Ерлан Сарин, "ЦентрАзия.Ру", 2 августа
Не знаю у кого как, но когда я читаю материалы, или смотрю сюжеты официальной прессы о Казахстане, об успехах государства и его руководства на всяческих поприщах, лично у меня возникает ощущение, что речь идет не о нас, не о нашей стране. Деклараций о благих намерениях публикуется тонны, отчетов о реализации, модернизации, инновациях - еще больше. Если верить Астане и ее словоблудам и щелкоперам, всех нас уже давно завели в утопический коммунизм, когда от каждого - по возможностям, и каждому - по потребностям. Тут еще, кроме всего прочего, на наше "счастье" в стране ДЕЙСТВУЮТ (не просто существуют, а именно действуют) некие институты развития. Как поясняется на сайте электронного правительства (http://e.gov.kz), "в Республике Казахстан создана система государственных институтов развития, которые признаны отечественными и зарубежными партнерами как надежный инструмент организации новых высокотехнологичных производств". Здесь подошли бы выражения и междометия из арсенала так называемого "албанского" языка, или вовсе непечатные, но ведь речь идет о некой системе, которая доведет Казахстан до невиданных ранее высот, и сарказм тут неуместен. В высшей степени сомнительно, что институты развития Казахстана на самом деле получили мировое признание. Во-первых, оттого, что как-то не приходилось слышать об организации и последующей работе высокотехнологичных производств. Сборку техники по иностранным чертежам из забугорных комплектующих в актив не запишешь, а фабрик по производству микросхем, чипов, или просто оригинальных производств на уникальных отечественных ноу-хау фактически нет. Казахстанскую продукцию за рубежом ценят, но это относится либо к щедротам недр, либо, что мизерно, к собственным разработкам выживших постсоветских казахстанских предприятий. Вторая закавыка с институтами развития даже не в том, что они не эффективны, или не исполняют своих прямых обязанностей, а в том, что злые языки нередко сравнивают эти институты с пилорамой для распила госсредств, а прочие - с пятым колесом телеги. Об эффективности того или иного инструмента можно судить лишь по результатам. Пару дней назад, широко известный в финансовых кругах заместитель председателя правления Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" Арман Дунаев вкратце озвучил некоторые итоги деятельности своей конторы на расширенном заседании правительства. Доклад не отнял у господина Дунаева много времени - на написание газетной статьи такого объема (7 тысяч знаков с пробелами), при наличии всей необходимой информации, уходит не более 3-4 часов. Итоги работы, если можно так выразиться, "Самрук-Казыны" были даны рамочно, настолько в общих чертах, что уместно выражение "галопом по европам". Можно предположить, что руководство ФНБ считает, что члены правительства и так достаточно осведомлены о том, чем занимается фонд. От себя лично, как более-менее информированный гражданин Казахстана отмечу, что деятельность и цели работы всех без исключения институтов так называемого развития страны мне непонятны, а сам факт их существования вызывает во мне, по меньшей мере, недоумение. Может быть, кто-нибудь в состоянии пояснить, на кой черт нам сдалось содержать пачку бессмысленных надстроек, которые мало того что пожирают миллионы долларов на заработные платы, премии и бонусы якобы работникам, но и вкладывают государственные, то есть народные, деньги в непонятно и неизвестно кем и зачем одобренные проекты? Чтобы выяснить, что такое институты развития, зачем они нужны и есть ли от них польза, или же вред, либо они просто существуют, потому, что мы живем в Казахстане - информации не достаточно. Расширенной версии доклада господина Дунаева на сайте "Самрук-Казыны" (http://www.samruk-kazyna.kz), увы, не обнаружено и вызывает серьезные сомнения, что таковая вообще существует в природе. Недавнее выступление босса господина Дунаева, председателя правления фонда "Самрук-Казына" Кайрата Келимбетова, на третьем Астанинском экономическом форуме ничуть не проясняет ситуацию. Чисто литературно речь шефа написана лучше, чем у его заместителя, но итоговая сентенция идентична у обоих: были трудности, какие смогли - с трудом преодолели, уроки извлекли, работаем, не покладая рук - планов громадье. Казахстанская пресса, по большей части, достаточно уважительно и лояльно относится к господину Келимбетову, которого порой называют достаточно продвинутым экономистом, а иногда и финансовым гением (это случается редко). Однако после