NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 14.12.2024 08:33 ast
06:33 msk

Итоги совещания АО "Самрук-Казына": Новые ориентиры группы компаний Фонда
Все дочерние организации Фонда по предварительным данным закончили 2011 год с прибылью, за исключением четырех: АО "Тау-Кен Самрук", ТОО "Объединенная химическая компания", АО "Международный аэропорт "Актобе" и АО "Банк развития Казахстана"
06.02.2012 / экономика

sk.kz, 3 февраля

Сегодня состоялось расширенное совещание АО "Самрук-Казына" и дочерних компаний. По словам Председателя правления Фонда У.Е.Шукеева: "Основная цель сегодняшнего совещания – организовать работу по исполнению поручений Президента страны".
– "Фонд "Самрук-Казына" и дочерние компании должны качественно и своевременно выполнить все поручения Главы государства. Главное из них – обеспечить реальный рост национального благосостояния страны, укрепление нашего государства, улучшение уровня жизни казахстанцев", – пояснил он в своем приветственном слове.
На совещании управляющий директор Фонда Питер Хауз представил новые подходы к стратегии развития Фонда и дал оценку уровня корпоративного управления в компаниях.
П.Хауз в своем докладе определил приоритеты Фонда на среднесрочную перспективу. Во-первых, это частичная реализация некоторых индустриальных компаний (программа "Народное IPO"). Во-вторых, активное вовлечение частного сектора в решение задач диверсификации и модернизации экономики, полная или частичная реализация банков эффективным частным собственникам, а также поддержка развития жилищного сектора и др.
Питер Хауз также предложил разделить отчетность компаний на коммерческую и некоммерческую части. По его словам, "это позволит осуществлять оценку стоимости выполнения некоммерческих задач".
Он также доложил об итогах диагностики системы корпоративного управления в 7 дочерних организациях Фонда: АО "Казахстан Темир Жолы", АО "Казпочта", АО "Казахтелеком", АО "Самрук-Энерго", АО "КазМунайГаз", АО "Фонд недвижимости "Самрук-Казына" и АО "Тау-Кен Самрук" в 2011 году. В своем выступлении П.Хауз отметил положительный тренд в повышении общего уровня корпоративного управления в группе Фонда. Он пояснил, что оценка качества системы корпоративного управления в компании осуществляется по трем компонентам: структура, прозрачность и процессы. По итогам диагностики в 2011 году большинство компаний соответствуют лучшей практике более чем на 60%.
В ходе совещания по финансовым показателям работы и плану развития Фонда выступил управляющий директор Рахметов Нурлан Кусаинович. Он отметил, что по итогам 2011 года поставленные цели по повышению эффективности и результативности группы компаний Фонда были достигнуты.
– По предварительным же оценкам консолидированная прибыль Фонда за 2011 год без учета банков второго уровня (которые в соответствии с законодательством не входят в группу Фонда) оценивается в 594 млрд.тенге, что на 13% или на 68 млрд.тенге больше, чем в 2010 году, завил он.
Кроме того, по его словам, по предварительным итогам 2011 года практически по всем крупным дочерним компаниям и большинству производственных и финансовых показателей достигнуто перевыполнение плана и рост по сравнению с 2010 годом. То есть все дочерние организации Фонда по предварительным данным закончили 2011 год с прибылью, за исключением четырех: АО "Тау-Кен Самрук", ТОО "Объединенная химическая компания", АО "Международный аэропорт "Актобе" и АО "Банк развития Казахстана".
В соответствии с прогнозом Н.Рахметова, "консолидированная прибыль Фонда без учета банков второго уровня, рассчитанная на основе макроэкономического прогноза Правительства с умеренным прогнозом цены на нефть, к 2015 году сможет достичь 736,3 млрд.тенге, что на 40% или на 210 млрд.тенге больше, чем в 2010 году".
Нурлан Рахметов также рассказал об изменениях в спонсорской политике Фонда. По его словам, теперь расходы на спонсорскую и благотворительную помощь по группе компаний Фонда не должны будут превышать 3% от консолидированной чистой прибыли. "Это позволит в 2,5 раза снизить расходы на спонсорство, сделав их точечными, эффективными и результативными для Фонда",- пояснил он.
С отчетными докладами выступили и руководители национальных компаний: Л.К.Киинов (АО "НК "КазМунайГаз"), В.С.Школьник (АО "НАК "Казатомпром"), А.М.Саткалиев ("Самрук-Энерго") и вице-президент "КазакстанТемирЖолы" Е.А.Кизатов. Они рассказали о планах возглавляемых ими компаний, о том, как компании планируют исполнять поручения Главы государства.
Кроме того, с отчетами выступили член Совета директоров – независимого директора сэра Ричарда Эванса и Заместитель Председателя Правления Фонда Куандыка Бишимбаева. Они рассказали о задачах финансового блока, институтов развития, а также о работе по реализации инвестиционных проектов, развитию инноваций в группе компаний.
Так, К.Бишимбаев подробно остановился на разработке Программы "Доступное жилье" до 2020 года, в соответствии с которой предусматривается ежегодное строительство не менее 1 млн. кв. м арендного жилья, из которых Фонд будет строить 500 тыс. кв. м арендного жилья с правом выкупа.
По его данным, в настоящее время начата реализация 2-х пилотных проектов в городах Астана и Шымкент, по которым в 2012 году будет построено 91 тыс. кв. метров, в 2013 году – 55 тыс. кв. метров жилья. Также в текущем году планируется начать два новых пилотных проекта в Алматинской и Акмолинской областях.
Всего в рамках Программы будет построено более 3,5 млн. кв. метров жилья в Астане и Акмолинской области, Алматы и Алматинской области, Шымкенте и Актобе.
По его прогнозам, это будет доступное жилье 3-го класса комфортности, где себестоимость строительства 1 кв. м в регионах будет не более 120 тыс. тенге, а в Астане и Алматы – не более 150 тыс. тенге за 1 кв.м.
Куандык Бишимбаев также подробно остановился и инвестиционном портфеле Фонда. Он выделил новые направления Фонда – это развитие сетевых проектов вокруг крупных проектов нацкомпаний с целью создания смежных отраслей совместно с частным бизнесом, развитие проектов, направленных на повышение казахстанского содержания путем заключения долгосрочных контрактов и создания совместных предприятий, а также развитие новых направлений, ориентированных на увеличение экспортного потенциала.
В завершение совещания Председатель правления АО "Самрук-Қазына" У.Е.Шукеев выступил по основным задачам и направлениям деятельности Фонда.

