Пресс-служба АО ФНБ "Самрук-Казына", 6 октября
Уважаемые участники форума! Я рад приветствовать Вас на Пятом Евразийском форуме "КазЭнерджи". Сегодня Казахстан находится на важнейшем рубеже своего развития. Основной вопрос экономической повестке дня – ускоренная модернизация экономики страны, которая позволила бы Казахстану за ближайшее десятилетие совершить рывок в своем развитии и превратиться в Центральноазиатского барса. В октябре текущего года исполняется 13 лет Президентской стратегии "Казахстан 2030". За годы ее реализации у нашего государства сформировалась собственная модель экономического развития, которая представляет собой синтез лучших практик экономического управления в мире. Сегодня можно утверждать, что в условиях мирового финансового кризиса экономическая модель Казахстана показала свою эффективность, устойчивость и состоятельность, успешно преодолев турбулентный период. В период мирового финансового кризиса Фонд "Самрук-Казына" выступил в качестве основного оператора правительства по реализации стабилизационной программы, что позволило в кратчайшие сроки наладить оперативный и прозрачный механизм в оказании финансовой поддержки бизнесу и населению. При этом многие эксперты отмечают, что роль Фонда "Самрук-Казына" была уникальной. Несмотря на большие трудности, с которыми столкнулась наша экономика в результате мирового финансового кризиса, Казахстан сумел обеспечить положительный темп роста и сохранить суверенный ритм на инвестиционном уровне. Кризис предоставила Казахстану новые возможности по привлечению инвестиций. В 2009 году фонд "Самрук-Казына", благодаря личным договоренностям президента страны с руководством Китая, смог подписать соглашение на привлечение инвестиции на сумму свыше 13 млрд. долларов из Эксим банка и государственным банком развития Китая. По итогам визита президента Турции в Казахстан в мае текущего года достигнуты соглашения о турецких инвестициях в экономику нашей страны на сумму более 400 млн. долларов. Большие перспективы открываются для нас с созданием Таможенного союза с Россией и Беларусью. Активной инвестиционной позиции придерживаются и международные финансовые организации, Всемирный банк, Европейский банк конструкции и развития, причем предоставляемые ими средства идут не на борьбу с кризисом, как в некоторых зарубежных странах, а на конкретные инвестиционные проекты. Это говорит о том, что доверие со стороны зарубежных инвесторов, международных организаций к нашему государству и его экономической политике сохранилось и все это доказывает, что Казахстан является надежным партнером для инвесторов. В этом году была утверждена госпрограмма ФИИР, которая заложила основу новой индустриальной политики на ближайшие пять лет и закрепила традиционную специализацию в качестве основного стратегического направление в политике диверсификации и модернизации. Так, из всех проектов этой программы на общую сумму более 43 млрд. долларов, 13 млрд. долларов приходится на нефтегазовую промышленность, более 10 млрд. – на транспорт и коммуникации, около 8 млрд. на горно-металлургическую отрасль, 7 млрд. на энергетику и почти 2 млрд. – на химическую промышленность. Выбор такой стратегии и индустриализации связан со структурой национальной экономики, в которой доминирующую роль играет нефтегазовый сектор. Нефтегазовый сектор в развитии экономики Казахстана, на наш взгляд, должен обеспечить решение двух задач, которые на первый взгляд кажутся противоречащими друг другу. С одной стороны, нефтегазовая промышленность по объективным причинам в ближайшее десятилетие, а может, и двадцать лет, будет оставаться становым хребтом национальной экономики, локомотивом экономического роста. Поэтому усилия государства будут направлены на наращивание физических объемов добычи нефти превращение нефтегазовой промышленности в высокотехнологичный сектор, занимающий ведущие позиции в экономике страны. Будет продолжать увеличиваться доля нефтегазовой промышленности в ВВП страны. И снижаться, соответственно, доля обрабатывающие промышленности, и это неизбежный процесс. Здесь надо отметить аналогию с Норвегией, которая прошла через такие же структурные изменения. Например, если в 70 году в ее экономике отсутствовала нефтегазовая промышленность, то через 10 лет ее доля выросла до 13 процентов, а в прошлом году составила 26 процентов, соответственно, доля обрабатывающей промышленность за 30 лет с 70 по 2000 год снизилось в два раза. С другой стороны, именно нефтегазовый сектор должен стать опорой политики диверсификации. Иного способа обеспечить диверсификацию