NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 26.01.2021 08:49 ast
05:49 msk

Итоги контроля Счетным комитетом
АО "Национальный инновационный фонд", АО "Инвестиционный фонд Казахстана", АО "Казсат", АО "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств" и АО "Казахстанское контрактное агентство"
16.08.2010 / экономика

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ
Выписка из постановления №1 от 28 января 2010 года "Об итогах контроля использования активов государства на соответствие законодательству Республики Казахстан в АО "Национальный инновационный фонд", АО "Инвестиционный фонд Казахстана", АО "Казсат", АО "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств" и АО "Казахстанское контрактное агентство"
1. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан принять меры по:
1) реорганизации АО "Казсат" с передачей его активов в ведение уполномоченного органа в области космической деятельности;
2) рассмотрению вопроса повышения эффективности деятельности убыточных акционерных обществ "Национальный инновационный фонд" и "Инвестиционный фонд Казахстана".
2. Национальному космическому агентству Республики Казахстан принять меры по:
1) проведению претензионно–исковой работы в целях взыскания всей страховой суммы по космическому спутнику связи и вещания "Kazsat" в размере 7 363,3 млн.тенге;
2) организации учета оборудования наземного комплекса управления космическими аппаратами и системы мониторинга связи стоимостью 1 123,6 млн. тенге.
3. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан принять меры по:
1) устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц АО "Национальный инновационный фонд" и АО "Казсат", не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства при использовании активов государства;
2) рассмотрению дальнейшей реализации убыточных проектов АО "Национальный инновационный фонд";
3) определению критериев инновационной деятельности;
4) устранению расхождения финансовой отчетности АО "Национальный инновационный фонд" и АО "Казсат";
5) представлению информации об использовании недофинансированной части средств по договору, заключенному Комитетом промышленности и научно-технического развития с АО "Казахстанское контрактное агентство" от 26 февраля 2007 года № 22 в сумме 214,0 тыс. тенге.
4. Рекомендовать АО "Национальный инновационный фонд" принять меры по:
1) соблюдению целевых показателей по структуре инвестиций в различные виды инноваций, установленные в меморандуме об инвестиционной политике;
2) рассмотрению целесообразности дальнейшего финансирования отдельных венчурных фондов в связи с их убыточностью.
5. Рекомендовать АО "ФНБ "Самрук - Казына" принять меры по:
1) рассмотрению обоснованности обесценения инвестиций, вложенных в проекты АО "Инвестиционный фонд Казахстана", которые привели в 2007 – 2008 годах к убыткам на общую сумму 13,7 млрд. тенге;
2) внесению изменений и дополнений в устав АО "Инвестиционный фонд Казахстана" в связи с принятием Закона Республики Казахстан "О Фонде национального благосостояния" от 13 февраля 2009 года в части распределения полномочий между единственным акционером, советом директоров и правлением;
3) приведению в соответствие с утвержденными нормативами числа служебных автомобилей, эксплуатируемых АО "Инвестиционный фонд Казахстана".
6. Рекомендовать АО "Инвестиционный фонд Казахстана" принять меры по:
1) рассмотрению вопроса целесообразности реализации инвестиционных проектов, по которым по итогам 2009 года допущены убытки на сумму 2,5 млрд. тенге;
2) завершению инвестиционных проектов, финансируемых с 2004 года, сроки реализации которых истекли еще в 2006 - 2009 годах;
3) повышению качества и эффективности отбора инвестиционных проектов, организации взаимодействия с другими институтами развития в целях их анализа на предмет конкурентоспособности;
4) исключению фактов использования средств, направленных на реализацию инвестиционных проектов, на цели, не предусмотренные договорами.

* * *

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Об итогах контроля использования активов государства субъектами квазигосударственного сектора на соответствие законодательству Республики Казахстан (основные положения)

Член Счетного комитета Александр Горяинов, Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета №23, I квартал 2010 г.