----

Доклад Председателя Правления АО "Самрук-Қазына" на расширенной коллегии АО "Самрук-Қазына"

Уважаемые коллеги!
В течение месяца мы заслушивали руководителей Фонда, наших дочерних компаний. С некоторыми встречались по нескольку раз.
Сейчас у меня уже сформировалось представление о сильных сторонах работы Фонда. Видны, безусловно, и некоторые проблемы.
Жанаозен
Первое, что нам нельзя забывать – это события в Жанаозене. Все мы знаем, что первопричиной этих событий был трудовой конфликт на наших предприятиях. Поэтому нам необходимо сделать выводы из этой ситуации. Те меры, которые необходимо было принять срочно, мы приняли.
Со стороны Правительства, Фонда "Самрук-Казына", компании "КазМунайГаз", фонда "Даму" региону была оказана поддержка. Пострадавшие получили помощь, восстанавливаются поврежденные объекты города. Потерявшие работу нефтяники трудоустроены.
При "Озенмунайгазе" и "Каражанбасмунае" созданы 2 сервисные компании, с численностью работников на 1070 и 1000 человек. При этом надо учесть, что уволено было 1983 забастовщика, а создано 2070 рабочих мест. Сегодня на работу принято уже 1986 человек. Зарплаты у них остались на прежнем уровне (от 170 до 270 тыс. тенге в месяц).
Кроме того, в рамках комплексного плана развития Жанаозена по линии Фонда "Самрук-Казына" прорабатывается 16 проектов, направленных на стабилизацию социально-экономического положения в городе, создание новых производств и рабочих мест, развитие экономики региона. Речь идет о таких проектах, как запуск специального производства для ремонта нефте-промыслового оборудования, миниНПЗ, открытии нефтеналивного терминала, базы поддержки морских нефтяных операций и судоремонтного завода в селе Курык.
На месторождениях "Озенмунайгаз" будет реализован специальный комплекс мероприятий, которые за счет внедрения новых технологий позволят стабилизировать добычу и продлить срок их эксплуатации. Такие же проекты будут реализованы на Каражанбасе, Эмбе и других месторождениях. Это даст время, необходимое для развития региона. Параллельно будет продолжена геологоразведка.
В Актау будет запущено производство дорожных битумов. Также будет развиваться инфраструктура вдоль железной дороги от Узеня до границы с Туркменистаном.
Реализация этих мер будет способствовать решению многих проблем жителей Жанаозена. Но нам всем необходимо сделать выводы из этой ситуации.
Мы имеем многотысячные коллективы в своих компаниях, поэтому правильные выводы очень важны.
Первый урок, который мы получили в Жанаозене, – это полная неготовность к решению трудовых конфликтов. Вместо того, чтобы выстроить диалог, были сделаны неправильные с точки зрения социально-трудовых отношений шаги, которые только условжнили положение. Все вы знаете оценку, которую дал Глава государства. Поэтому мы должны принять системные меры по недопущению трудовых конфиктов, а в случае их возникновения –по разрешению в цивилизованном порядке.
Сегодня благодаря принятым по поручению Главы государства мерам, в Жанаозене ситуация полностью стабилизировалась. Режим чрезвычайного положения снят. Люди спокойно ходят на работу, функционируют все объекты и сфера обслуживания.
Наша задача, сделать все необходимое, чтобы свести к нулю возможность повторения подобных ситуаций.
Руководители, особенно работающие на производственных предприятиях, должны хорошо знать людей, их проблемы и лично заниматься их решением. И быть на местах.
Руководителям производственных предприятий необходимо работать на местах, а не в столице. Такой практики больше не должно быть. Все должны быть на местах, и на месте принимать самостоятельно решения.
В настоящий момент, в Фонде создана рабочая группа по анализу и совершенствованию практики социально-трудовых отношений. Уже проведено первичное заслушивание ключевых производственных компаний для выявления зон риска возникновения напряженности и выработки своевременных превентивных мер.
При Фонде создается Центр социального партнерства, руководить его работой будет известный общественный деятель Нурлан Еримбетов. Он будет иметь связь с каждым регионом, проводить необходимые социологические исследования, выезжать на места, чтобы держать руку на пульсе социального самочувствия работников.
Уверен, это поможет наладить диалог между работодателями и работниками. К этой работе мы также планируем привлечь лучших консультантов по корпоративным социально-трудовым отношениям.
В итоге, нами будет выстроена новая система управления трудовых и социальных отношений в компаниях, которая позволит гибко реагировать на вызовы и не допускать возникновения напряженности.
Закон "О Фонде национального благосостояния"
Буквально позавчера, 1 февраля Нурсултан Абишевич подписал закон "О Фонде национального благосостояния".
Этот закон принципиально меняет модель работы Фонда, в том числе подходы, оценки, критерии, которые мы будем применять к нашим дочерним компаниям.
Для того, чтобы компании сохраняли конкурентоспособность, не теряли темпов развития, внедряли инновации, решения должны приниматься оперативно. У Фонда же были такие примеры, когда решения принимались по 5-6 месяцев. Причем три раза согласование шло с одними и теми же людьми в министерствах. Документы ходили по кругу, проходя согласование в госкомиссии, в Правительстве, а также в Совете директоров. Везде подписи ставили одни и те же люди. По новому закону Правительство будет управлять Фондом напрямую, через Совет директоров. Это соответствует международным принципам корпоративного управления.
Полномочия Cовета директоров усиливаются. К его компетенции относится порядок разработки, утверждения, оценки реализации плана развития Фонда.
Мы увеличиваем количество независимых членов Совета директоров с 33 до 40%, что полностью соответствует рекомендациям Организации экономического развития и сотрудничества, а также практике ведущих мировых корпораций.
Закрепляется механизм контроля финансовой деятельности Фонда. В специализированные комитеты наряду с представителями Счетного комитета войдут также работники других государственных контрольных и правоохранительных органов.
Инвестиционные программы
Закон о Фонде четко и однозначно трактует, – основная цель работы менеджмента Фонда – повышение стоимости дочерних компаний.
Это значит, мы обязаны добиться эффективной текущей деятельности, эффективности инвестиционных программ.
Мы изучили инвестиционные программы ключевых дочерних компаний. Ситуация, сразу скажу, неоднозначная.
В общей сложности компаниями Фонда реализуется более 160 проектов. Из них в "Самрук-Казыне" рассмотрены всего около 50. Это значит, что более чем по ста проектам у нас нет четкого понимания об их целесообразности.
Возможно, большинство этих проектов являются достаточно эффективными, но по многим отдача до конца не ясна. Есть там и бесперспективные, убыточные проекты.
Поэтому по инвестиционным программам должна быть усилена координация с Фондом.
Все уже запущенные инвестпроекты должны быть проанализированы в соответствии с профилем компаний, объемами финансирования, их значимостью. По каждому необходимо принять решение. Неэффективные, нерентабельные проекты мы финансировать не будем. И далее, все новые проекты должны проходить экспертизу в Фонде. Эту работу будет проводить комитет по инвестициям.
По тем семи большим проектам, о которых Глава государства говорил в Послании, должна быть начата работа, и они должны быть своевременно реализованы. Мы подготовили детальные планы мероприятий с определением персональной ответственности, конкретными сроками реализации.
