Выписка из постановления №2 от 28 января 2010 года "Об итогах контроля эффективности использования активов государства, выделенных на поддержку малого и среднего предпринимательства, в АО "Фонд развития предпринимательства "Даму"
1. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан: 1) рассмотреть вопросы участия БВУ, других финансовых институтов в государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса при условии обязательного софинансирования с их стороны и обеспечения льготных условий по кредитам, предоставляемым субъектам МСП; 2) установить порядок дифференцирования ставок вознаграждения по кредитам, выделяемым через ФНБ "Самрук-9азына" фонду "Даму" для финансирования проектов малого и среднего бизнеса, исходя из приоритетности проектов, влияния их на уровень занятости населения, объемов производства конечной продукции, а также развития потребительского рынка. 2. АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына": 1) рассмотреть ответственность должностных лиц ФНБ "Самрук-9азына", не обеспечивших соблюдение бюджетного и иного законодательства при использовании активов государства; 2) рассмотреть соответствие уставного капитала АО Фонд "Даму" требованиям международных стандартов финансовой отчетности; 3) привести в соответствие с решением Совета директоров от 13 февраля 2009 года № 9 условия кредитного договора от 14.02.2009г. № 8/МСБ, заключенного с фондом "Даму", в части погашения основного долга и выплаты вознаграждения; 4) обеспечить использование средств, выделенных на реализацию Программы обусловленного размещения в рамках II транша в сумме 9 057,0 млн. тенге, находящихся на внебалансовых счетах БВУ и Программы "Даму-Колдау" в сумме 2 975,5 млн. тенге. Отчет об использовании средств представить в Счетный комитет до 1 мая 2010 года; 5) до 1 мая 2010 года принять необходимые меры по внедрению механизма гарантирования кредитов, предоставляемых фондом "Даму" малому и среднему бизнесу; 6) рассмотреть целесообразность включения БВУ и финансовыми институтами в отчетность сумм по открытым кредитным линиям как средствам, освоенным субъектами малого и среднего предпринимательства. 3. АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" принять необходимые меры по повышению качества мониторинга целевого характера и адресности использования средств, выделенных БВУ в рамках Стабилизационной программы.
* * *
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам контроля эффективности использования бюджетных средств в АО "ФРП "Даму" выделенных на поддержку малого и среднего предпринимательства (основные положения)
Член Счетного комитета Ермек Имантаев, Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета №23, I квартал 2010 г.
Объекты контроля Акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее – фонд "Даму")
Предмет контроля Отдельные вопросы, касающиеся использования бюджетных средств и активов государства
Цель контроля Соответствие законодательству Республики Казахстан использования средств республиканского бюджета, выделенных на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Период контроля 2008 – 2009 годы
В ходе контрольных мероприятий установлено: Общая сумма выделенных фонду "Даму" бюджетных средств за период с 2007 по 2009 годы по 3 траншам составила 218 800,0 млн. тенге. Из них по состоянию на 1 ноября 2009 года на фондирование банков второго уровня (далее - БВУ), с учетом досрочного возврата фондом "Даму" АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" (далее – ФНБ "Самрук-Қазына") 13 000,0 млн. тенге, направлено 205 800,0 млн. тенге или 94,1 %. Субъектами МСП получены займы за счет средств фонда "Даму" в сумме 190 800,0 млн. тенге, что составляет 87,2% от общей суммы выделенных ассигнований. Доля банков в софинансировании проектов малого и среднего бизнеса по 3 вышеименованным траншам составила сумму 64 700,0 млн. тенге. банками-партнерами с учетом софинансирования и выдачи на револьверной основе по 3 траншам профинансировано 19 759 проектов на общую сумму 315 240,0 млн. тенге. При этом, несмотря на то, что в рамках выделенных средств на реализацию программы "Даму-Колдау" было выделено 3 000,0 млн. тенге, на момент контроля фондом "Даму" профинансирован только один проект на сумму 24,5 млн. тенге. Из общей суммы выделенных по 3 траншам средств доля кредитов, направленных на рефинансирование текущих проектов, составила 33,2%, на финансирование проектов по переработке сельхозпродукции и производству продуктов питания – 3,6% региональном разрезе наибольший удельный вес средств по I и II траншам выделен Карагандинской области – 17,0% и 8,3%, а также городу Алматы - 16,1% и 24,8% соответственно. В рамках III транша город Алматы получил 33,3%, город Астана - 16,5%. Менее 3% минимального лимита размещения на одну административную единицу по I и II траншам фактически получили Атырауская область – 2,2% и 2,5%, Жамбылская область - 2,5% и 1,9% соответственно. По III траншу минимальный лимит размещения составил в Кызылординской области - 1,4%, в Жамбылской - 1,5%, в Северо-Казахстанской - 2,3%, в Атырауской - 2,3%, в Южно-Казахстанской - 2,4%, в Мангистауской - 2,7%. В отраслевом разрезе наибольшие объемы финансирования отмечаются в области торговли – 60,8%, 42,1% и 43,8% по I, II и III траншу соответственно, наименьшие – в сельском хозяйстве – 2,5%, транспорт и связь – 2,4% и 3,8% соответственно.
1. Объем средств выделенных по I - траншу - 48 800,0 млн.тенге. Из-за отказа в участии реализации Программы по I- траншу АО "Казкоммерцбанк" досрочно возвратил фонду "Даму" денежные средства в сумме 12 000,0 млн. тенге, из них фонд "Даму" произвел возврат Акционеру 11 467,5 млн. тенге, оставшиеся средства в сумме 532,5 млн. тенге перераспределены между банками второго уровня. В соответствии с решением Совета директоров от 25 июня 2008 года № 35 ФНБ "Самрук-Қазына" произвел реструктуризацию кредита, выданного фонду "Даму" в размере 48 800,0 млн. тенге. Часть кредита в сумме 13 000,0 млн. тенге переведена в субординированный долг на условиях, аналогичных ранее выданному кредиту. Часть средств в сумме 7 800,0 млн. тенге направлена на увеличение уставного капитала фонда "Даму". Остальная часть в сумме 28 000,0 млн. тенге оставлена без изменений. Между тем Правительством Республики Казахстан реструктуризация выданного кредита не предусматривалась. В нарушение требований постановления Правительства Республики Казахстан от 06 ноября 2007г. № 1039, фондирование БВУ по I траншу осуществлялось без соответствующего софинансирования с их стороны. Для конечных заемщиков (субъектов МСП) средневзвешенная процентная ставка составила 17,2%, эффективная - 19,2% годовых, что превысило годовую ставку для конечных заемщиков малого и среднего бизнеса, установленную вышеназванным постановлением на 4,7% и 5,2% соответственно. Максимальные ставки кредитования отмечаются в АО "Кaspi Bank" - 21,3%, в АО "Альянс Банк" - 21,1%, в АО "БанкЦентрКредит" - 20,1% годовых. По отдельным кредитным проектам эффективные процентные ставки достигают 25%. Выделенные кредиты осваиваются несвоевременно и не в полном объеме. Так, из предоставленных по I траншу средств в сумме 48 800,0 млн. тенге по окончании установленного срока недоосвоенными остались средства в сумме 6 713,4 млн. тенге, в том числе в АО "БТА Банк" - 2 234,1 млн. тенге, в АО "Казкоммерцбанк" - 732,5 млн. тенге, в АО "Альянс Банк" - 3 746,7 млн. тенге. Фондом "Даму" были предъявлены штрафные санкций на сумму 190,9 млн. тенге. По результатам мониторинга Программы I транша, проведенного фондом "Даму" по 30 проектам, установлены факты нецелевого и несвоевременного использования средств субъектами МСП. Фондом "Даму" предъявлены штрафные санкций банкам-партнерам на общую сумму 174,0 млн. тенге. Без учета требований Программы обусловленного размещения средств через банки второго уровня от 31 октября 2007 года, при освоении средств I транша в 6 банках-партнерах по 194 проектам открыты кредитные линии с периодом доступности на срок более 1 года общей суммой 14 461,6 млн. тенге, которые на момент проведения контроля освоены полностью.
2. Объем средств выделенных по II – траншу - 50 000,0 млн. тенге. Из предусмотренных к выделению фонду "Даму" в рамках II транша на финансирование субъектов МСП 50 000,0 млн. тенге, 12 000,0 млн. тенге ФНБ "Самрук-Қазына" выделены не напрямую, а через АО "Кazyna Сapital Мanagement" как временная финансовая помощь на 1 год без начисления процентов. Финансовая задолженность фонда "Даму" перед АО "Кazyna Сapital Мanagement" планировалась к погашению за счет очередного кредита. Однако, по истечении срока действия договора средства, необходимые для возврата финансовой помощи, выделены не были. Правлением ФНБ "Самрук-Қазына" от 20 августа 2009 года № 76/09 принято решение о реструктуризации указанной задолженности. При этом фонд "Даму" осуществил частичный возврат АО "Кazyna Сapital Мanagement" финансовой помощи в сумме 4 800,0 млн. тенге, в том числе 3 300,0 млн. тенге - за счет собственных средств, 1 500,0 млн. тенге - за счет кредитных средств, полученных от ФНБ "Самрук-Қазына". Оставшаяся часть финансовой помощи в сумме 7 200,0 млн. тенге АО "Кazyna Сapital Мanagement" оформлена в виде кредита до 30 июня 2012 года по 6,5% годовых. В нарушение требований Программы обусловленного размещения средств через банки второго уровня от 1 августа 2008 года по состоянию на 1 октября 2009 года из 23 200,0 млн. тенге, выделенных в рамках II транша фонду "Даму", средства в размере 9 057,0 млн. тенге или 39,1% фактически более 1 года не использованы по назначению субъектами МСП, а также банками АО "Кaspi Bank", АО "Альянс Банк" и АО "Астана-финанс". Данные средства находятся на внебалансовых счетах как обязательства указанных банков перед субъектами МСП. По результатам мониторинга освоения средств, обеспечения их целевого использования и условий финансирования субъектов МСП по 1 962 проектам, на которые направлены средства II транша, фондом "Даму" выявлены нарушения, начислены и взысканы штрафные санкции на общую сумму 3,3 млн. тенге. АО "Астана-финанс" приостановлено с 15 мая 2009 года платежи перед фондом "Даму" по основному долгу и вознаграждению по своим обязательствам в сумме 5 570,9 млн. тенге. По состоянию на 1 декабря 2009 года АО "Астана-финанс" погашен основной долг в сумме 3 319,6 млн. тенге. При этом, из указанных сумм 1 500,0 млн. тенге возвращены Акционеру, а оставшиеся сумма - 1 819,6 млн. тенге находится на текущих счетах фонда "Даму".
3. Объем средств выделенных по III - траншу 120 000,0 млн. тенге В нарушение условии размещения денег предусмотренного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2009 года № 148 поэтапное размещение в банках второго уровня изменено на единовременное. В нарушение требований постановления Правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2009 года № 148 на оснований письма ФНБ "Самрук-Қазына" от 19 марта 2009 года фондом "Даму" поэтапное размещение в БВУ выделяемых средств изменено на единовременное. По состоянию на 1 октября 2009 года из 62 000,0 млн. тенге, выделенных в рамках III транша фонду "Даму", средства в размере 5 900,0 млн. тенге или 9,4% не использованы по назначению субъектами МСП, а также банками АО "АТФ Банк", АО "Альянс Банк", АО "БанкЦентрКредит", АО "Нурбанк" и АО "Кaspi Bank". Вышеуказанное постановление Правительства Республики Казахстан и решение Совета директоров ФНБ "Самрук-Қазына" от 13 февраля 2009 года № 9 при заключении кредитного договора от 14 февраля 2009 года № 8/МСБ на сумму 3 000,0 млн. тенге нарушено в части срока выплаты вознаграждения, где срок выплаты вознаграждения с ежеквартального изменен на ежегодный. В результате ФНБ "Самрук-Қазына" не получено причитающееся вознаграждение по состоянию на 1 декабря 2009 года с момента выделения кредита в сумме 129,7 млн. тенге. Из средств III транша в размере 3 000,0 млн. тенге, выделенных на прямое кредитование субъектов МСП по программе "Даму-Колдау", фондом "Даму" на момент контроля не освоено 2 975,5 млн. тенге или 99,2% от общей суммы выделенных средств. Кроме того, в нарушение условий Генерального соглашения от 14 февраля 2009 года фондом "Даму" предоставлен кредит ТОО "Тагам Регион" в сумме 24,47 млн. тенге без льготного периода по погашению основного долга. 4. Банки-партнеры не в полной мере выполняют условия своевременного размещения средств бюджета в целях дальнейшего финансирования проектов МСП. Так, за период реализации Программы по I, II и III траншам, 4-мя банками-партнерами (АО "Казкоммерцбанк", АО "АТФ Банк", АО "Кaspi Bank" и АО "Астана-финанс") досрочно возвращены фонду "Даму" денежные средства в сумме 19 319,6 млн. тенге, при этом часть указанных средств перераспределена между другими банками. В связи с невозвратом неосвоенной суммы и неуплатой соответствующих штрафов фонд "Даму" выставил АО "Астана-финанс" платежное поручение на сумму 1 441,6 млн. тенге. Материалы переданы в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан для принятия процессуальных мер. 5. Необходимые решения по реализации механизма гарантирования по предоставляемым малому и среднему бизнесу кредитам, предусмотренные постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 2008 года № 1085, фондом "Даму" не исполнены в полном объеме. 6. Банками второго уровня не выполнены условия, определенные постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 2008 года № 1085 и Программой обусловленного размещения от 26 декабря 2008 года по направлению в рамках выделяемых средств 30% на финансирование проектов по переработке сельхозпродукции и производству продуктов питания. 7. ФНБ "Самрук-Қазына" не осуществляется дополнительная капитализация фонда "Даму" для создания провизий в случае ухудшения финансового положения БВУ. 8. Отмечается низкое качество мониторинга проектов, проводимого фондом "Даму". Так, при выборочном контроле 21 материала мониторинга, проведенного в рамках Программы обусловленного размещения средств в филиалах банков-партнеров, установлено, что фондом "Даму" не обращено внимание на ряд нарушений, допущенных БВУ при выдаче кредитов субъектам МСП: не предоставление льготных периодов субъектам МСП на сумму 858,7 млн. тенге; факты нецелевого использования кредитных средств на сумму 207,7 млн. тенге; получение субъектами МСП займов за счет средств фонда "Даму" в разных банках одновременно на сумму 26,8 млн. тенге; выдача кредитов субъектам крупного бизнеса на сумму 120,8 млн.тенге; превышение лимита финансирования на 1 заемщика на сумму 150,0 млн.тенге. |