Цель контроля
Контроль на соответствие использования активов государства законодательству Республики Казахстан

Предмет контроля
Активы государства

Объект контроля
АО "Национальный инновационный фонд" (далее - АО "НИФ"), АО "Инвестиционный фонд Казахстана" (далее - АО "ИФК"), АО "Казсат", АО "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств", АО "Казахстанское контрактное агентство"

Период, охваченный контролем
Январь 2007 года – сентябрь 2009 года

В ходе контрольных мероприятий установлено:
1) Сравнение структуры существующих инвестиций в АО "НИФ" свидетельствует о том, что целевые показатели по структуре инвестиций в различные виды инноваций, установленные в меморандуме об инвестиционной политике Фонда, утвержденным правлением АО "Фонд устойчивого развития "Қазына" от 19 октября 2006 года не соблюдены. Инвестиции в инновационную инфраструктуру составили 14,2 млрд.тенге, что составляет 44% от величины собственного капитала, при целевом показателе не более 13%, или превышение составило 31%.
2) При анализе реализации проектов по состоянию на 1 октября 2009 года из 11 венчурных фондов четыре иностранных и два казахстанских фондов допустили убытки на общую сумму 7,5 млрд.тенге.
На момент контроля венчурными фондами профинансированы 85 проектов, из которых реализовано только 3 проекта. Так, венчурные фонды АО "ФВТ "Арекет", АО "Almaty Venture Capital" и АО "АИФРИ "Delta Technology Fund", получив денежные взносы на осуществление уставной деятельности в общей сумме 1 250,7 млн.тенге с момента образования с 2004-2005 г. финансируют только по 2 проекта каждым. Однако до настоящего времени ими не реализовано ни одного проекта.
3) АО "НИФ" по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2003, 2006 и 2008 годы допущены убытки на общую сумму 11 834 ,2 млн. тенге.
За 2008 год допущены убытки на сумму 10 643, 0 млн. тенге по причине начисления резерва под обесценение инвестиций из-за прекращения функционирования спутника "Казсат" и уменьшения стоимости активов АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий", вложенные в зарубежные компании. Вложенные инвестиции в проекты и венчурные фонды АО "НИФ" не рентабельны. Только за 2008 год вложенные инвестиции АО "НИФ" обесценены на общую сумму 1 410,7 млн.тенге.
4) Временно свободные денежные средства АО "НИФ" размещались на депозитах в банках второго уровня на общую сумму 36,0 млрд. тенге. Получено вознаграждений от вложения на депозиты и по остаткам на счетах в сумме 1 829,3 млн. тенге, что составляет 82% от общей суммы доходов, в т.ч. в 2008 году – 673,0 млн. тенге (98%) и в 2009 году – 447,5 млн. тенге (99%), т.е. имеет место рост доходов от неосновной деятельности.
В 2006 году Фондом размещено 838,0 млн. тенге на депозите в АО "ВалютТранзитБанк", которые впоследствии в связи с не возвратом средств списаны на убытки.
5) За 2007-2008 годы и 9 месяцев 2009 года АО "НИФ" не принято должных мер по поступлению доходов от реализации 7 проектов, предусмотренных бюджетами, на общую сумму 1,2 млрд. тенге.
6) Венчурным фондом АО "Almaty Venture Capital" при реализации проектов по производству высококачественного щебня и по строительству нового завода по производству минераловатных плит и матов в Алматинской области средства в общей сумме 1 065,3 млн.тенге использованы не по целевому назначению на погашение кредиторской задолженности перед АО "АТФ Банк" и АО "АЮ". Кроме того, при реализации проекта по производству минераловатных плит выявлено завышение объема выполненных работ на 365,6 млн.тенге.
На сегодняшний день проект остался не реализованным, денежные средства, проинвестированные Фондом в сумме 1 044,1 млн. тенге не возвращены.
7) Вложенные инвестиции АО "НИФ" в венчурный фонд АО "АИФРИ "Венчурный фонд "Сентрас" в проекты "Организация производства велосипедов" на сумму 152,5 млн.тенге и "Создание аптечной сети" - 45,9 млн.тенге не относятся к инновационным проектам. Кроме того, венчурным фондом вложены на приобретение облигаций ТОО "Домиком" в сумме 330,0 млн. тенге.
Венчурным фондом "Сентрас" профинансированые средства на общую сумму 139,1 млн.тенге в три проекта по созданию центров цифровых технологий, по разработке новой дозирующей установки с высоким потенциалом коммерциализации и по разработке вакуумтермической технологии и аппаратуры для получения селена высокой чистоты в полупромышленном масштабе в настоящее время на стадии закрытия и остались не востребованными.
8) Инвестированные средства венчурным фондом АО "Арекет" в сделку о по приобретению облигаций АО "БТА Банк" на сумму 247,5 млн.тенге не возвращены.
9) В АО "НИФ" имеется непрофильный актив – АО "Казсат", которым в 2007-2009 годах уставная деятельность не осуществлялась.
Первый казахстанский геостационарный спутник связи и вещания, а также соответствующее оборудование стоимостью 8 486,9 млн.тенге на балансах АО "Казсат" и АО "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств", осуществляющего его эксплуатацию, не приходовался и не числится. В июне 2008 года спутник пришел в неисправность и уведен на орбиту захоронения. Однако на сегодняшний день ни одна из страховых компаний не подтвердила готовность выплатить страховую сумму спутника - 7363,3 млн.тенге.
Имеются расхождения по финансовой отчетности АО "НИФ" и АО "Казсат" в части начисления резерва по обесценению инвестиций и сомнительной задолженности на сумму 2 084,7 млн.тенге.
10) В связи с введением в действие Закона РК "О Фонде национального благосостояния" с 1 января 2009 года в устав АО "ИФК" не внесены изменения в части распределения полномочий между единственным акционером, советом директоров и правлением. В соответствии с инвестиционной Декларацией размер прироста стоимости акций 9% расчетами не подтверждены.
11) Из профинансированных АО "ИФК" 36 проектов по настоящее время завершены только два, при этом 18 проектов находятся на стадии реализации. Вместе с этим, профинансированные с 2004 года 16 инвестиционных проектов с долей участия АО "ИФК" в общей сумме 12,8 млрд. тенге, которые должны быть завершены в 2006-2009 годах, до сих пор не реализованы. Из-за нарушения Партнерами условий договоров о совместной реализации проектов по 20 проектам (56%) ведется претензионно-исковая работа.
По состоянию на 1 октября 2009 года 7 предприятий находятся в предбанкротном состоянии с вложенными Фондом инвестициями на общую сумму 4959,6 млн.тенге. При этом основное ликвидное имущество и активы вышеуказанных компаний находится в обременении в банках второго уровня.
12) За проверяемый период инвестиции Фонда, вложенные в проекты обесценились почти в два раза. Так, при первоначальной стоимости инвестиций, вложенных Фондом в ООО "Завод Ламель" в сумме 1970,0 млн. тенге, на сегодняшний день по оценке аудиторской компании ТОО "KPМG Аудит", его реальная стоимость составляет 636,4 млн. тенге. Вложенные Фондом в АО "Булгарконсервпродукт" в сумме 1106,0 млн. тенге, в АО "SMS Engineering" - 695,8 млн. тенге и АО "KAPS INTL" - 168 млн. тенге, обесценились полностью.
13) По итогам 2007-2008 годов по 22 инвестиционным проектам недополучена прибыль в сумме 7461,0 млн.тенге и 14508,0 млн.тенге, соответственно. Аналогично по состоянию на 01.10.2009 года по 25 инвестиционным проектам недополучена прибыль в сумме 16352,6 млн.тенге
14) В 2009 году Фондом не осуществлялось финансирование новых проектов, из 8 заявленных в Фонд предложений на общую сумму 87,6 млрд. тенге, не одобрено и не профинансировано ни одного проекта. Хотя, по состоянию на 1 октября 2009 года числились свободные остатки денежных средств в сумме 12,5 млрд. тенге, которые в дальнейшем размещались на депозитах в банках.
Так, общая сумма средств, размещенных на депозитах и в ценные бумаги, составила 27,6 млрд. тенге.
Основная доля доходов за указанный период сформировалась за счет вознаграждений от вложения в депозиты и ценные бумаги. По состоянию на 1 октября 2009 года получено вознаграждений в общей сумме 2467,7 млн. тенге, в т.ч. в 2007 году – 1 069,3 млн. тенге (95%), в 2008 году – 1 173,4 млн. тенге (90%) и в 2009 году –225,0 млн.тенге млн. тенге (43%).
15) Из-за допущенных просчетов при подготовке ДСРП, при рассмотрении проектов и их реализации по проекту "Строительство новой железнодорожной линии Шар-Усть-Каменогорск", в августе 2009 года наступил дефолт по выплате купонного вознаграждения.
По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007 – 2008 годы допущены убытки на общую сумму 13 710,4 млн.тенге, в том числе от обесценения инвестиций в проекты - 13 679,9 млн.тенге.
Основными причинами обесценения стоимости доли Фонда являлись недочеты на стадии инициации проекта, неисполнение показателей бизнес-планов по производству и реализации продукции, нецелевого использования средств Фонда.
16) Согласно бизнес-планам по итогам 2007 года по 22 инвестиционным проектам ожидалось получение прибыли в сумме 7,7 млрд.тенге, фактически получена прибыль на 276,2 млн.тенге. Кроме того по итогам 2007 года ожидалось получение убытков в сумме 145,0 млн.тенге, фактически допущены убытки по 20 инвестиционным проектам в сумме 2,8 млрд.тенге.
17) Согласно бизнес-планам по итогам 2008 года по 22 инвестиционным проектам ожидалось получение прибыли в сумме 14,6 млрд.тенге, фактически получена прибыль в сумме 133,8 млн.тенге. Кроме того по итогам 2008 года ожидалось получение убытков в сумме 91,6 млн.тенге, а фактически допущены убытки по 23 инвестиционным проектам в сумме 4,7 млрд.тенге.
В соответствии с выходом из проектов по графику за 2008 год Фондом запланированы выходы по 16-ти инвестиционным проектам на сумму 3,1 млрд.тенге.
Однако бюджетом за 2008 год Фондом запланированы заниженные показатели, т.е. выход только из 3-х инвестиционных проектов на сумму 397,7 млн.тенге.
18) Согласно бизнес-планам по состоянию на 01.10.2009 года по 25 инвестиционным проектам ожидалось получение прибыли в сумме 17,4 млрд.тенге, фактически получена прибыль на 1,1 млрд.тенге. Кроме того, по состоянию на 01.10.2009 года получение убытков по проектам не ожидалось, а фактически допущены убытки по 17 инвестиционным проектам в сумме 2,5 млрд.тенге.
По графику запланирован выход из проектов на 2009 год по 22-м инвестиционным проектам на общую сумму 9,8 млрд.тенге. Однако бюджетом за 2009 год Фондом запланированы заниженные показатели, т.е. выход только из 6 проектов на общую сумму 3,3 млрд.тенге. На момент проверки фактически произведен возврат вложенных инвестиций по 3-м проектам на сумму 2,6 млрд.тенге.
19) Фондом допущено дублирование отдельных инвестиционных проектов, в результате проинвестированы два аналогичных проекта. Вместе с этим, предприятие по организации производства панельного деревянного домостроения и конструкционного клееного бруса, в которое вложено 1430,0 млн.тенге простаивает, а производство клееных деревянных конструкций в Юго-Восточном Казахстане, куда инвестировано 1 217,8 млн. тенге не запущено.
20) На балансе Фонда числится 2 автомашины сверх лимита положенности, на содержание которых израсходовано за проверяемый период 15,5 млн.тенге.
21) Проверкой правильности рассмотрения поступивших предложений по инвестированию средств в отдельные проекты установлено, что производятся расходы, не предусмотренные договором о совместной деятельности, наличия дебиторской задолженности по проектам.
Так, в нарушение условий договора по проекту "Организация производства клееных деревянных конструкций в Юго-Восточном Казахстане" Фондом вложение произведено всей суммы инвестиций, тогда как следовало в 2007 году только 765,5 млн.тенге.
С апреля 2007 года по январь 2008 года АО "Юстал-контракт" средства в сумме 1074,9 млн.тенге размещало на депозит в банках второго уровня и получило вознаграждение на сумму 37,2 млн.тенге.
В 2007 году АО "Юстал-контракт" за счет средств инвестиций произвело расходы на общую сумму 17,4 млн.тенге, которые не предусмотрены договором.
На момент контроля по бухгалтерскому учету числится дебиторская задолженность в сумме 360,0 млн.тенге, образованная в 2007-2008 годах.
22) При реализации проекта "Модернизация ОАО Маклаковский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" инвестиционным комитетом Фонда не приняты во внимание, что инициатор проекта обладает имуществом, которое находится в обременении в силу привлеченных заемных средств и заключенных договоров залога. При реализации проекта за 2008 год допущены убытки в сумме 695, 0 тыс.тенге.