Я прошу очень внимательно отнестись к реализации этих планов. Мы будем контролировать их исполнение очень тщательно.
Справочно, 7 проектов:
· создание комплекса глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ;
· вывод на проектную мощность Атырауского газохимического комплекса;
· строительство газоперерабатывающего завода на Карачаганакском месторождении;
· газификация центрального региона;
· строительство железнодорожной линии Жезказган-Бейнеу;
· строительство железнодорожной линии Аркалык-Шубарколь;
· начало строительства Балхашской ТЭС.
В целом, компаниями группы Фонда "Самрук-Казына" уже реализуется 24 крупных инвестиционных проекта на общую сумму 15,3 млрд. долларов. Это проекты, которые в том числе вошли в Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития.
Наряду с крупными проектами мы также должны начать работу по реализации "сетевых проектов". В регионах по заранее разработанным бизнес-планам необходимо создавать проекты казахстанского содержания вокруг наших компаний.
Очень хорошая проработка имеется в ОХК (Объединенная химическая компания) о создании химических парков в регионах страны. Нужно поддерживать это направление.
Для этого необходимо работать в партнерстве с частным сектором. Мы консолидируем работу институтов развития, которые будут оказывать всю необходимую поддержку. Они будут рассматривать проекты. "Самрук-Казына Инвест" также будет работать с частными структурами, в том числе направлять инвестиции в капитал.
Такие проекты выгодны всем. У нас есть опыт реализации таких проектов в других отраслях. Например, в сельском хозяйстве. В регионах будет развиваться бизнес, создаваться рабочие места. Компании получают необходимые услуги. Повысится реальное казахстанское содержание.
Что касается убыточных проектов, которые компании вынуждены реализовывать из-за их социальной значимости, будет использоваться принцип раздельного учета. Спрятать неэффективную работу за якобы высоким уровнем социальной ответственности больше не получится.
По казахстанскому содержанию
В целом, Фонд "Самрук-Казына" и национальные компании, как лидеры казахстанской экономики, должны стать катализатором развития бизнес-среды. Речь идет повышении казахстанского содержания.
Компании холдинга закупают более 70 тысяч наименований товаров и услуг. Большая их часть вполне может производиться казахстанскими компаниями. В 2010 объем закупок вырос более чем в два раза, а доля казахстанского содержания составила 50%. В 2011 году доля казахстанского содержания по предварительным данным выросла всего на 5%. Хотя в 2009 году этот показатель составлял 70%.
Ставлю задачу вернуть уровень казсодержания до прежних 70%. Каждому руководителю компании поручаю взять эту работу под свой личный контроль. В Фонде создан новый департамент казахстанского содержания, который будет ежемесячно мониторить и докладывать мне о ситуации.
Необходимо также продолжить работу по заключению долгосрочных договоров с отечественными товаропроизводителями. Это позволит обеспечить стабильный спрос на их продукцию, а, соответственно, создаст условия для долгосрочных инвестиций в производство.
Нам надо переходить на электронные закупки. Наработки уже есть. В ближайшее время – квартал, первое полугодие – мы должны перейти на электронные закупки.
Все закупки будут осуществляться на одной площадке. Это вытекает из поручения Президента на последнем расширенном заседании Правительства.
Вопрос финансовой устойчивости
По вопросу финансовой устойчивости. В целом, ситуация по группе компаний сейчас хорошая. Но есть два момента, которые мы решаем.
Во-первых, из-за того, что все антикризисные средства из Национального фонда Фонду "Самрук-Казына" были выданы в виде кредита, а не в капитал, сейчас стоит задача о продлении и изменении параметров кредита так, чтобы этот кредит не влиял на капитал Фонда. Это решение практически поддержано в Правительстве. Сейчас находится на рассмотрении Совета по управлению Национального Фонда. Мы надеемся, что это решение будет принято вовремя, что значительно повысит финансовую устойчивость самого Фонда.
Также, Фондом разработано предложение по финансированию "КазМунайГаза" за счет облигационного займа из Национального фонда на сумму 4 млрд. долларов до 2015 года, в частности по рефинансированию долгов связанных с проектами Кашаган и Ромпетрол. Предложенная структура значительным образом улучит финансовое положение "КазМунайГаза". Мы планируем вынести вопрос на рассмотрение СЭП.
Во-вторых, очевидной проблемой является "БТА Банк". Я хочу еще раз подчеркнуть, что Фонд "Самрук-Казына" поддерживает предложение по реструктуризации части заложенности Банка. В рамках работы Комитета кредиторов мы рассчитывает найти компромиссное решение.
Мы считаем, что ситуация в банке будет нормализована. Поэтому, обращаю внимание всех руководителей группы компаний – мы сейчас должны поддержать банк. В том числе это касается размещения там депозитов, открытия новых счетов.
Обращаю внимание компаний. Никаких противоречивых действий в отношении БТА Банка быть не должно. Это четкая установка.
В целом, хочу обратить внимание руководителей, что вопрос финансовой устойчивости касается всех. На 1 октября 2011 г. внешний долг Фонда и дочерних компаний (без учета банков) составлял 21,4 млрд. долл. Это достаточно серьезная сумма, она составляет 17,4% от валового внешнего долга страны.
По данным Национального Банка РК на эту же дату валовой внешний долг страны составил 122,8 млрд.долл.
Теперь мы должны мониторить финансовые показатели наших компаний и относиться к ним критически. Нельзя допускать аксилирацию этого долга.
В Фонде создан специальный комитет, который на регулярной основе будет заслушивать информацию по финансовой устойчивости компаний.
Вопросы корпоративного управления
Если говорить о корпоративном управлении, важно отметить, что по новому Закону главным механизмом контроля эффективности Фонда и дочерних компаний станут ключевые показатели (KPI), утверждаемые Советом директоров в рамках плана развития.
Такой подход позволит четко определить сферу ответственности и цели работы менеджмента, ориентировать руководителей на достижение конкретных результатов, объективно оценивать достигнутые успехи.
Согласно принципам корпоративного управления роль Фонда, как акционера, – четко формулировать цели для менеджмента и подбирать эффективные кадры. Через Советы директоров мы будем проводить эту линию. В ближайшее время в Фонде мы начнем внедрять новую систему КПД. Этот процесс должен быть распространен на все дочерние компании. С неэффективными менеджерами будем расставаться.
Сейчас, после критики Президента ходит много разговоров, что Фонд будет избавляться от сотрудников, которые являются родственниками известных людей. Это совершенно неверная трактовка слов Президента. Оценка работников будет осуществляться по профессиональным качествам.
В рамках развития корпоративного управления мы будем активизировать работу Cоветов директоров.
При этом особо хочу отметить роль независимых директоров, которые очень часто являются опытными бизнесменами. Они действительно могут помочь компаниям в их развитии. Эти люди могут помочь повышать производительность, внедрять более высокие стандарты управления, отчетности.
Наши собственные члены Совета директоров будут отчитываться по результатам деятельности курируемых ими компаний. КПД руководителей компаний должны включать в себя конкретные показатели, подтверждающие, что они действительно сосредоточены на решении наиболее важных задач.
На самом деле это проблема не только нашей страны, но во всех развитых странах. Члены Совета директоров, иногда получается так, что перекрестно сидят в компаниях. Приходят, посидят, приятно проведут время…Такого больше не будет. Для них тоже будут свои показатели.
Управляющих директоров Фонда необходимо оценивать как по результатам деятельности курируемых компаний, так по тому вкладу, который они внесли в развитие группы в целом.
Об оптимизации
Теперь вопрос, который вызывает наибольший резонанс.
Оптимизация структуры и численности работников компаний. Такое поручение дано Президентом страны.
Мы эту работу уже начали.
Сегодня утром, перед нашим совещанием под председательством Премьер-Министра прошел Совет директоров, где в целом были одобрены наши подходы к оптимизации работы Фонда.
В новой структуре Фонда четко распределены функциональные обязанности, исключено дублирование.
В целом структура разделена на 4 блока.
Первый блок финансово-экономический, который возглавляет Бахмутова Елена Леонидовна. На этот блок приходятся все вопросы экономического планирования, финансов, кураторство по вопросам банков второго уровня.
По этому блоку в отличие от действовавшей ранее структуры мы выделяем отдельный департамент казначейства – мы будем усиливать эту службу для повышения эффективности использования свободных средств.
Очень важно дочерним компаниям услышать два слова: будет создан департамент казначейства и будут электронные закупки. Чтобы они понимали, к чему мы движемся.
Это соответствует лучшей международной практике. Я думаю, Елена Леонидовна выстроит эффективную схему работы казначейства.
Второй – стратегический блок под руководством Бишимбаева Куандыка Валихановича. За ним вопросы стратегического развития, казахстанского содержания, инновационной политики, инвестиционных проектов и специальных отраслевых программ, таких как программа жилищного строительства, Народное IPO.
У Куандыка Валихановича в руках будут все вопросы развития – у него хороший опыт в этой сфере и необходимая для этого квалификация.
В этом блоке мы формируем новый департамент казахстанского содержания, будем усиливать это направление – задача обеспечить закрепление текущих результатов и реализация имеющегося потенциала компаний. Эта работа тесно связана с инвестиционной деятельностью фонда. Также в этот блок под кураторство Бишимбаева переходят "СК Контракт", "СК Фармация" и "СК Инвест". То есть необходимый инструментарий для усиления вопросов инвестиций.
Мы на самом деле имеем все необходимые институты для развития государственно-частного партнерства и развития для осуществления так называемых средних инвестиционных проектов: институты развития, аналитика и денежные средства. Это все надо объединить в один блок.
Операционно-производственный блок – это три базовые отрасли – нефтегазовая, горнометаллургическая и энергетика. Я буду курировать его лично.
Этими направлениями занимаются управляющие директора Салимгиреев Малик Жанабаевич (нефтегазовый блок), Бектемиров Куаныш Абдугалиевич (энергетический блок) и Байдаулетов Нуржан Талипович (транспортный блок).
И обеспечивающий блок, в который входят юридическая служба, службы корпоративного управления, управления рисками, аудита и контроля, управления человеческими ресурсами.
Решения будут проходить вертикально. Никаких бесконечных обсуждений, киваний друг на друга, по кругу запускания бумаг не должно быть.
Каждый знает на своем месте за что отвечает и должен принимать решения.
Мы значительно усиливаем направление по работе в сфере социально-трудовых отношений созданием Центра социального партнерства, о котором я уже говорил, и который будет обеспечивать выработку корпоративной политики в трудовых отношениях в первую очередь среди производственного персонала.
Специальный управляющий директор по этим вопросам - Калетаев Дархан Аманович. Это огромный блок вопросов, где он должен привнести новую волну в работу Фонда.
В целях системной работы и активизации деятельности Фонда созданы четыре комитета: кредитный, оценки и планирования, инвестиционно-инновационный и кадровый. Эти комитеты на системной основе каждые две недели будут рассматривать вопросы в своей компетенции по всем дочерним компаниям, давать рекомендации и заключения.
Для мониторинга и контроля операционной деятельности дочерних компаний будут определены ряд конкретных критериев, на предмет соответствия которым каждая компания ежемесячно будет заслушиваться в Фонде.
Это те КПД, которые я буду лично контролировать. Ежемесячно мы будем встречаться с руководителями компаний, обсуждать прогресс по этим показателям.
Вместе с тем определены службы, которые будут иметь в масштабах группы Фонда вертикальную сквозную структуру. Это правовое и кадровое обеспечение, служба безопасности, корпоративное управление и управление рисками, аудит, связи с общественностью, бизнес-планирование, финансовая отчетность, казначейство, закупки, инновации и инвестиции, стратегическое развитие и документооборот.
Такая линейная схема построения структуры по блокам в наибольшей степени соответствует текущим задачам и, по мнению экспертов, отвечает передовому опыту. Я рекомендую всем дочерним организациям внимательно рассмотреть свои структуры и внести корректировки, обеспечивающие максимальную эффективность и учитывающие вертикальное построение названных служб. То есть от нас дочерним компаниям, дочерние компании – свои компаниям по вертикали.
Что касается оптимизации численности, в Фонде "Самрук-Казына" работа по данному направлению уже давно ведется. В самом корпоративном центре мы внимательно смотрели каждую единицу. Когда-то в Фонде работали 210 человек, то сейчас всего 140. То есть в департаменте по два-три человека работает. Для компании, которая управляет группой с общей численностью персонала более 320 тысяч человек, это нормально.
Но есть большие резервы в наших дочерних компаниях, внучатых компаниях и т.д.
Вот в "Разведку Добычу" Айдарбаев пришел, посмотрел свежим взглядом: то, что они сидели в Астане было больше тормозом для работы. 50% он сегодня сокращает и правильно делает. Может это еще и не предел.
В "КазМунайГазе" тоже раздутый штат. На 25% сокращают. Я поддерживаю это.
Также уже начата работа по оптимизации структуры "КазакстанТемiрЖолы", где предполагается в течение двух лет провести оптимизацию на 17%.
Далее эту работу необходимо провести во всех компаниях. В системе более 500 компаний – куда это годится?
Если какое-то здание строится, создается специальная компания-заказчик. Потом к нему создается компания-подрядчик. Потом к нему создается компания-технический надзор. Все такие вещи мы будем непрофильно убирать. Все непрофильные активы, есть такая идея, мы соберем "в голове". Чего только нет у нас! Поэтому от этих непрофильных активов надо будет избавляться.
Вы должны правильно понимать. Речь не идет о механическом сокращении. Необходимо повысить эффективность работы, исключить дублирование функций. Руководители должны четко видеть, за какой блок вопросов они отвечают, соответственно, за что с них будут спрашивать.
В целом по кадровой политике я хочу отметить, что в первую очередь во главе угла стоят вопросы профессионализма и эффективности менеджеров.
Таким образом, все правовые, стратегические и организационные моменты решены. Остается только засучив рукава работать для выполнения поставленных Главой государства и Правительством задач.



---

Тезисы к выступлению Заместителя Председателя Правления АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" Бишимбаева К.В.

Уважаемые участники коллегии, добрый день!
Глава государства в Послании народу Казахстана определил, в частности, следующие задачи:
1. Поддержка жилищного строительства;
2. Реализация индустриальных проектов;
3. Развитие инноваций.
Поэтому мы сконцентрировали свою деятельность на этих задачах: мы будем развивать жилищное строительство, внедрять инновации, реализовывать индустриальные проекты. Мы также будем развивать корпоративное управление в группе компаний Самрук-Казына и реализовывать программу "Народное IPO".
В 2011 году велась работа по закону о "Фонде национального благосостояния", который был подписан Главой Государства. Принятие закона "О Фонде национального благосостояния" в новой редакции придаст дополнительный импульс для повышения эффективности работы Фонда, позволит вывести компании на новый качественный уровень развития. В законопроекте, в частности, предусматривается фокусирование на увеличении долгосрочной стоимости (ценности) компаний, повышение уровня контроля эффективности компаний, невмешательство в оперативную (текущую) деятельность компаний, сокращение числа "прямых" управленческих полномочий Фонда и др.
В соответствии с задачами и поручениями, поставленными и озвученными в Послании Президента РК – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана 2012 года, по обеспечению жильем населения, Фонд приступил к работе по разработке Программы "Доступное жилье" до 2020 года.
Данной программой предусматривается ежегодное строительство не менее 1 млн. квадратных метров арендного жилья, из которых Фонд будет строить 500 тыс. кв. метров арендного жилья с правом выкупа.
Наш механизм реализации проектов по строительству жилья предусматривает партнерство с частным капиталом, участие застройщиков должно быть не менее 20% от стоимости проекта.
В настоящее время мы начали реализацию 2-х пилотных проектов в городах Астана и Шымкент, по которым в 2012 году будет построено 91 тыс. кв. метров, в 2013 году – 55 тыс. кв. метров жилья. Также в текущем году планируется начать два новых пилотных проекта в Алматинской и Акмолинской областях.
В рамках Программы нами планируется построить в 2013 году – 200 тыс. кв. метров жилья, в 2014 году – 300 тыс. кв. метров и начиная с 2015 года – по 500 тыс.кв. метров жилья ежегодно до 2020 года. Всего будет построено более 3,5 млн. кв. метров жилья. Основной упор строительства согласно Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года будет на следующие регионы – это Астана и Акмолинская область, Алматы и Алматинская область, Шымкент, Актобе.
На реализацию строительства данного жилья потребуется 983,8 млрд.тенге, из которых инвестиции Фонда составят 688,7 млрд.тенге и частные инвестиции не менее 295,1 млрд.тенге.
Мы планируем строить доступное жилье 3-го класса комфортности. Себестоимость строительства 1 кв.метра жилья в регионах будет не более 120 тыс. тенге, в городах Астана и Алматы – не более 150 тыс. тенге за 1 кв. метр.
Главным критерием при строительстве жилья будет являться фиксация конечной цены реализации для населения. При этом реализация жилья населению будет осуществляться в аренду с правом выкупа по ежегодной ставке не более 10%.
В этом году мы разработаем Программу "Доступное жилье" до 2020 года и приступим к ее практической реализации.
На текущий момент Фондом и его дочерними организациями реализуется и планируется к реализации 164 крупных и стратегических инвестиционных проектов общей стоимостью $126 млрд. Основная часть освоения инвестиций приходится на 2010-2015 годы. Оценочно 82 крупных проекта общей стоимостью свыше $38 млрд. будут реализованы в течение последующих пяти лет.
В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК Фондом реализуются 24 инвестиционных проекта общей стоимостью $15,3 млрд. Реализация данных проектов позволит на время строительства создать более 28 тысяч рабочих мест, а также в период эксплуатации 10 тысяч постоянных рабочих мест.
Дополнительно, в текущем году необходимо обеспечить реализацию ряда крупных инвестиционных проектов, озвученных Главой Государства в ходе ежегодного послания народу Казахстана.
Кроме того, новыми направлениями Фонда будет определены задачи по реализации таких ключевых направлений как: развитие сетевых проектов вокруг крупных проектов национальных компаний с целью создания смежных отраслей совместно с частным бизнесом, развитие проектов направленных на повышение казахстанского содержания путем заключения долгосрочных контрактов и создания совместных предприятий, а также развитие новых направлений ориентированных на увеличение нашего экспортного потенциала.
Предварительно портфель новых проектов составляет более 120 проектов общей стоимостью около $30 млрд.
Сейчас уже предварительно определены проекты в химической отрасли, металлургии, альтернативной энергетике и фармацевтике. Объединенная Химическая Компания планирует создание новых мощностей на базе трех химических парков в Западном, Южном и Центральном регионах Казахстана, где исторически были развиты мощности и инфраструктура. Мастер-планом ОХК предусмотрена реализация 11 новых направлений (проектов) общей стоимостью более $1 млрд.
Таукен Самрук в рамках мастер-плана по развитию отрасли предусматривает реализацию более 20 проектов ключевым направлениям: медное производство, свинцово-цинковое, золоторудное, железо-марганцевое, и редкоземельное производства.
По альтернативной энергетике были отобраны 5 проектов общей стоимостью более $1,5 млрд.
В рамках проектов по повышению казахстанского содержания реализуется 37 проектов совместно с малым и средним бизнесом общей стоимостью более $600 млн.
Для реализации данных проектов мы реструктурируем подходы инвестиционной деятельности. В частности, Самрук-Казына Инвест будет оптимизирована для осуществления функций прямого финансирования проектов. Дополнительно, в целях обеспечения финансированием проектов и эффективного участия Институтов Развития в данных инвестиционных направлениях будет создан Координационный Совет, на котором будут приниматься решения и рекомендации по оказанию комплексного финансирования проектов.
В качестве одной из ключевых задач деятельности Самрук-Казына, является реализация инновационной политики, направленной на повышение стоимости и конкурентоспособности компаний Фонда.
Реализованные в 2011 году мероприятия позволили сформировать корпоративную инновационную инфраструктуру, которая в дальнейшем будет совершенствоваться.
Разработаны индустриально-инновационные KPI, которые нашли отражение в Планах развития ДЗО на 2012-2015 годы, ключевыми из которых являются стратегические KPI:
– доля инвестиций на разработку и внедрение новых продуктов и технологий (в % к расходам компании)
– количество проектов/рационализаторских предложений, внедренных после рассмотрения на НТС или аналогичным органом;
– количество предпатентов/ патентов.
Увеличены объемы инвестирования в инновационную деятельность. По сравнению с 2011 годом увеличение финансирования на развитие инноваций возрастет с 8 млрд. тенге в десятки раз.
В 2012 г.- 92,9 млрд. тенге, в 2013г.- 99,2 млрд. тенге, в 2014г.- 85,4 млрд. тенге, 2015г. – 77,7 млрд. тенге. Эти средства будут направлены на реализацию инновационных проектов, финансирование НИОКР, развитие внедренческой инфраструктуры.
Сформирован пул из 19 инновационных проектов на общую сумму 850 млн. долл., реализация которых будет контролироваться Фондом.
На данном этапе завершается разработка ключевых программных документов – Инновационной политики Фонда и Инновационных стратегий крупнейших дочерних компаний.
Наша основная задача – создать возможности для роста стоимости и эффективности компаний за счет внедрения НИОКР и инноваций, прежде всего отечественных. Поэтому мы подготовили Программу партнерства Самрук-Казына и казахстанских научных учреждений, которую запустим в скором времени. Данный документ предполагает развитие полномасштабного технологического сотрудничества с научными кругами, развитие внедренческой инфраструктуры и кадрового потенциала.
В Фонде проводится реструктуризация корпоративных процессов, изменения подстроены под развитие инноваций. Определены ответственные топ-менеджеры, структуры, ведется пересмотр бизнес-процессов, возрастает роль научно-технических советов.
Параллельно с этим, Фонд активно участвует в развитии СЭЗ "Парк инновационных технологий", на территории которого будут расположены научно-исследовательский центр нефтегазовой индустрии, два института КБТУ, мощный дата-центр Казахтелекома. Эти проекты общей стоимостью более 30 млрд. тенге, несомненно, станут "якорными" для СЭЗ "ПИТ".
В целом, вопросы развития инноваций находятся под особым контролем руководства Фонда и, надеюсь, в ближайшей перспективе, мы получим ощутимый эффект от реализации намеченных планов.
С момента утверждения Программы "Народное IPO" Правительством Республики Казахстан (08 сентября 2011 г.) работа по реализации Программы "Народное IPO", АО "Самрук-Казына" и дочерними и зависимыми организациями АО "Самрук-Казына" велась по нескольким направлениям.
В 4 кв. 2011 года АО "КазТрансОйл" и АО "KEGOC" в целях подготовки компаний в соответствии с лучшей международной практикой привлекли команды консультантов. В настоящее время АО "КазТрансОйл" и АО "KEGOC" и команды консультантов работают над составлением основной документации по размещению акций.
Согласно текущим планам компаний, подготовка Инвестиционных меморандумов, а также сопровождающих маркетинговых документов будет завершена в апреле-мае 2012 года. Вместе с тем, согласно текущим планам-графикам, вопрос вывода акций компаний, а также цена, количество и структура размещения акций планируется направить на одобрение Советом директоров Фонда в апреле (АО "KEGOC") и июле (АО "КазТрансОйл").
В 2011 году Фонд осуществлял информационное сопровождение "Народного IPO" в рамках поставленных в Программе задач, однако, в 2012 году Фонд намерен увеличить свое участие в информационно-разъяснительной работе.
АО "Казпочта" также проводит подготовительную работу по обеспечению максимального охвата населения для оказания трансфер-агентских и брокерских услуг.
После рассмотрения и одобрения Сенатом РК, законопроект по "Народному IPO" был подписан Президентом РК.
По мере готовности компаний к размещению акций, вопрос о цене, количестве размещаемых акций и структуре размещения будет выноситься на рассмотрение Совета директоров Фонда для последующего утверждения Постановлением Правительства РК. Предполагается, что решение о первой компании, чьи акции будут размещаться, будет принято уже в конце первого полугодия, а во втором полугодии произойдет само размещение акций.
Ведется подготовка выхода компаний 2го эшелона на фондовый рынок, это Казтрансгаз, Самрук-Энерго и Казмортрансфлот в 2013 году, КТЖ и Казтеміртранс в 2014 году, Казмунайгаз и Казтомпром после 2015 года.

----

Доклад управляющего директора АО "Самрук-Қазына" Н.К.Рахметова на расширенной коллегии АО "Самрук-Қазына" по итогам 2011 года

Уважаемые коллеги!
Окончательная аудированная финансовая отчетность Фонда за 2011 год будет выпущена в мае, по предварительным же оценкам консолидированная прибыль Фонда за 2011 год без учета банков второго уровня (которые в соответствии с законодательством не входят в группу Фонда) оценивается в 594 млрд.тенге, что на 13% или на 68 млрд.тенге больше, чем в 2010 году. (слайд 2)
По предварительным итогам 2011 года практически по всем крупным дочерним компаниям и большинству производственных и финансовых показателей достигнуто перевыполнение плана и рост по сравнению с 2010 годом. На слайдах 2-12 есть подробная информация по каждой компании.
Все дочерние организации Фонда по предварительным данным закончили 2011 год с прибылью, за исключением четырех: АО "Тау-Кен Самрук", ТОО "Объединенная химическая компания", АО "Международный аэропорт "Актобе" и АО "Банк развития Казахстана".
Убыточность деятельности "Объединенной химической компании" и "Тау-Кен Самрука" связана с начальным этапом и прибыль будет ими получена по мере расширения их деятельности и роста компаний. Ожидается, что "ТауКенСамрук" выйдет на положительный финансовый результат уже в 2014 году, "Объединенная химическая компания" – к 2017 году.
Главными причинами отрицательного результата "Банка Развития Казахстана" является снижение объема ссудного портфеля из-за низкого освоения и увеличение расходов на формирование провизий.
"Международный аэропорт "Актобе", являющийся субъектом естественной монополии, завершил 2011 год убытком в размере 4 млн. тенге, из-за неадекватно низких тарифов на услуги аэропорта.
Фондом регулярно проводится мониторинг деятельности дочерних организаций, согласовываются Планы развития, оценивается их деятельность с помощью стратегических ключевых показателей, в том числе финансовых.
Так после экспертизы Фондом плановых показателей компаний план по чистой прибыли на 2012 год был увеличен в целом на 77,2 млрд.тенге за счет увеличения доходов и сокращения расходов, что можно отнести к "добавленной стоимости" Фонда при управлении компаниями.
В декабре 2011 года впервые Советом директоров Фонда был утвержден консолидированный План развития до 2015 года, разработанный в соответствии с Указом Президента РК "О системе государственного планирования". Консолидированная прибыль Фонда без учета банков второго уровня, рассчитанная на основе макроэкономического прогноза Правительства с умеренным прогнозом цены на нефть, к 2015 году достигнет 736,3 млрд.тенге, что на 40% или на 210 млрд.тенге больше, чем в 2010 году. (слайд 13)
В прошлом году был пересмотрен перечень ключевых показателей деятельности с выделением стратегических ключевых показателей, которые одновременно являются мотивационными показателями для топ-менеджмента Фонда и компаний.(слайды 13-16)
Были разработаны и утверждены новые нормативы административных расходов как для Фонда, так и для дочерних организаций.
Как указано в Законе о ФНБ, главной целью Фонда "является повышение национального благосостояния Республики Казахстан посредством увеличения долгосрочной стоимости (ценности) организаций, входящих в группу Фонда". Вместе с тем, Фонд и его компании в соответствии с поручениями Акционера несут существенную социальную нагрузку, т.е. осуществляют так называемую некоммерческую деятельность. На сегодня, по итогам 2011 года, объем потерь и убытков, связанных с осуществлением некоммерческой деятельности оценивается в почти 200 млрд. тнг. Здесь и кросс-субсидирование социальных планово-убыточных видов деятельности, и поставка нефти, газа и нефтепродуктов на внутренний рынок по сниженным ценам, и спонсорская помощь и так далее и тому подобное. И эта сумма потерь и убытков группы Фонда, вообще говоря, может интерпретироваться как косвенные дивиденды Фонда в пользу Правительства.
Что касается спонсорской помощи, то в ноябре прошлого года Советом директоров Фонда были внесены существенные изменения в
Политику оказания спонсорской и/или благотворительной помощи группы компаний Фонда, в соответствии с которыми, в частности, расходы на спонсорскую и благотворительную помощь не должны будут превышать 3% от консолидированной чистой прибыли. Это позволит в 2,5 раза снизить расходы на спонсорство, сделав их точечными, эффективными и результативными для Фонда.
До конца текущего года компаниями Фонда будут утверждены Методики раздельного учета коммерческих и некоммерческих видов деятельности и внесены соответствующие изменения в их Планы развития. Внедрение раздельного учета позволит Фонду четко установить рыночные ключевые показатели для коммерческой составляющей их деятельности, планировать и оценивать их достижение.
Консолидированные активы Фонда составляют 13 трлн. тенге или 90 млрд. долларов. (слайд 17)
Консолидированный собственный капитал Фонда равен 5,6 трлн. тенге или 40 млрд. долларов.
Что касается доли Фонда в ВВП страны, я хотел бы внести ясность. (слайд 18). Даже если упрощенно считать долю как простое отношение консолидированной выручки Фонда (с учетом не только дочерних, но и ассоциированных и совместно-контролируемых компаний) к ВВП страны, то за период с 2008 по 2010 годы этот показатель составил 23%.
В рамках работ по повышению уровня корпоративного управления в Фонде реализуется Программа "Система Управленческой Отчетности" (СУО), целью которой является получение Акционерами и Советами директоров в короткие сроки достоверной управленческой отчетности. (слайды 19-21) Благодаря реализации проекта консолидированную аудированную финансовую отчетность за 2011 год планируется выпустить 31-го мая 2012 года, а за 2012 год – в срок до 30 апреля 2013 года, что соответствует лучшей мировой практике для таких крупных холдингов как Фонд "Самрук-Казына". Также с 1-го квартала 2013 года Фонд планирует осуществлять ежеквартальную консолидацию финансовой отчетности в двухмесячный срок с даты отчетности (в настоящее время Фонд осуществляет консолидацию финансовой отчетности на полугодовой основе). Кроме того, в рамках этого проекта повышен уровень компетенции сотрудников финансово-экономических блоков Фонда и его компаний: процент сертифицированных сотрудников в Фонде составляет 48%, а в 9-ти крупных ДЗО 1-го уровня – 26%.
В настоящее время комплекс мероприятий по внедрению Программы СУО успешно завершен в АО "Казахтелеком", "KEGOC" и "Эйр Астана". В 2012 году будут завершены мероприятия по внедрению СУО в АО "Казмунайгаз", "КТЖ", "Казатомпром", "Самрук-Энерго", "Казпочта" и "Казахстан Инжиниринг".
В 2011 году в Фонде завершен проект по автоматизации консолидации финансовой отчетности ДЗО на базе программного обеспечения SAP BPC. (слайд 22)
Фондом в 2011 году проводилась активная работа по внедрению единой информационно-аналитической системы на базе платформ SAP BPC и SAP ERP. Разработка соответствующих систем завершена и в 2012 году мы планируем осуществить полный переход на SAP.
Фондом была проведена большая работа по оптимизации финансовой нагрузки на группу.
В частности, была существенно снижена нагрузка по carry-финансированию приобретения Казмунайгазом доли в проекте Карачаганак на сумму 1 млрд. долл.
Кроме того, профинансировано приобретение не менее 3 200 грузовых вагонов и не менее 40 локомотивов АО "Қазтеміртранс" и АО "Локомотив" за счет размещения облигационной программы Фонда на сумму 75 млрд. тенге (срок 7 лет).
Фондом предоставлена гарантия Внешэкономбанку и Евразийскому Банку Развития по проекту финансирования третьего энергоблока ГРЭС-2 на сумму свыше 400 млн. долл.
В 2011 году была осуществлена продажа 20%-го пакета простых акций Народного Банка, приобретенных Фондом в рамках антикризисной программы.
Для эффективной реализации инвестиционных проектов Группы компаний Фонда планируется: (слайд 23)
§ перераспределить кредитную линию от Государственного Банка развития Китая в $2,06 млрд.;
§ профинансировать через БРК проект KPI за счет средств Эксимбанка Китая на сумму $1,4 млрд.;
§ предоставить гарантию на сумму $1 млрд. нефтегазовому консорциуму по сделке приобретения доли в проекте Карачаганак;
§ реализовать меры по поддержанию финансовой устойчивости Казмунайгаза, на которую существенно влияет масштабная инвестиционная программа, связанная с проектами Кашаган, модернизация нефтеперерабатывающих заводов и другие стратегические проекты.
Важным вопросом также является эффективное управление долгом и разумное заимствование в группе Фонда. По состоянию на 1 октября 2011г. внешний долг Фонда, включая ДЗО (без учета коммерческих банков) составил 21,4 млрд. долл., т.е. 17,4% от валового внешнего долга РК. (По данным НацБанка на эту же дату валовой внешний долг страны составил 122,8 млрд.долл.). Обслуживание долга осуществляется по графику за счет средств, получаемых от основной деятельности.
Особое внимание будет уделено вопросам выдачи кредитов, финансовой помощи и гарантий головных компаний в пользу своих дочерних организаций.
Для решения проблемы систематического дефицита оборотных средств в компаниях группы Фонда будут пересмотрены расходы головных компаний ("корпоративных центров") на консалтинговые услуги и другие расходы. Так, например, планируемое снижение только статьи расходов на консалтинг составляет от 10 до 30%, что значительно сэкономит денежные ресурсы.
Указом Президента РК в 2011 году пакеты акций ряда дочерних компаний Фонда (АО "Инвестиционный фонд Казахстана", АО "Банк развития Казахстана", АО "Фонд развития предпринимательства "Даму", АО "Kazyna Capital Management", АО "Экспортно-кредитная страховая корпорация "КазЭкспортГарант" (слайды 24-28) переданы в доверительное управление министерствам экономического развития и торговли РК, индустрии и новых технологий РК.
Согласованный с министерствами формат работы с компаниями через Советы директоров, включая рассмотрение их Планов развития, предполагает продолжение проводимой Фондом системной работы по совершенствованию корпоративного управления в институтах развития, повышению качества и стоимости принадлежащих Фонду активов, росту эффективности деятельности компаний по реализации задач, поставленных перед ними, в том числе в Послании Президента 27 января т.г.
Фонд, являясь крупным участником Альянс Банка, Темирбанка и БТА Банка (слайды 29-31), продолжает активную работу по восстановлению их финансового состояния, включая мероприятия по оптимизации расходов банков. В дальнейшем, Фондом будет рассмотрена возможность продажи банковских активов на рыночных условиях.
В настоящее время кредитный рейтинг Фонда от S&P на уровне суверенного и составляет "ВВВ+". В 2012 году Фонд продолжит активную работу с рейтинговыми агентствами по поддержанию кредитного рейтинга Фонда и суверенного рейтинга РК на инвестиционном уровне.
В целом, по итогам 2011 года поставленные цели по повышению эффективности и результативности группы компаний Фонда были достигнуты.
Спасибо за внимание!

