NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 10.12.2024 19:58 ast
17:58 msk

Страна устала ждать, когда же фонд "Даму" оправдает свое назначение…
Понятно, что сегодня жизнь, если угодно, кризис, заставляют сворачивать неэффективные программы. Вместе с тем, никак не просматривается никаких усилий прежде всего креативного порядка по поиску эффективных способов поддержки малого и среднего бизнеса
20.08.2010 / экономика

Асылбек Баянов, www.dialog.kz, 19 августа

…Фонд "Даму", который раньше был Фондом развития малого предпринимательства, изначально родился в 1997 году в качестве агента по учету и контролю государственных средств и кредитных линий иностранных банков, которые использовались на поддержку малого и среднего предпринимательства. С 2002 году Фонд начал кредитование из собственных средств, а с 2006 года перешел в состав холдинга "СамрукКазына" и с 2007 года оператором по управлению государственными средствами и размещению их в банках второго уровня для кредитования малого и среднего бизнеса.
Иными словами, фонд "Даму" вовсе не является какой-то волшебной палочкой, а является просто государственным посредническим органом, который распределяет деньги, выделенные на поддержку малого и среднего бизнеса. Его появление связано с тем, что получатели этой помощи - это около 1 млн. предпринимателей и хозяйствующих субъектов. Распределить между ними ограниченный объем государственной помощи, так чтобы не было потерь и был бы получен результат, представляет собой весьма нетривиальную задачу. Но такая задача была поставлена. Сама по себе идея была привнесена на казахстанскую почву из-за рубежа. Первый транш на поддержку малого и среднего бизнеса выделил в 1998 году Европейский банк реконструкции и развития - 77,5 млн. долларов. Эти средства были распределены среди семи банков, которые уже, в свою очередь, из полученных средств должны были выдавать кредиты мелким предпринимателям. По своей сути, это была идея политической стабилизации постсоветских стран, переходящих к рыночной экономике. Мол, достаточно объявить рынок, дать людям возможность заниматься предпринимательством (в пакет возможностей входило не только разрешение и законодательство, но и мелкое кредитование), как люди массово ударятся в бизнес, в делание денег и не будут заниматься политикой. Заодно будет достигнут некоторый рост экономики.
В политической части эта затея, в общем и целом, оправдалась. Малый бизнес, который к 2008 году достиг численности в 1 млн. субъектов (92% всех хозяйствующих субъектов), действительно внес свой вклад в укрепление политической стабильности в Казахстане, в рост экономики и благосостояния граждан республики. Но с точки зрения экономики - идея оказалась малопродуктивной. Малый бизнес не стал локомотивом казахстанской экономики, и в лучшие докризисные годы вклад в ВВП составлял всего 16%. Обычное упование на предпринимательскую активность населения, которое проповедовалось либеральными экономистами, в этом отношении не оправдалось.
За 10 лет, с 1997 по 2007 годы, Фонд поддержки малого предпринимательства/"Даму" провел, казалось бы, довольно масштабную работу по поддержке малого и среднего предпринимательства. 22,7 млн. долларов было направлено на поддержку отечественного товаропроизводителя (создано и поддержано 5537 рабочих мест), 54,6 млн. долларов направлено в сельское хозяйство (создано и поддержано 4719 рабочих мест), по программе кредитования из бюджета было выделено 793,8 млн. тенге (2000 рабочих мест), 1,4 млрд. тенге было выделено по программе развития малых городов (2935 рабочих мест). 21,8 млрд. тенге было выделено по программе проектного финансирования (20 тысяч рабочих мест). Крупные средства были направлены в микрокредитование, с 2005 по 2007 годы - 7 млрд. тенге. А что же кроется за этими астрономическими цифрами? К сожалению, отнюдь не судьбоносные изменения…
В общем и целом, не сказать, что не было успеха. Более 35 тысяч рабочих мест на дороге не валяются. Но и признать эти результаты выдающимся успехом тоже вряд ли возможно. Это откровенно слабый результат, и сейчас "Дорожная карта", несмотря на многочисленные проблемы, добивается куда больших успехов в деле развития занятости населения. Поэтому о том, что якобы фонд выполнил большую и весьма неблагодарную работу, которая внесла свой вклад в развитие Казахстана, можно говорить с большой натяжкой, скорее это сотворение хорошей мины при неважной игре.
К чести фонда "Даму", там задумались о причинах недостаточных успехов в поддержке малого и среднего предпринимательства. Называются такие причины:
- отсутствие единого государственного органа по делам малого и среднего бизнеса, а также рассогласованность действий государственных органов,
- непродуманное законодательство и отсутствие у бизнеса права законодательной инициативы,
- неудобный налоговый режим, который устанавливает слишком узкие рамки облегченного налогового режима,
- недостаточно высокая эффективность работы банков второго уровня.
Это, так сказать, претензии к условиям работы. Однако, фонд "Даму" признает за собой и некоторые свои просчеты. Во-первых, под давлением западных кредиторов и влиянием собственных заблуждений, основной внимание уделялось мелкому и мельчайшему предпринимательству, тогда как средний бизнес не получал поддержки. Более того, статистика по среднему предпринимательству стала собираться только в 2009 году. Между тем, сектор дает работу для 244 тысяч человек, производит продукции на 280,9 млрд. тенге. Если бы его начали поддерживать раньше, то результаты были бы более значительными.
Во-вторых, не было или почти не было отраслевого дифференцирования предоставляемых займов. Например, торговля (37% малых и средних предпринимателей), поглощала 41% всех кредитов, но производила всего 28% стоимости продукции и услуг. В "Даму" считают, что кредитование торговли было явно неэффективно. А вот промышленный сектор малого и среднего бизнеса, который составляет всего 3%, дает 10% стоимости продукции и услуг. Его кредитная поддержка дала бы куда больший экономический эффект.
В-третьих, оказалась неэффективной программа прямого финансирования малого и среднего бизнеса. "Даму" выделил 33,3 млрд. тенге (2,2% от всей суммы, выделенной малому и среднему бизнесу по кредитованию). Однако низкий возврат кредитов и низкое качество активов заставили эту программу свернуть.
В-четвертых, в фонде "Даму" стали понимать, что чисто финансовые средства поддержки малоэффективны. Малый и средний бизнес большую часть ресурсов тратит на потребление, и уровень сбережения составляет 12%. Кредиты под 12%, а потом под 10% годовых - трудноподъемны для мелкого бизнеса. Из кредитов и накоплений малый бизнес почти ничего не может сделать для обновления своих фондов. К тому же, всегда существует вероятность нецелевого расходования средств.
Потому высказывается предложение, что нужно переходит к инфраструктурной поддержке малого бизнеса - строить для них технопарки, производственные площадки, инфраструктурные комплексы. То есть, давать то, что в трубочку не скатаешь и в кармане не унесешь. Кроме того, кто будет неэффективно работать, того всегда можно прогнать и передать комплекс другому, более рачительному хозяину. Но все благие идеи, увы, не стали въяве эффективными, на что, кстати, жестко и доказательно на последнем заседании дискуссионного клуба "Айт PARK" указал известный экономический аналитик (президент "Института развития Казахстана") Магбат Спанов. Технопарк вроде есть - а толку от него...
И от того, что, в общем и целом, фонд "Даму" в отличие от многих органов, вроде не пытается любой ценой израсходовать средства, тоже не идет в плюс! Понятно, что сегодня жизнь, если угодно, кризис, заставляют сворачивать неэффективные программы. Вместе с тем, никак не просматривается никаких усилий прежде всего креативного порядка по поиску эффективных способов поддержки малого и среднего бизнеса.
Конечно, сейчас фонд "Даму" по-прежнему остается прежде всего финансово-посредническим органом. До 2012 года он будет, в основном, распределять государственные средства среди банков. Т.е. карт-бланш остается, и по логике вещей, сейчас мы должны говорить о вызревании ростков будущих изменений и постепенного перехода к обеспечению малого и среднего бизнеса инфраструктурой. Но этого и близко нет в реальности…
…Как бы то ни было, думается, что имеет смысл оставить из финансовых инструментов микрокредитование, программу субсидирования процентных ставок и гарантирования, а основное внимание уделить строительству и использованию производственной инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, включая как строительные проекты, так и выпуск необходимого оборудования. Малый бизнес тоже должен стать активным участником модернизации Казахстана. Поможет ли в этом ему, наконец-то, фонд "Даму"? Или бег по кругу продолжится?..


