Выписка из постановления №33 от 21 октября 2010 года "Об итогах контроля эффективности управления государственными активами и использования средств республиканского бюджета в акционерных обществах "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств", "Совместное Казахстанско-Российское предприятие "Байтерек", "Национальная компания "Казакстан Гарыш Сапары" и "Национальный центр космических исследований и технологий" Национального космического агентства Республики Казахстан"
1. Отметить низкую эффективность управления государственными активами и использования средств республиканского бюджета акционерными обществами "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств", "СП Байтерек", "Национальная компания "Казакстан Гарыш Сапары" и "Национальный центр космических исследований и технологий". 2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан утвердить четкие показатели и критерии премирования работников акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству. 3. Национальному космическому агентству РК до 20 декабря 2010 года принять необходимые меры по: 1) привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивших эффективности в вопросах управления государственными активами и использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию космических программ и проектов, создание и внедрение высокоэффективных космических технологий; 2) инициированию внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты Республики Казахстан в части осуществления страхования космических рисков в международных страховых компаниях; 3) приведению административных расходов подведомственных акционерных обществ в соответствие с требованиями постановления Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года №145 "Об определении механизма проведения мониторинга административных расходов государственных предприятий, акционерных обществ, контрольные пакеты которых принадлежат государству, и товариществ с ограниченной ответственностью, размеры государственных долей участия, в которых позволяют государству определять решения общего собрания участия, с целью их оптимизации"; 4) созданию службы внутреннего аудита в акционерном обществе "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств"; 5) использованию по назначению трех заглубленных сооружений общей стоимостью 127,9 млн. тенге; 6) восстановлению и взысканию в двухмесячный срок штрафных санкций, а также излишне уплаченных средств согласно приложению.
* * *
Заключение по итогам контроля эффективности управления государственными активами в акционерных обществах "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств", "СП Байтерек", "Национальная компания "Казахстан Гарыш Сапары" и "Национальный центр космических исследований и технологий" Национального космического агентства Республики Казахстан (основные положения)
Цель контроля Проверка эффективности управления государственными активами и использования средств республиканского бюджета в акционерных обществах "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств", "Совместное Казахстанско-Российское предприятие "Байтерек", "Национальная компания "Казахстан Гарыш Сапары" и "Национальный центр космических исследований и технологий" Национального космического агентства Республики Казахстан
Предмет контроля Государственные активы и средства республиканского бюджета
Период, охваченный контролем 2007–2009 годы
В ходе контроля установлено: 1. По итогам контроля признаны недостаточная эффективность управления государственными активами и отсутствие должного контроля и мониторинга за использованием бюджетных средств, выделенных из республиканского бюджета акционерным обществам "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств", "СП Байтерек", "Национальная компания "Казахстан Гарыш Сапары" и "Национальный центр космических исследований и технологий".
2. АО "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств" (далее -Общество): 1) потеря спутника "KazSat-1" привело к оттоку денежных средств из Казахстана за аренду иностранных спутников до 34 млн. долл.США в год. Остается не взысканной страховая сумма по космическому спутнику связи и вещания "KazSat" в сумме 7 363,3 млн. тенге. Меры предпринятые НКА РК пока не приблизили к решению вопроса реальной оценки ущерба от потери имущества для определения реальной страховой суммы. Предлагается рекомендовать НКА РК инициировать внесение изменений в нормативные правые акты в части осуществления страхования космических рисков в международных страховых компаниях, так как активы отечественных страховых компаний не позволяют в полной мере нести ответственность за страховые риски, даже учитывая наличие договора перестрахования, регулирующие страховую деятельность. 2) в нарушение Устава Общества не создана Служба внутреннего аудита. Анализ состояния Аудиторских отчетов Общества, проведенных внешними аудиторами, показывает, что финансовая отчетность не в полной мере отвечает требованиям Международного стандарта финансовой отчетности; 3) не принимаются меры по взысканию дебиторской задолженности с РГП "Центр технического сопровождения и анализа в области телекоммуникации" Агентства РК по информатизации и связи на сумму 24, 5 млн.тенге; 4) доходы обеспечены от поступления вознаграждений от вложения на депозиты; 5) в нарушение требований Закона РК "О связи" у Общества отсутствует разрешение на использование радиочастотного спектра (РЧС); 6) не соблюдается требования Закона РК "О государственных закупках". В Договорах о государственном закупе товаров, работ и услуг, заключенных Обществом по ценовым предложениям поставщиков, не предусматриваются сроки фактических поставок товаров, работ и услуг; 7) на балансе имеются три заглубленных сооружения, общей стоимостью 127,9 млн.тенге, которые не используются и не приносят экономической выгоды; 8) начиная с 2006 года Общество, осуществляет работы по закреплению за Республикой Казахстан в Международном союзе электросвязи (г.Женева) – частотно-орбитального ресурса для Республики Казахстан и проводит международную координацию с Администрациями связи других стран, в том числе с владельцами спутниковых аппаратов, представляющие услуги спутниковой связи и вещания на территории Республики Казахстан. Данная функция, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан "О связи" является функцией Администрацией связи Республики Казахстан. С марта 2010 года уполномоченным органом (Администрацией связи) в области связи является Министерство связи и информации Республики Казахстан, в связи с чем, необходимо рассмотреть вопрос о финансировании данной работы через это министерство. 9) из-за переноса срока запуска спутника "KazSat-2" с 2009 года на декабрь 2010 года и по другим причинам не освоено 2 098,8 млн. тенге, из них возвращен в бюджет государства 661,4 млн. тенге. Остальная сумма бюджетных средств в сумме 1 437,4 млн. тенге была перенесена на следующий год.
3. АО "СП "Байтерек": 1) анализ выполнения Годовых рабочих программ по реализации проекта "Создание на космодроме "Байконур" КРК "Байтерек" за 2007-2009 годов показал, что в 2007 году из 11 мероприятий Программы исполнено 9 (80%), в 2008 году соответственно 10 и 7 (70%), в 2009 году 12 и 9 (75%); 2) в Годовой рабочей программе планирование расходов на выполняемые работы по проекту создание космического ракетного комплекса "Байтерек" за 2008 и 2009 годы производилось общей суммой, остаточным методом, без указания лимита финансирования по видам производимых работ. Отсутствие точного бюджетирования и ожидаемых расходов по видам производимых работ, затрудняет анализ использования средств; Всего по кредитному договору сумма 12 579,4 млн.тенге, фактически освоено кредита 5 731, 6 млн.тенге, оставшаяся сумма 6 847,8 млн. тенге находится на счете БРК и на момент проверки не используется. 3) несвоевременное решение вопроса субаренды пл.250 УКСС Роскосмосом и с администрацией г. Байконур отдельных вопросов (о выделении земли под строительство жилых зданий, переговоры с потенциальными субподрядчиками, разработке Генерального плана, технических заданий, обследовании площадки 250 УКСС, а также задержка прохождения технической документации в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю Российской Федерации) привело к не исполнению утвержденных мероприятий. При данном положении дел можно прогнозировать, что в 2010 году реальных работ на площадке не будет. Изначально принятое решение о строительстве стартового комплекса на ПУ №40 площадки 200 было профинансировано на сумму 1 424,4 млн. тенге. В последующем строительные работы перенесены на площадку 250 УКСС. 4) Обществом за 2007-2009 годы год получен убыток на общую сумму 1 055,6 млн. тенге; 5) административные расходы Общества за 2007-2009 годы значительно возросли. Если в 2007 году административные расходы составили в сумме 306 млн. тенге, то в 2009 году – 648,5 млн.тенге , в том числе по оплате труда соответственно 185,1 млн. тенге и 403,0 млн. тенге. При отсутствии доходов по основной деятельности за три года выплачено различных премий в сумме 140,8 млн.тенге, в т.ч. руководящему составу – 31,0 млн. тенге. Также выявлено, что АО СКРП "Байтерек" за счет собственных средств компании своим сотрудникам арендует 4 квартиры на сумму 16 0 млн. тенге. 6) в нарушение распоряжения Президента Республики Казахстан № 289 30.12.08 "О мерах по сокращению административных расходов в центральных и местных государственных органах, холдингах, национальных компаниях, социально-предпринимательских корпорациях, в соответствии с которым в целях усиления режима экономии бюджетных средств и смягчения влияния на экономику Республики Казахстан мирового финансового кризиса приобретено автотранспортное средство на сумму 7, 6 млн. тенге. Также не взыскана неустойка за срыв поставки срока 190,0 тыс. тенге. 7) в 2007 году по бухгалтерскому учету на административные расходы отнесены затраты по демонтажу оборудования на объекте "Байтерек" в сумме 46, 2 млн.тенге и в 2009 году маркетинговые услуги – 9, 0 млн.тенге. При этом все понесенные затраты на незавершенное строительство космического ракетного комплекса "Байтерек" неправильно отражены по учету. Также не производится раздельный учет по не основной прочей деятельности (по учету доходов и себестоимости, административных расходов). 8) за несвоевременные выполнение работ не взыскана договорная неустойка с ФГУП "31 ПТИ СС МО РФ" (Россия) на сумму 1 435 148 росс, рублей (7,0 млн. тенге); 9) в 5 договорах закупа товаров на общую сумму 1 472, 0 тыс. тенге не указана цена договора, вместо этого указывается стоимость отдельных позиций товаров, работ, услуг в приложениях к договору; 10) по договору купли-продажи СП "Байтерек" приобрело в собственность право на долю в ТОО "Научно-технический центр "Казахстанские космические технологии" в размере 10 %, что в денежном выражении составляет 600,0 тыс. тенге, которые оплачены 29 июня 2009 года; 11) заключен договор с ТОО "ТЦ "Кадар" от 4 августа 2008года № Б-77/08 на проведение работ по созданию корпоративной информационной сети системы телекоммуникационного обеспечения на общую сумму 50,5 млн. тенге и дополнительными соглашениями продлены сроки исполнения с июля 2009 года до 31 мая 2010 года. Однако на дату проведения контроля отсутствуют подтверждающие документы исполнения данной работы, срок исполнения которых истек, либо продлен; 12) в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234-111 "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" и поправок МСФО за проверяемый период изменения и дополнения в учетную политику Общества не вносились; 13) в 2007-2008 годы в нарушение ст. 92 Налогового кодекса РК отнесены на вычеты расходы на сумму 1 402,7 тыс. тенге, не связанные с осуществлением деятельности налогоплательщика. Также в нарушение статьи 236 Налогового кодекса РК по полученным услугам и приобретенной продукции отнесен в зачет НДС в сумме 176,5 тыс. тенге. 14) по выполненным работам по обследованию сооружений, инженерных сетей и коммуникаций на КРК "Байтерек" на общую сумму 93, 5 млн.тенге (21, 9 млн. росс. рублей), согласно договора № З-ОД/51200 от 06.04.2006 г. необходимо сдать дополнительные Декларации по НДС и Декларацию о совокупном годовом доходе за 2008 год. 15) АО "СП "Байтерек" без решения Совета директоров о заключении крупной сделки перечислило ТОО "Маныз" аванс в размере 41, 8 млн. тенге, однако затем было подписано дополнительное соглашение №1 к договору, по которому данный договор аннулирован. В итоге ТОО "Маныз" сумма возвращено 20 марта 2009 года путем взаимозачета.
4. АО "Национальный центр космических исследований и технологий": 1) по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год получен убыток на сумму 10, 3 млн. тенге, прибыль: в 2008 году – 57,5 млн. тенге и в 2009 году – 8,8 млн. тенге; 2) протокольным решением Совета директоров Общества, оплачено пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов Президенту Жантаеву Ж.Ш. в размере 1,0 млн.тенге и вице-президенту Исмаил Е.Е. – в размере 600,0 тыс. тенге, которые в планах финансово-хозяйственной деятельности не предусмотрены 3) удельный вес расходов на оплату труда административного персонала в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличился 3,7 раза. 4) за аренду помещения под административные нужды за май 2009 года оплачены ТОО "Институт сейсмологии" за весь месяц, хотя договор заключен и арендует с 29 мая 2009 года. Переплата арендной платы составила 433, 3 тыс. тенге. 5) в нарушение Закона "Об акционерных обществах" и Устава президенту Жантаеву Ж.Ш. в декабре 2008 года при установленном должностном окладе 500 000 тенге, начислена заработная плата 525 000 тенге или переплачена 25 000 тенге. Система премирования и иного вознаграждения, в части раскрытия информации о размерах выплат, органом государственного управления не установлена. В 2007-2009 годах руководителям Жантаеву Ж.Ш. и Спивак Л.Ф. выплачены премии, надбавки и доплаты на общую сумму 10, 1 млн. тенге; 6) у АО "НЦКИТ" отсутствует лицензия на занятие космической деятельностью; 7) при изучении тендерной документации, приобретенных Обществом автомашин, установлено, что они не приобретались как спецавтомашины, и не соответствуют понятию "спецмашина". Всего были приобретены 4 автомашины на общую сумму 17,8 млн. тенге; 8) имеются факты принятия к зачету командировочных расходов не корректно оформленных при согласовании с уполномоченным органом на сумму 2, 2 млн. тенге;
5. АО "Национальная компания "Казакстан Гарыш Сапары": 1) по результатам финансово-хозяйственной деятельности в течение 2008 – 2009 годах допущены убытки в сумме 1 084,0 млн. тенге; 2) по проектам создание космической системы дистанционного зондирования земли Республики Казахстан, сборочно-испытательского комплекса космических аппаратов и наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации не получены положительные заключения экономической экспертизы Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан; При этом в 2007-2009 годах из 16 089,6 млн. тенге выделенных из бюджета, освоены всего лишь 4 990,0 млн. тенге, не использованы средства, выделенные по проекту космической системы дистанционного зондирования земли (11 099,6 млн. тенге); 3) административные расходы в 2009 году по сравнению с 2007 годом возросли в 1,5 раза, и составили 728,3 млн. тенге, а размер выплаты премии соответственно 5,2 раза и 114,6 млн. тенге. Наряду с этим, растут расходы и на служебные командировки. Общая сумма расходов на служебные командировки в пределах и за пределами республики за 2007-2009 годы составили 141,0 млн. тенге, из которых значительная часть составляют зарубежные командировки руководителей; 4) лимит положенности служебных автомобилей превышен на 2 единицы. На приобретение двух автомашин израсходовано 10, 8 млн.тенге и на их содержание за 2007-2009 годы затрачено в сумме 2, 5 млн.тенге. 5) имеются случаи нарушения законодательства по осуществлению закупа без применения норм законодательства. 6) несмотря на укомплектованность штата юридического отдела, сторонним организациям на оказание юридических услуг оплачено в сумме 2,9 млн. тенге; 7) заключен договор с ТОО "0М.KZ" на сумму 4, 0 млн. тенге, не предусмотренные в годовом плане государственных закупок; 8) утвержденная учетная политика в Компании не соответствует требованиям и не разработан рабочий план счетов.
Член Счетного комитета Торехан Косжанов, "Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета", 2010, IV квартал |