экономики без опоры на нефтегазовый сектор не существует. К примеру, именно нефтяная промышленность Норвегии дала толчок развитию промышленного производства смежных отраслей экономики, таких, как судостроение и нефтехимия. Начиная с середины 70 годов, множество норвежских компаний стали работать на обслуживании объектов добычи и переработки нефти. Так, если в 75 году доля норвежских компаний в поставках специального морского оборудования составляла лишь 28 %, то после 2000 года она перевалила за 80 %. И в настоящее время Норвегия является крупным мировым экспортерам техники, технологии и услуг для разведки и разработки морских нефтяных и газовых месторождений. Именно через развитие производств по глубокой переработке нефти и получение продукции с высокой добавленной стоимостью Казахстан может и должен стать одной из ведущих стран мира по нефтехимии, включая производство многих видов готовой продукции и синтетических материалов. Аналогичный толчок к своему технологическому прорыву должны получить и остальные традиционные сектора, по примеру горно-металлургической промышленности, как это было сделано в Австралии и в Канаде. Где необходимо, переходить на более высокий передел, развивать производство с высокой добавленной стоимостью. Параллельно необходимо проводить работу по обеспечению устойчивых связей между традиционными секторами и остальной экономикой, что позволит сформировать ряд новых отраслей, которые получат возможность развиваться на первоначальном этапе через сервисное обслуживание нефтегазового сектора. Это также сформирует благоприятные условия для кластеров малого и среднего бизнеса, для предприятий целевых отраслей. Для реализации тех планов нужны технологии и инновации, знания и навыки. Здесь мы надеемся на содействие наших иностранных партнеров. Ведь иностранные инвестиции – это не только деньги, но и новые технологии и инновации, знания и навыки. Реализация инвестиционных проектов совместно с иностранными инвесторами должна не только модернизировать экономику нашей страны, но и помочь нам повысить наши знания и навыки. И если за эти 5 лет в соответствии с программой мы сможем сделать технологический скачок в традиционных секторах экономики плюс улучшить инфраструктуру, то Казахстан перейдет на новую более высокую траекторию своего развития. Ключевую роль в модернизации экономики может сыграть фонд "Самрук-Казына". Как вы помните, для формирования собственной модели управления государственными активами параллельно в Казахстане функционировали две модели управления – Фонд "Казына"(прообразом которого был малазийский фонд "Казана"), и Холдинг "Самрук", который взял за основу работы сингапурского холдинга "Темасек". Создание фонда "Самрук-Казына" в 2008 году путем объединения представляет с собой не только уникальный и успешный опыт в борьбе с кризисом, но и логическое завершение процесса формирования казахстанской модели управления государственными активами. В настоящее время "Самрук-Казына" завершает разработку своей долгосрочной стратегии до 2020 года, согласно которой основными в посткризисный период станут две задачи: 1. Как агент правительства – содействие в модернизации и диверсификации экономики; 2. Как управляющий холдинг – повышение эффективности управления национальными компаниями. Через совместную реализацию инвестпроектов с зарубежными инвесторами, через трансферт технологий национальные компании имеют прекрасную возможность пройти хорошую школу и превратиться в компанию международного уровня. Здесь отдельно хотел бы остановиться на единой технологической политике, которая должна стать инструментом опережающего развития для всей инновационной системы, и позволит Фонду координировать работу по технологической модернизации национальных компаний. Единая технологическая политика Фонда должна не только превратить национальные компании в национальных чемпионов, сделать корпоративными лидерами в своих отраслях, но и стать действенным инструментам по содействию модернизации и диверсификации экономики Казахстана. Стратегия развития Фонда позволит максимально эффективно использовать имеющегося у него потенциал для ускоренной модернизации через трансформацию национальных компаний в национальных чемпионов, территориальную концентрацию бизнес-кластеров, создание новых и укрепление существующих стратегических секторов экономики, технологическую модернизацию промышленных и инфраструктурных предприятий, а также увеличение местного содержания. Позвольте пожелать Вам успехов и плодотворной работы на сегодняшнем форуме! Спасибо за внимание!
----
Фундаментальный план развития Ключевыми целями Стратегии "Казахстан-2030" остаются процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех граждан
Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, председатель правления АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", "Казахстанская правда", 7 октября
В начале двадцать первого столетия мир столкнулся с новыми рисками и вызовами, которые обуславливают необходимость поиска актуальных ответов на проблемы развития, перехода к модернизации "нового уровня", системного совершенствования экономических, политических, социальных институтов. Ключ к успеху состоит в выборе оптимальной стратегии действий, которая должна обеспечивать продуманность, последовательность, эффективность преобразований. Этот подход характерен не только для постсоветских стран. Гармоничное соединение выверенных тактических решений и долгосрочных стратегических проектов – своего рода международное ноу-хау, ценность которого особенно возросла в период кризисных испытаний 2007–2009 годов. Но, безусловно, казахстанский опыт в этой сфере необходимо оценивать особо. К этому обстоятельству политиков и ученых подводит несколько важных факторов, которые сопутствовали процессу разработки главного на сегодня стратегического документа в истории молодого государства. Прежде всего Казахстан первым из постсоветских стран вступил на путь стратегического планирования в конце 1990-х годов. Это был осознанный выбор Президента страны Нурсултана Назарбаева, который соединил в Стратегии "Казахстан-2030" все базовые элементы государственной политики, придал им системный характер, сформировал мотивы движения в будущее. Следует учитывать, что разработка Стратегии осуществлялась в условиях острейшего дефицита времени. Сложные процессы, происходившие на постсоветском пространстве, переформатирование отношений между основными центрами силы на международной арене требовали от руководства Казахстана не просто определить приоритеты развития, но сделать это в максимально сжатые сроки. Необходимо было совместить два процесса – модернизацию и стабилизацию. Перейти к реализации прорывных проектов непосредственно после выхода экономики РК из кризисного состояния, вызванного распадом СССР и трансформацией хозяйственной системы в посткризисный период. Сам факт ясного обозначения контуров казахстанских реалий в начале третьего десятилетия XXI столетия стал самой мощной мобилизационной задачей для страны, которая только вступала на путь устойчивого развития, не преодолев еще до конца издержки сложного периода начальной фазы независимости. Многие, особенно за пределами Казахстана, отнеслись к Стратегии с плохо скрываемым скепсисом. Есть в истории появления "Казахстан-2030" что-то общее с тем, как Президент Казахстана пробивал дорогу другому прорывному проекту – переносу столицы в Астану. То, что два этих важнейших решения Нурсултан Назарбаев принимал в пределах одного временного отрезка, только подчеркивает очевидный факт: истинный Лидер, его политическая воля способны преодолевать инерцию мышления, выводить уровень самосознания элиты и общества на качественно иной уровень. При формулировании положений Стратегии Президент Казахстана опирался на накопленный в непростых условиях начала 1990-х годов опыт построения государственности, проведения политических и экономических реформ, создания казахстанской модели межэтнической и межконфессиональной толерантности. Эти достижения независимого Казахстана давали нам возможность не только оценить пройденный путь, но и смело смотреть в будущее. Это был именно тот момент, когда многие наши граждане со всей отчетливостью ощутили: будущее страны в наших руках, и оно должно быть таким, каким его описывает Стратегия "Казахстан-2030", которая за короткий промежуток времени превратилась в полноценный общественный проект. Национальный Лидер Казахстана не раз отмечал, что главное условие устойчивого движения вперед – это сплоченность казахстанского общества, консолидация всех слоев и групп населения в достижении поставленных целей и задач. Способность правильно учитывать потребности населения и обеспечивать их реализацию в тесном сотрудничестве государства и общества – эти факторы во многом предопределили успех Стратегии. Важно еще одно обстоятельство. Большинство программ развития строятся на достаточно ограниченном временном отрезке – пять, семь, десять лет. Казахстанская стратегия успеха исходила из фантастического