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Первый инновационный саммит руководителей нацкомпаний 31.08.2010
Цены на хлеб в Казахстане не должны меняться в течение года 31.08.2010
Glencore может в 2011 г провести IPO золотодобывающего актива Казцинка на $5 млрд 31.08.2010
ТЭО второй фазы "Кашагана" будут представлены правительству РК в 2011 году 31.08.2010
АО "Казкоммерцбанк" объявило результаты своей деятельности за первое полугодие 2010 года 31.08.2010
КМГ не получила предложений от российских компаний по покупке ПНПЗ 31.08.2010
Финансовая полиция предлагает изменить подход к наказанию за уклонение от уплаты налогов в связи с созданием Таможенного союза 31.08.2010
Т7,5 млн - средняя производительность труда в группе "Самрук-Казына" 31.08.2010
Казахстан: Хлеб для инвестора 31.08.2010
Гламурное решение казахстанских ученых 31.08.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
10.12.24 Вторник
80. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
79. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
78. СУПРУН Виктор
74. ЖУНИСБАЕВ Несип
74. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
74. НАСЫРОВ Асуат
69. АМИРКУЛОВ Ардак
69. НУКЕНОВ Мараткали
68. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
65. БАРКИНХОЕВ Магомед
65. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
64. РЫСПАЕВ Асхат
64. ТЕЛЕУОВ Мурат
61. СЕЙТОВ Нурдилла
60. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>
11.12.24 Среда
84. ГАЛИМОВ Фарит
70. СЫЗДЫКОВ Елкаир
69. САРПЕКОВ Рамазан
67. ТАШМАКОВ Серикбай
66. БАЙЗАТОВ Талгат
66. КАРМАЗИНА Лидия
64. СОТНИКОВА Галина
63. РАХМЕТОВ Бауржан
63. ЧЕКАЕВА Елена
61. ДАНБАЙ Шухрат
61. СУЛТАНОВ Нуркен
60. ОСПАНОВ Куат
60. ПЕРМИНОВ Виктор
59. БУСЫГИН Константин
59. ЗАКЕНОВ Сембигали
...>>>
12.12.24 Четверг
87. БАЗЫЛОВ Казыкен
87. БАЙЗАКОВ Сайлау
82. САППАЕВ Мендыгали
78. МОСКАЛЕНКО Борис
71. ИОВОВ Эдуард
70. ШАМКЕНОВА Роза
67. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
67. ИСКАКОВ Саулебек
66. АБУОВ Мирбулат
64. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
58. НУРБАЕВ Орман
53. ИСКАКОВ Марлен
51. КИСИКОВ Бекнур
49. АХМЕТЖАНОВ Ануар
49. САДАНОВ Арман
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz