Жания Сакенбаева, "Юридическая газета", 30 ноября
Многие автолюбители рискуют не получить свои желанные иномарки, так как, например, сроки доставки автомобилей из США в Казахстан возросли до 70 – 90 календарных дней. Между тем ранее сроки доставки составляли 40 – 50 дней. Напомним, что с 1 января 2011 года вступает в силу запрет на ввоз автотранспортных средств, не соответствующих экологическому стандарту Евро-3, в соответствии с которым авто, произведенное в Японии до 2005 года, не может быть завезено в Казахстан. Подробно о введении Евро-3 и его возможных последствиях "Юридическая газета" уже писала в номере 167 за 10 ноября 2010 года. Добавим, что в западных странах, например США, экологический стандарт Евро-3 действует с 2001 года, поэтому все машины, завезенные в эту страну после 2001 года и эксплуатировавшиеся в течение нескольких лет, также обязаны соответствовать евростандарту. Что касается Казахстана, то все ранее ввезенные в республику новые европейские и американские автомобили эксплуатируются с топливом отечественного производства. Поэтому автомобили более низкого экологического класса стандарта Евро-3 могут эксплуатироваться в Казахстане. Такого мнения придерживается Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Выходит, что автомобили Евро-3 и Евро-4 могут эксплуатироваться с топливом отечественного производства. Но, если в автомобиле Евро-3 использовать бензин ниже классом, а именно – Евро-2, то количество вредных выхлопных газов будет на уровне автомобилей, имеющих класс Евро-2, так как содержание примесей в бензине Евро-2 разрушает систему снижения вредных выбросов класса Евро-3, считают казахстанские специалисты. В результате, автомобили, конечно, могут эксплуатироваться, но снижения вредных выбросов они иметь не будут. Соответственно, ни о каком повышении экологической безопасности автомобилей и повышении требований к вредным выбросам и речи быть не может. Ситуация с введением Евро-3 и его последствиями стала понемногу проясняться после того, как Министерство транспорта и коммуникаций РК инициировало введение моратория – "перенос срока внедрения экологического этапа Евро-3 на 1 июля 2011 года", "учитывая многочисленные обращения физических лиц, заключивших контракты на поставку японских автомобилей старше 2005 года выпуска из США и Европейского союза и не успевающих ввезти их на территорию Казахстана до даты начала действия нового экологического этапа Евро-3. По причине сроков поздней доставки Министерством транспорта и коммуникаций РК инициируется внесение изменений в Технический регламент", об этом в своем интернет-блоге, отвечая на вопросы посетителей, сообщил министр транспорта и коммуникаций РК Абельгази Кусаинов. Минтранском предлагает также внести замену страны происхождения автотранспортного средства в таблице Приложения 5 к Техническому регламенту на страну его импорта, а также уточнение перечня стран, которые ввели у себя требования экологического этапа 3. Если Правительством Казахстана действительно будут утверждены данные изменения, то многие проблемы, связанные с внедрением требований экологического стандарта будут сняты. А граждане смогут в полной мере воспользоваться льготным режимом налогообложения ввоза автомобилей старше 3 лет производства и более, действующим до середины 2011 года. Однако все-таки неразрешенной остается проблема с топливом, поскольку бензин соответствующего стандарта в Казахстане начнут производить только с 2014 года. "К 2014 году мы реконструируем все 3 НПЗ и сможем полностью обеспечивать нашу внутреннюю потребность по всему спектру нефтепродуктов" (из Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана"). Хотя недавно в Мажилисе парламента в рамках правительственного часа министр энергетики и минеральных ресурсов республики Б. Измухамбетов отметил, что нефтеперерабатывающие заводы в Атырау и Шымкенте после модернизации, которая должна завершиться к 2010 году, смогут выпускать бензин по стандарту Eвро-3. То есть модернизация позволит уже к 2011 году выпускать нефтепродукты соответствующие: бензин – по Евро-3, дизтопливо – по Евро-4. Министерство транспорта и коммуникаций РК отмечает более поздний срок ввода стандартов Евро-3 по топливу по сравнению со сроками ввода соответствующих стандартов по автотранспортным средствам, что обусловлено необходимостью вложения значительных финансовых средств и времени на переоборудование нефтеперерабатывающих заводов. Однако если ранее предполагалась поэтапная модернизация заводов: сначала до качества "Евро-3", затем – до "Евро-4", то недавно стало известно, что ориентиром модернизации НПЗ должен стать стандарт "Евро-5". И по данному вопросу принят специальный документ – протокольное поручение Министерства нефти и газа. Таким образом, кардинально меняется подход к решению этого вопроса. По мнению специалистов, в первую очередь это касается технологий. Сегодня главным должен выступать вопрос о затратах государства и о потере времени на поэтапную модернизацию, "переустановку" технологических циклов в производстве топлива, считают казахстанские специалисты. То есть соответствие критериям стандарта Евро-5 приведет к гармонизации качества автомобильного парка и качества топлива без лишней потери времени. Интересно, что до перевода продукции казахстанских НПЗ на стандарты Евро-3 Минтранском предлагает отечественным автолюбителям приобретать бензин российского производства экологического этапа Евро-3, который уже выпускается в соседней России и импортируется в нашу республику. В какой же ситуации тогда окажется наш отечественный производитель? В частности, Атырауский, Павлодарский и Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы, которые в настоящее время производят автомобильное топливо, соответствующее требованиям стандарта Евро-2. Остается только добавить, что поддержка российского производителя, конечно же, логично вытекает из действующего Таможенного союза, но, думается, что решение проблемы с топливом, соответствующим новому стандарту, полагаясь только на соседнее государство, никак не способствует поддержке конкурентоспособности национальной экономики. |