прочтения его речи понимаешь, что ничего нового не узнал, и чем все-таки занимается супер-пупер мега непонятное что-то "Самрук-Казына" - тайна сия великая есть. Что ж, можно пройтись по пунктам. "Основная миссия институтов развития заключается в реализации и повышении возможностей и способностей отечественного бизнеса для выполнения важных государственных задач в области модернизации и диверсификации экономики, вывода страны на новый уровень социально-экономического развития". Что ж, благостная весть! Даешь новый уровень! Вот только в чем он будет выражаться? Больше сырья через оффшоры? Или же больше своего, качественного, уникального, конкурентоспособного? Гы-гы... Простите, "албанский" просится на волю. Зампред ФНБ в своем докладе констатирует, что "в целом, графики реализации мероприятий Фондом и его компаниями выдерживаются". Радости слушателей и читателей нет предела. Ошарашивают, ниспровергают в пучину зависти озвученные господином Дунаевым суммы, которыми распоряжаются институты развития и в частности "Самрук Казына". "В Карту индустриализации Казахстана входят 53 проекта Фонда общей стоимостью свыше 22,1 млрд. долл., из них 35 проектов республиканского значения стоимостью более 20 млрд. долл. (3 трлн. 60 млрд. тенге) и 18 региональных проектов на сумму 424 млн. долл. (63,6 млрд. тенге)", - размах не детский. Помнится, когда проходила презентация этой самой Карты индустриализации, мэр Алматы Ахметжан Есимов достаточно жестко прошелся по прожектерству наших правительств. Как бы мне ни был неприятен южностоличный градоначальник, как в воду глядел окаянный. Ведь за 20 лет независимости все мы привыкли к тому, что Магнитка, Беломорканал, или Транссиб нам не грозят. Строек века или хотя бы прорыва десятилетия не предвидится. В лучшем случае построят стандартный цементный заводик или зерновой элеватор, в худшем - за границей окажется очередной пройдоха с чемоданами краденых баксов. А в реале - внимательное прочтение доклада господина Дунаева позволяет говорить о том, что вся работа институтов развития сводится к тому, чтобы обслуживать насущные нужды, в частности обновление, модернизацию топливотранспортной, перерабатывающей, энергетической системы. Тут вспоминаются тезисы о вероятности казахстанского экономического чуда, точнее его невероятности. Пытались равняться на Сингапур, говорили о центральноазиатском барсе, создавали и создаем прожекты уровня египетских пирамид, но толку - ноль. ФНБ расшифровывается как фонд национального благосостояния. Фонд есть, а благосостояния нет. Уже около 12 лет мы живем в относительно стабильной экономической ситуации, когда цены на нефть держат страну на плаву и дают приличный барыш. Институты развития Казахстана начали появляться примерно тогда же. Появляются и по сей день, а развитие как было на уровне сырьевого придатка мировой экономики, так и осталось. Сравните годы после второй мировой войны, когда в течение десятилетия западная цивилизация, точнее Европа, восстанавливалась, а потом занялась благосостоянием, и добилась его. На все про все с окончания войны у них ушло порядка 30 лет. Они создали страны всеобщего благоденствия. У кого-то получилось лучше, как в Германии или Швеции, у кого-то хуже - как в Португалии или Греции. Но ничто не идеально, и послевоенная Европа стала вполне социальной. Там слово "пенсионер" не является синонимом слова "нищий", а госслужащий не означает - бесправный. Мы уже жестоко профукали 2 десятка лет, воз и ныне там. У нас есть фонд благосостояния, банк развития, инвестиционный и инновационный фонды. Есть даже фонд развития предпринимательства и куча прочих надстроек. Они ежегодно меняют названия, сливаются, разделяются, реформируются, отчитываются. Все то же самое могли бы делать профильные министерства и ведомства, причем это их прямая обязанность, но мишура институтов развития прикрывает убогость и неэффективность работы правительства. Пыль в глаза, не более того. Ведь когда ответственных много, значит, никто, ни за что не отвечает. Как заявил месяц назад на экономическом форуме в Астане глава "Самрук Казыны" Кайрат Келимбетов: "Говорить о том, что наша экономика сегодня уже на уровне передовых экономик, передовых технологий, на уровне Мерседеса - еще рано". Можно лишь добавить, что такими методами и темпами работы институтов развития, светлое, наполненное благосостоянием всех и каждого казахстанца завтра не наступит никогда, или же будет достигнуто вопреки деятельности институтов развития, правительства и уж тем более мажилиса. |