Сагит Оспанов, "МК – в КАЗАХСТАНЕ"
Разучились экономить По итогам полугодия достигнут впечатляющий экономический рост. Но благодаря быстрому увеличению не сельского хозяйства или строительства, а промышленного производства. Это же, в свою очередь, заслуга нефтегазовой и металлургической индустрии, продукция которых идет на экспорт. Таким образом, мы сильно зависим от внешних рынков. А о стабильности на них говорить не приходится, жизнь преподносит все новые сюрпризы. Сейчас аналитики говорят об опасности нового витка рецессии в США. Если он наступит, то предстоит очередное падение цен на сырье, а значит, и доходов казахстанской экономики. В таких условиях строить долгосрочные планы, полагаясь на рост прибылей от продажи сырья – все равно, что смешить судьбу. Недавно в столице прошел саммит руководителей компаний, входящих в государственный холдинг "Самрук-Казына". Мероприятие само по себе странное. Ведь саммит – это дипломатический термин, означающий международную встречу на высшем уровне. И если собрание бастыков компаний, входящих в один холдинг, уже именуется подобным образом, то впору назначать в них министров иностранных дел и отправлять друг другу послов. Но еще более странной оказалась риторика этого "саммита". На нем звучали такие цифры, будто никакого кризиса не было и в помине. Шеф нацкомпании "Казмунайгаз" сообщил о планах инвестировать в нефтегазовую отрасль 20 миллиардов долларов. А глава железнодорожной нацкомпании "Казахстан темир жолы" обещал вложить 35 миллиардов долларов. Между тем, щеголять миллиардными суммами в мире сейчас не принято. Мерилом "крутизны" стали не масштабы вложения, а масштабы экономии. Это осознали не только высоколобые топ-менеджеры и аналитики, но и обычные домохозяйства: люди стараются умерить траты, и "кредиты на свадьбу" уходят в прошлое. Пора и бы и у нас на государственном уровне главной задачей сделать удешевление инфраструктурных проектов – которые обходятся намного дороже, чем за рубежом.
Новые старые технологии Правда, госкомпании миллиарды обещают вложить не куда-нибудь, а в инновации и технологическое перевооружение. На такое благое дело деньги потратить вроде как не жалко. И даже напротив – давно пора. Однако когда речь зашла о конкретных планах, то здесь произошел возврат не то что в докризисные, а в доперестроечные времена. В том смысле, что вновь звучали обещания догнать и перегнать, добыть миллионы тонн нефти, построить тысячи километров железных дорог. В общем, все то, что не имеет смысла для рыночной экономики, где значение имеет только создание новых рабочих мест и поступления в бюджет страны. Что касается инноваций, которым, собственно, и был посвящен саммит, то нефтяники пообещали внедрить новые технологии, чтобы увеличить добычу с каждой скважины. Железнодорожники намерены во всех регионах страны наладить скоростное движение. Атомщики представили проект строительства завода по производству ветроэнергетических установок. Все это очень нужные проекты. Но только к инновациям они не имеют никакого отношения, будучи не более чем повторением зарубежных подходов. Со сроком давности десять-двадцать лет. Производство тех же собственных ветряков для Казахстана, безусловно, необходимо. Обладая уникальными возможностями в этой сфере, мы непозволительно отстаем от других стран. Вот только зачем называть эти ветряки инновациями, ведь не мы же, в конце концов, их изобрели! Если так пойдет дальше, то инновациями мы будем считать любое элементарное усовершенствование, начиная от замены металлических труб пластиковыми, и заканчивая смену джипов на представительские лимузины для руководителей предприятий.
Каждый год – по скоростному Еще больше вопрос вызывают инновации на железной дороге. Объявлено, что скоростное движение, которое сейчас имеется на маршруте, связывающем две столицы, появится во всех регионах. Причем оно будет распространяться стремительнее, чем ездит "Тулпар": каждый год – по новому маршруту. В 2010 году протяженность железной дороги, обеспеченной скоростным пассажирским движением, вырастет в шесть раз, до 7 850 километров. И тогда просторы Казахстана перестанут казаться такими необъятными. Например, как пояснил глава "Казахстан темир жолы" Аскар Мамин, казахстанцы смогут добираться из Атырау до Астаны всего за 19 часов, а сейчас на эту дорогу уходит 43 часа. При всех плюсах говорить об инновациях вряд ли стоит. Ведь нынешний скоростной поезд между Астаной и Алматы технологически на самом деле представляет собой вчерашний день. К тому же он ездит по старой дороге, которая никогда не сможет обеспечить действительно скоростного движения. Судя по тому, что новые маршруты будут открываться ежегодно, такая же схема будут реализовываться и в остальных регионах – новые поезда на старые рельсы. Тогда как действительно высокотехнологичные проекты требуют создания специальных дорог. Без них мы рискуем вложить деньги в заведомо устаревшие поезда – чтобы потом опять ломать голову, как ликвидировать транспортную отсталость. Еще важнее технологий – цена вопроса. Стоимость на скоростной проезд из Астаны Алматы составляет 50-80 евро. Такие расценки привели бы в ужас европейцев. Ведь примерно такое же расстояние по Франции или Германии обойдется в 30 евро – с учетом намного более высокой скорости и уровня сервиса. А на фоне более низких доходов в Казахстане (наша средняя зарплата в два раза меньше минимального заработка европейцев) разница вообще выглядит впечатляющей. Только когда проезд станет быстрым, комфортным и доступным, можно будет оправдать любые миллиардные затраты. |