23) АО "ИФК" в проект "Развитие существующего предприятия по производству бытовой и офисной мебели - Павлодарской мебельной фабрики (ПМФ)" через инициатора АО "Heaven House" с 2005 года вложено 650,0 млн.тенге. Однако, в связи с невыполнением обязательств перед АО "Казкоммерцбанк" залоговое имущество АО реализовано с торгов. Партнером по проекту допущены факты заключения заведомо невыполнимых договоров с образованием безвозвратной дебиторской задолженности, завышения стоимости строительно-монтажных работ и оборудования на сумму 1,1 млрд. тенге, что привело к тому, что АО "Heaven House" прекратило выплаты по кредиту АО "Казкоммерцбанк" и стало неплатежеспособно.
24) В 2007 году планировался к реализации проект по созданию комплекса по производству спецкокса и выработке электрической и тепловой энергии в Карагандинской области, состоящий из 20 печей, стоимостью 555, 4 млн. тенге. Фактически построен комплекс по производству спецкокса с утилизацией горючего газа только из 6 печей, хотя выделенные инвестиции в сумме 555, 4 млн. тенге были рассчитаны на создание всего комплекса. Приобретенное оборудование на сумму 37,5 млн. тенге находится в складских помещениях и не функционирует.
25) В 2007 году МИТ РК не в полном объеме довело по целевому назначению выделенные АО "Казахстанское контрактное агентство" бюджетные средства в рамках госзаказа за счет средств республиканского бюджета в размере 100% по договорам государственных закупок на проведение услуг по мониторингу исполнения контрактных обязательств недропользователями в части казахстанского содержания в отношении приобретения товаров, работ и услуг, заключенными Обществом с Комитетом промышленности и научно-технического развития МИТ РК на сумму 214,0 тыс. тенге.
По инициативе МИТ РК дополнительными соглашениями в 2007 - 2008 годах уменьшена стоимость договоров, в связи с экономией на общую сумму 50,0 млн. тенге, которые в дальнейшем направлены на премирование работников МИТ РК.
Уменьшение стоимости договоров, в частности сокращение финансирования мероприятий, предусмотренных техническим заданием к договорам, не повлияло на объемы работ, выполненных Обществом, что свидетельствует о завышенном планировании расходов по видам деятельности Общества.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Первый инновационный саммит руководителей нацкомпаний 31.08.2010
Цены на хлеб в Казахстане не должны меняться в течение года 31.08.2010
Glencore может в 2011 г провести IPO золотодобывающего актива Казцинка на $5 млрд 31.08.2010
ТЭО второй фазы "Кашагана" будут представлены правительству РК в 2011 году 31.08.2010
АО "Казкоммерцбанк" объявило результаты своей деятельности за первое полугодие 2010 года 31.08.2010
КМГ не получила предложений от российских компаний по покупке ПНПЗ 31.08.2010
Финансовая полиция предлагает изменить подход к наказанию за уклонение от уплаты налогов в связи с созданием Таможенного союза 31.08.2010
Т7,5 млн - средняя производительность труда в группе "Самрук-Казына" 31.08.2010
Казахстан: Хлеб для инвестора 31.08.2010
Гламурное решение казахстанских ученых 31.08.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.01.21 Вторник
73. АЙМАНОВ Адильбек
73. КАСЫМОВА Татьяна
71. ЖАЛЫБИН Сергей
71. ТАРАСЕНКО Анатолий
71. ЮСУПОВ Машан
68. АБУЛХАТАЕВ Марат
68. МОСТОВИЧ Александр
67. ДЕДЕРЕР Александр
65. ЖАРМЕНОВ Абдурасул
61. ШАЙМИН Канат
60. МАКЕЖАНОВ Султанбек
59. МЫНБАЙ Дархан
58. САРМАНОВ Бекзат
51. ЖУСАНБАЕВ Еркин
46. КАЛИЕВА Динара
...>>>
27.01.21 Среда
81. ХАГАЖЕЕВ Джонсон
75. АБАКАНОВ Миркен
73. АЛЬПИЕВ Толеубек
70. СМАИЛОВ Ерлан
68. КОКАРЕВ Владимир
67. ИВАТОВА Ляйля
67. КАСЫМОВА Гульфайруз
66. БРЕДИХИН Сергей
66. ЗЕЛЕНСКИЙ Сергей
65. КЫШПАНАКОВ Виктор
62. УАНДЫКОВ Эрык
59. КАТЫШЕВ Сергей
58. АККАЛИЕВ Ергали
57. ФОНДА Бриджит
56. КОЖАКПАЕВ Болат
...>>>
28.01.21 Четверг
73. АХМЕТОВ Багдат
70. КУЧУКОВА Нуриля
66. ТУСУПБЕКОВ Рашид
62. АМАНБЕКОВ Сапар
58. МУСАПАРБЕКОВ Канат
58. УРТЕМБАЕВ Аскар
57. ДАНБАЕВА Гульнар
55. АЙМАНБЕТОВ Маулен
52. КЕЛИМБЕТОВ Кайрат
51. КУРМАНОВ Аскар
50. АШИМБАЕВ Маулен
49. МУХАМЕДЖАНОВ Алмаз
48. ЕСИМОВА Динара
46. УСТЕМИРОВ Жандос
45. ЖАНЫКУЛОВ Жумабек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz