Кульпаш КОНЫРОВА, "Литер", 23 апреля
Батумский нефтяной терминал наши нефтяники не без гордости называют форпостом Казахстана на Черном море. Этот объект один из важных пунктов в создании энергомоста, по которому казахстанское "черное золото" попадает на мировые рынки. Сейчас в ожидании первой кашаганской нефти казахстанская собственность на черноморском побережье Грузии проходит серьезную модернизацию. Напомним, что для Казахстана, не имевшего выхода к открытым морям для транспортировки своей нефти, газа и зерна на мировые рынки, покупка Батумского морского порта и нефтяного терминала была стратегической задачей. Республике важно было обеспечить маршруты транспортировки для своих главных экспортных товаров. Три года назад Батумский нефтяной терминал и Батумский порт стали собственностью Казахстана на грузинском побережье Черного моря. Не секрет, что после развала Союза, а также после военных действий, которые негативно сказались на экономике Грузии, новым хозяевам – казахстанским менеджерам – пришлось изрядно вложиться, чтобы оба объекта могли функционировать и быть конкурентоспособными. – С приходом нашей нацкомпании с февраля 2008 года мы инвестировали в модернизацию терминала и порта свыше 37,4 млн долларов США, – сказал глава группы компаний "Батумский нефтяной терминал", "Батумский морской порт" и Petrotrans limited Абай Туркпенбаев. Такие шаги позволили увеличить объемы перевалки грузов. Но все же 70 процентов от общего объема перевалки нефти приходится на сырье именно казахстанского происхождения. Остальное – это нефть и нефтепродукты из Азербайджана, Румынии, России, Грузии и Туркменистана. По данным компании, в прошлом году из Батумского терминала на мировые рынки ушло свыше 6 млн тонн нефти, из которых 3,6 млн – это казахстанская нефть. В частности, пользующаяся большим спросом за счет своего высокого качества тенгизская легкая нефть, добываемая в Казахстане, уходит к покупателям через Грузию. Как известно, акционеры СП "ТШО" все еще не могут договориться с акционерами трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан по размерам тарифа за транзит, а потому пока железная дорога кавказского коридора для них хорошая альтернатива. – Общий объем перевалки тенгизской нефти в прошлом году через Грузию составил 4 миллиона тонн, из которых 2 миллиона прошли через наш терминал, а оставшиеся 2 миллиона – через порт Кулеви, который принадлежит национальной компании Азербайджана SOCAR, – уточнил Абай Туркпенбаев. С начала этого года, благодаря проводимой модернизации, Батумский терминал начал переваливать новый для себя продукт – газоконденсат, который поступает сюда с месторождения в Азербайджане Шах-дениз. – Речь идет пока о небольших объемах – 20 тысяч тонн газового конденсата. Это доля иранской компании в проекте "Шах-дениз". И для нас это очень важный факт, так как это свидетельствует о том, что теперь мы можем переваливать не только нефть и нефтепродукты, но и газоконденсат, – подчеркнул Туркпенбаев. По его информации, в текущем году компания намерена продолжить реализацию программы по модернизации инфраструктуры порта и терминала и планирует вложить почти 23 млн долларов США. – К приходу большой казахстанской нефти с Кашагана и с учетом того, что сейчас год от года растут и объемы добычи на Тенгизе, наш порт и терминал должны быть полностью готовы к их приему, – подчеркнул глава группы компаний. Кстати, на этой неделе глава Министерства нефти и газа Сауат Мынбаев заверил журналистов, что первая нефть с Кашагана, как и положено, пойдет в запланированные ранее сроки, то есть в конце 2012-го – начале 2013 годов. |