Лондон (Standard & Poor"s), 24 декабря
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor"s присвоила кредитные рейтинги АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"" – по обязательствам в иностранной валюте "ВВВ/А-3" и по обязательствам в национальной валюте "ВВВ+/А-2". Прогноз по долгосрочным рейтингам – "Стабильный". Одновременно "Самрук-Казыне" присвоен рейтинг по национальной шкале "kzAAA". "Рейтинги Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" приравнены к кредитным рейтингам Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ/Стабильный/А-3; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Стабильный/А-2; рейтинг по национальной шкале: kzAAA), отражая наше мнение о практически безусловной вероятности получения своевременной и достаточной поддержки от Правительства Республики Казахстан в стрессовой финансовой ситуации. В соответствии с нашими критериями присвоения кредитных рейтингов организациям, связанным с государством, наша оценка вероятности поддержки основана на критически важной роли фонда "Самрук-Казына" как основного оператора финансово-экономической деятельности правительства и на его неразрывных связях с правительством", – сообщил кредитный аналитик Standard & Poor"s Фрэнк Гилл. Фонд "Самрук-Казына" – холдинговая компания, на 100% принадлежащая государству, которая объединяет почти все казахстанские государственные предприятия. Фонд был образован в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 г., который регулирует все аспекты деятельности фонда. "Самрук-Казына" был образован посредством объединения Фонда устойчивого развития "Казына" и АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук"" и передачи фонду дополнительных государственных активов. На конец ноября 2010 г. "Самрук-Казына" включал 404 дочерних и зависимых организаций, в том числе национальную нефтяную компанию "КазМунайГаз" (ВВ+/Стабильный/-) и ее дочерние структуры, на долю которых в совокупности приходится около 75% выручки фонда. К числу других важных компаний относятся АО "Банк Развития Казахстана" (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ/Стабильный/А-3; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Стабильный/А-2), АО "Казахтелеком" (ВВ/Стабильный/-; kzA) и АО "Казахстан Темир Жолы" (ВВ+/Позитивный/-; kzAA-), АО "Казахстанская компания по управлению электрическими сетями" (ВВ+/ Стабильный/-) и АО "НАК "Казатомпром" (нет рейтинга). Кроме того, "Самрук-Казына" контролирует принадлежащие государству акции таких публичных компаний, как Eurasian Natural Resources Corporation PLC (ВВ+/Стабильный/В) и Kazakhmys PLC (нет рейтинга). Надзорные функции фонда "Самрук-Казына" наделяют его полномочиями отслеживать и утверждать все заимствования каждой компании от имени правительства. Принимаемые холдинговой компанией решения о капиталовложениях и финансировании отражают государственную политику и прямое участие государства через Совет директоров "Самрук-Казыны", который возглавляет Премьер-министр Правительства Республики Казахстан. В Совет директоров входят также министры финансов, экономики и торговли, нефтегазовой промышленности, промышленности и новых технологий и три независимых директора. Совет директоров проводит заседания не реже одного раза в месяц и отвечает за принятие всех стратегических решений. Standard & Poor"s оценивает собственную кредитоспособность фонда "Самрук-Казына" на уровне "b" в соответствии с нашими критериями присвоения корпоративных кредитных рейтингов. Это обусловлено в основном тем обстоятельством, что почти все денежные средства и депозиты "Самрук-Казыны" размещены в казахстанских банках, которые сами получают помощь от фонда. Изъятие денежных средств из этих финансовых организаций возможно только в средне-долгосрочном плане, по мере улучшения финансовых условий. На уровне холдинговой компании доходы в денежном выражении "Самрук-Казыны" состоят из процентных платежей и дивидендов от инвестиций. Дополнительный денежный поток связан с перечислениями из бюджета центрального правительства и Национального фонда Республики Казахстан. Мы оцениваем риск рефинансирования "Самрук-Казыны" как низкий, учитывая, что на 30 июня 2010 г. его долговые обязательства аффилированным компаниям или правительству составляли 1,0 млрд тенге. Мы полагаем, что свободный денежный поток фонда достаточен для обслуживания его долговых обязательств. Правительство Республики Казахстан выразило значительную заинтересованность в оказании поддержки "Самрук-Казыне" в форме предоставления фонду как финансовой, так и нефинансовой поддержки. Бюджетное законодательство Казахстана включает положения, предусматривающие ежегодные взносы в капитал фонда. Общая сумма таких взносов должна составить 317 млрд тенге (около 2,5 млрд долл., или 2% ВВП) в 2010-2013 гг.; кроме того, в 2010-2013 гг. фонду будут предоставлены прямые кредиты на общую сумму 49 млрд тенге. Положительное влияние на показатели многих компаний, входящих в состав фонда "Самрук-Казына", оказывают прямые регулярные перечисления из государственного бюджета. По нашему мнению, значительная текущая поддержка со стороны государства и исключительно тщательный надзор поддерживают критически важную роль "Самрук-Казыны" для государства. О большом значении фонда для государства также свидетельствует стратегическая роль, которую фонд "Самрук-Казына" играл в реализации утвержденного правительством плана действий по стабилизации экономики Республики Казахстан. Выполнение этого плана, о котором было объявлено в конце 2008 г., совпало с образованием фонда "Самрук-Казына" и было направлено на рекапитализацию банковского сектора и создание стимула для остальных отраслей экономики. В соответствии с этим планом Национальный фонд Республики Казахстан предоставил фонду "Самрук-Казына" капитал для поддержки финансового сектора, сектора недвижимости, а также малых и средних предприятий. Также в соответствии с планом фонд "Самрук-Казына" приобрел контрольный пакет акций АО "БТА Банк" (В-/Стабильный/С; kzВВ-), АО "Банк Альянс" (В-/Стабильный/С; kzВВ-) и крупные пакеты акций АО "Народный банк Казахстана" (Халык; В+/Стабильный/В) и АО "Казкоммерцбанк" (нет рейтинга). "Самрук-Казына" играл критически важную роль на переговорах с иностранными кредиторами этих коммерческих банков и, как следствие, – в сокращении объема условных обязательств государства, обусловленных стоимостью обслуживания долга, привлеченного этими финансовыми организациями, которые первоначально работали в частном секторе. Поскольку Стабилизационный фонд почти полностью израсходован, "Самрук-Казына" будет и в дальнейшем иметь для Правительства Казахстана стратегическое значение в качестве инструмента реализации "Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г.", направленного на диверсификацию национальной экономики. ""Стабильный" прогноз отражает прогноз по рейтингам Республики Казахстан. Мы можем изменить рейтинги фонда "Самрук-Казына" в случае изменения рейтингов Республики Казахстан, при условии, что значение фонда и его функции инструмента государственной политики не изменятся. Вместе с тем изменение роли фонда "Самрук-Казына" в реализации государственной политики и признаки ослабления поддержки со стороны государства могут привести к давлению на рейтинг", – пояснил г-н Гилл.
------
О присвоении Standard & Poor"s кредитного рейтинга эмитента Фонду Пресс-служба АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", 24 декабря
24 декабря 2010 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s впервые присвоило акционерному обществу "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" (далее "Фонд "Самрук-Қазына" или "Фонд") кредитный рейтинг эмитента на уровне "BВВ" в иностранной валюте и "ВBB+" в национальной валюте с рейтинговым прогнозом на уровне "Стабильный". Standard & Poor’s, наряду с Moody’s и Fitch, входит в тройку наиболее авторитетных независимых рейтинговых агентств, к мнению которых прислушиваются инвесторы во всем мире. Более того, финансовое законодательство большинства стран часто опирается на рейтинговую оценку данных агентств при определении минимального уровня кредитоспособности организаций, в ценные бумаги которых могут инвестировать государственные и иные социально значимые институты, такие как коммерческие банки и пенсионные фонды. Это является показателем безусловного доверия к независимому и профессиональному мнению аналитиков ведущих рейтинговых агентств. Рейтинг Фонда "Самрук-Қазына" находится на уровне "ВВВ" по шкале международного рейтингового агентства Standard & Poor"s и соответствует суверенному рейтингу Республики Казахстан. В общепринятой практике рейтинг выше "BВВ-" является показателем инвестиционного класса (с англ. "investment grade") и присваивается только эмитентам способным подтвердить высокий уровень платежеспособности и финансовой устойчивости. В целях присвоения рейтинга аналитики рейтинговых агентств проводят детальный анализ макроэкономических показателей, финансового положения, прозрачности деятельности анализируемых компаний. Наличие рейтинга инвестиционного класса открывает возможности по привлечению финансирования от значительно более широкого круга международных инвесторов по наиболее низким процентным ставкам. Чем выше присваиваемый рейтинг, тем больше доверия и желания предоставить финансирование со стороны инвесторов. Следовательно, факт получения рейтинга инвестиционного класса позволит Фонду "Самрук-Қазына" привлекать долговое финансирование на более выгодных для себя условиях, а, следовательно, и для предприятий и финансовых институтов Республики Казахстан, которые финансируются Фондом. Кроме того, принимая во внимание статус Фонда "Самрук-Қазына" как государстенного холдинга, следует отметить, что присвоенный кредитный рейтинг, в целом, свидетельствует об улучшении экономический ситуации в стране, а также, об успешности проводимых Правительством Республики Казахстан и Фондом "Самрук-Қазына" совместных антикризисных мер. |