по меркам наших реалий тех лет рубежа – тридцать три года. За это время должно произойти кардинальное обновление не только технологической базы, но, самое главное, смена поколений управленческой, политической, бизнес-элиты. К 2030 году достигнут возраста мудрости те, кто родился в год обретения Казахстаном независимости, и именно на их плечи ложится ответственность за дальнейшую реализацию идей, заложенных в основе Стратегии "Казахстан-2030". Тем самым руководству страны удалось связать в рамках общих мотивов развития несколько поколений казахстанцев, сформировать гарантии преемственности стратегического курса. В чем секрет жизнеспособности Стратегии "Казахстан-2030"? Прежде всего в ясности и четкости сформулированных целей и задач. К их числу относились: рыночная экономика, многовекторная внешняя политика, ответственное социальное управление, эффективный и прозрачный государственный аппарат, безопасность для граждан, межэтническое и межконфессиональное согласие. Каждое из этих направлений взаимно дополняет другие, конкретизирует важнейшие цели и задачи развития, определяет контуры будущего страны. Часть этих задач к настоящему времени выполнена, другие находятся в стадии осуществления, но в целом можно констатировать, что реализация идеологии и практики модернизационных преобразований, заложенных в Стратегии, проходит успешно. Например, одним из важнейших приоритетов документа стало развитие энергетического сектора Казахстана как основы экономического роста. По этому поводу Нурсултан Назарбаев часто цитировал слова Сервантеса: "Богатство не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им". Действительно, как показывает мировой опыт, обладание сырьевыми ресурсами зачастую трактуется как "ресурсное проклятие". Но есть и обратные примеры, когда влияние сырьевого сектора на развитие экономики может быть положительным. Все зависит от типа связи сырьевого сектора с остальной экономикой. И мы видим, что за прошедшие годы энергетический сектор Казахстана не просто оставался фундаментом национальной экономики, но стал источником формирования новых точек роста: развития энергетической инфраструктуры, внедрения современных технологий. Сейчас, когда страна выходит на качественно новый уровень модернизации, опора на ресурсный сектор должна позволить Казахстану в сочетании с реальной диверсификацией, институтами развития, курсом на инновации в кратчайшие сроки выйти на новые рубежи мировой конкурентоспособности. Из этого обстоятельства вытекает первоочередная задача на пути модернизации – превратить нефтегазовую промышленность из двигателя экономического роста во флагман экономического развития. И эта цель полностью соответствует духу и букве Стратегии. В то же время Стратегия не догматична, она предполагает гибкое реагирование на меняющиеся внешние факторы, постепенный выход на первый план качественно новых задач, таких, например, как повышение качества человеческого капитала, формирование современной экономики знаний. В дальнейшем принцип системного подхода стал первоосновой для целого поколения национальных программ развития, как, например, "Казахстан-2020", с которой в настоящее время связаны надежды на достижение инновационного прорыва в экономике. Это важнейший документ, актуальность которого особенно очевидна в переломный момент для мировой геоэкономики и геополитики. В то же время основные точки опоры остаются прежними – сильное государство, устойчивая и развитая экономика, достаток, политическая стабильность и согласие. Национальная безопасность, внутриполитическая стабильность, консолидация общества вокруг базовых мотивов развития, сильный лидерский фактор – это слагаемые стратегии казахстанского успеха. Безусловно, каждая из последующих программ развития Казахстана обогащала интеллектуальный и практический опыт строительства стабильного и устойчивого государства, но базисом, фундаментальной основой движения к новым рубежам по-прежнему остается Стратегия "Казахстан-2030". За 13 лет, прошедших с момента принятия Стратегии "Казахстан-2030", был проделан огромный путь, но предстоит еще многие начинания довести до конца, сверяясь с главными тезисами программного документа, ставшего для нашего государства точкой отсчета в его движении в XXI век. Но ключевыми целями Стратегии "Казахстан-2030" остаются процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Именно этот постулат служит дальнейшим ориентиром развития нашего государства. |