные фонды на принципах private equity общей суммарной мощностью свыше 1,5 млрд.долларов с обязанностью свыше 1 млрд.долларов инвестировать в Казахстан. Мы переформатировали работу БРК, который теперь вместо того, чтобы финансировать проекты в 5-10 млн.долларов, как это было установлено правительством вначале, теперь переходит к финансированию крупных инвестпроектов. Только за последний месяц БРК принял решение о финансировании двух проектов свыше 1 млрд.долларов – это модернизация АНПЗ и строительство Атырауского интегрированного газо-химического комплекса. Если вы посмотрите, то правительство Казахстана в целом извлекло соответствующие уроки из кризиса. И считаю, провело наиболее эффективную анти-кризисную программу и, не останавливаясь на достигнутом, устремилось к будущему посткризисному развитию. Такую задачу пред нами всеми поставил президент Н.Назарбаев. Я хотел бы завершить свое выступление напоминанием, что слово "кризис" в разных языках означает не только "проблему", но и "возможность" и хотел бы пожелать участникам форума – преодолеть проблемы кризиса и реализовать все имеющиеся возможности. |