-----

Доклад и.о.Председателя Правления АО "НК "КТЖ" Е.А.Кизатова на расширенной коллегии АО "Самрук-Казына"

Уважаемый Умирзак Естаевич!
Уважаемые участники совещания!
Благодаря организованной и слаженной работе всех звеньев, НК "КТЖ" перевыполнила планы по всем производственным и финансовым показателям по итогам работы за 2011 год.
При этом достигнут финансовый результат на уровне 110 млрд. тенге, что выше аналогичного показателя 2010 года на 70%.
За последние 2 года Компанией обеспечен рост объемов перевозок на 13%.
Основной прирост достигнут в перевозках угля, нефти, строительных грузов, химических и минеральных удобрений.
Доля перевозок во внутреннем сообщении в общем объеме составила 53%, а в доходах 29%.
При этом доля транзита, занимающего всего 5% в общем объеме перевозок, составляет 24% в общем доходе Компании.
Планом развития на 2011 – 2015 годы, утвержденным Советом директоров Компании, определены основные производственные и финансовые показатели на текущий год.
В то же время с учетом результатов достигнутых в 2011 году Компания принимает повышенные обязательства на уровне грузооборота 231,5 млрд. т-км.
Инвестиционная программа Компании на текущий год сформирована в объеме 475 млрд. тг, что больше показателя 2011 года на 15%.
Основной объем инвестиций будет направлен на финансирование следующих проектов:
Капитальный ремонт и развитие инфраструктуры
Развитие производственных мощностей транспортного машиностроения
Реализацию инновационных проектов
И обновление грузового и пассажирского подвижного состава.
Как видите, основные инвестиционные ресурсы Компании в 2012 году направлены на обновление подвижного состава, что связано с выработкой ресурса значительной части парка вагонов и локомотивов, приобретенных до 1991 года.
В связи со сложившейся практикой и недостаточностью инвентарного парка вагонов – для обеспечения 20% казахстанской погрузки используются чужие вагоны.
Известные события прошлого года – перевод инвентарного парка российских железных дорог в частный, привели к проблемам с обеспечением вагонов под погрузку.
Вместе с тем, интенсивные переговоры с другими железнодорожными администрациями, нестандартные решения по приспособлению неспециализированного подвижного состава позволили обеспечить вывоз увеличившихся объемов грузов.
Так, обеспечена погрузка угля в обьеме 104 млн тонн, что составило 106% к 2010 году, а на экспорт погружено 36 млн тонн, или 117%.
При этом, на нужды отопительного сезона погружено 52 млн тонн, что составило 104% к соответствующему периоду.
Также, за 4 последних месяца 2011 года было перевезено 4,5 млн. тонн зерна нового урожая, в том числе 2,7 млн. тонн на экспорт, что на на 47% больше чем в 2010 году.
Тем самым, Компания полностью выполнила поручения Правительства по обеспечению отопительных мероприятий и вывозу зерна нового урожая.
Долгосрочная стратегия "КТЖ" предусматривает обновление выбывающих по сроку службы вагонов, приобретение дополнительного парка для обеспечения прироста объемов перевозок, а также замещение на рынке казахстанской погрузки иностранного парка вагонов.
Для решения этой задачи в прошлом году было приобретено более 9 000 вагонов, а в текущем году планируется приобретение еще 16 000 вагонов.
Также, в соотвествии с поставленной в Стратегии Компании задачей по обновлению подвижного состава в 2012 году планируется обновление 142-х локомотивов, и приобретение 184 пассажирских вагонов.
В рамках стратегического направления по повышению эффективности деятельности, Компания реализует комплекс инновационных проектов.
В 2012 году планируется:
ØВвод в эксплуатацию завода по производству электровозов
ØВнедрение современных систем регулирования движением поездов
ØВвод в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы "Договорная и коммерческая работа"
ØРасширение полигона движения поездов по "твердым ниткам" системы "Multirail"
Будет начата реализация программы модернизации тяговых подстанций и организация производства стрелочных электроприводов Alstom.
Проекты модернизации и оснащения объектов инфраструктуры с использованием оборудования ведущих мировых производителей, предусматривают локализацию производства в Казахстане, также как проекты по обновлению подвижного состава.
Благодаря такой политике доля казахстанского содержания в общем объеме закупок Компании достигла 83-х процентов.
А результаты проводимой работы по созданию отрасли железнодорожного машиностроения отмечены специальной премией Президента РК "Алтын сапа" в номинации "Лидер индустриализации".
Уважаемый Умирзак Естаевич!
Задачи "НК "КТЖ" установлены основными Программными документами и обязательствами, взятыми Казахстаном в рамках Единого экономического пространства.
Основополагающие документы взаимосогласованы сторонами-участниками ЕЭП и не противоречат Стратегическому видению и Целевому состоянию отрасли и Компании.
Целевая модель отрасли предусматривает разделение инфраструктуры и перевозочной деятельности, открытие доступа к услугам инфраструктуры независимых перевозчиков и дерегулирование услуг по перевозке на условиях обеспечения равенства посредством недискриминационного доступа независимых перевозчиков к услугам инфраструктуры и замещения объемов субсидирования пассажирских перевозок из средств Республиканского бюджета.
В рамках формирования Целевой модели отрасли с учетом поставленной Главой Государства задачи по формированию на базе "КТЖ" – Национальной транспортно-логистической компании, в КТЖ предусмотрена в 2012 году реструктуризация корпоративного бизнес-портфеля с развитием новых сегментов бизнеса.
Действующая структура общества представляет собой структуру интегрированной компании, организованную по функциональному принципу, с 28 дочерними организациями, осуществляющими профильные и непрофильные виды деятельности и имеющими географическое присутствие на всей территории Казахстана
Портфель активов "НК "КТЖ" не является диверсифицированным.
Сектор профильных услуг объединяет организации, оказывающие транспортно-инфраструктурные услуги, которые составляют базовую деятельность Компании.
К сектору непрофильных услуг относятся активы, которые не имеют отношения к производственной цепи создания стоимости для конечных потребителей услуг по перевозке.
Целевая структура "КТЖ" определена отраслевой Программой и Стратегией Компании и формируется на основе:
§ Разделения инфраструктурной и перевозочной деятельности, консолидации профильных активов;
§ Отчуждения непрофильных активов, не имеющих стратегического значения.
Предлагаемая Целевая структура "КТЖ" отличается от утвержденной и включает бизнес-единицы, ответственные за оказание транспортно-логистических услуг.
Реструктуризация активов группы компаний "КТЖ", осуществляемая в соответствии с Отраслевой программой приведет к сокращению количества дочерних и внучатых организаций со 103-х до 37-ми единиц.
Предусматриваемая консолидация активов, децентрализация функций и реализация программы повышения производительности труда приведет в период до 2014 года к оптимизации административно-управленческого аппарата на 17% или 1950 человек и производственного персонала на 4% или 6 090 человек.
Реструктуризация основной деятельности начнется с выделения в 2012 году дочерней компании АО "КТЖ – Инфраструктура" из состава "КТЖ".
Структурные изменения требует глубокой переработки нормативной и методологической базы для обеспечения функционирования Целевой модели отрасли.
Для этого решается комплекс задач, в том числе:
ØПринятие Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам транспорта
ØРазработка подзаконных нормативных правовых актов
ØРеализация Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта
ØА также Решение вопросов 100 процентного субсидирования потребностей пассажирских перевозок.
Таким образом, внедрение целевой модели отрасли предполагает принятие основных решений на правительственном уровне и на уровне Компании.
На уровне государства необходимо обеспечить:
– установление уровня железнодорожных тарифов, необходимого для восполнения парка вагонов и локомотивов и реабилитации магистральной сети;
– отмену тарифного регулирования "КТЖ" по операторской и перевозочной деятельности независимо от доли, занимаемой Национальной компанией на открытом рынке;
– 100% – ное субсидирование социально-значимых перевозок и целевое финансирование за счет средств Республиканского бюджета инвестиций в пассажирский подвижной состав.
В свою очередь, Компания осуществит:
– отделение перевозочной деятельности от инфраструктуры и создаст технологический механизм недискриминационного доступа к инфраструктуре независимых перевозчиков.
В соответствии с поручением Главы Государства Нурсултана Абишевича Назарбаева, озвученном в Послании народу Казахстана, в "КТЖ" разработан план мероприятий и финансирования строительства двух новых железнодорожных линий:
Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь.
Согласно ТЭО проектов, сроки строительства линий составляют – 4 года. Общий объем инвестиций – 695 млрд. тенге.
С учетом потребностей обновления подвижного состава, капитального ремонта действующих объектов инфраструктуры и технологической модернизации, АО "НК "КТЖ" не имеет собственных ресурсов для финансирования таких мега-проектов.
В связи с чем, мы подали заявку на выделение необходимых средств из республиканского бюджета.
Прошу Вас поддержать в решении данного вопроса.
Уважаемый Умирзак Естаевич!
Позвольте от имени всего коллектива НК "КТЖ" заверить Вас, что железнодорожники и в дальнейшем приложат все усилия по реализации поставленной Правительством и единственным акционером комплексной задачи по эффективному развитию железнодорожной отрасли.
Благодарю за внимание!

----

Тезисы доклада председателя Правления АО НК "КазМунайГаз" на Расширенной коллегии АО ФНБ "Самрук-Казына" с участием Премьер-Министра Республики Казахстан

Уважаемый председатель!
Уважаемые участники коллегии!
По итогам работы компании "КазМунайГаз" за 2011 год основные производственные показатели перевыполнены, за исключением плана добычи углеводородов.
Консолидированная добыча нефти и газового конденсата составила 21,1 млн. тонн, что на 5% меньше плана и на 4% меньше уровня 2010 года.
Невыполнение плана связано со снижением добычи нефти в АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" в связи с последствиями забастовки в ПФ "Озенмунайгаз" и перебоями в поставке электроэнергии (не добыто 1 218 тыс. тонн нефти).
Объем транспортировки нефти по нефтепроводам составил 66,9 млн. тонн или 104% к плану.
Объем транспортировки газа составил 110,5 млрд. кубических метров или 109% к плану.
Консолидированный показатель нефтепереработки компании составил: по республике 11,4 млн. тонн при плане 11,1 млн. тонн, а с учетом Ромпетрол – 15,3 млн. тонн или чуть выше 100% плана.
Консолидированные доходы по 2011 году составили 2 820 млрд. тенге, расходы 2 727 млрд. тенге, превышение плановых показателей, соответственно, на 26% и 25%.
По предварительным (неаудированным) данным итоговая прибыль составит 379,2 млрд. тенге или 215% к плану и на 24% выше прибыли 2010 года.
Сумма договоров на закупку товаров, работ и услуг по группе компаний "КазМунайГаз" превысила 1,5 трлн. тенге.
При этом общая доля закупок у казахстанских поставщиков составила 710 млрд. тенге или 47%. За два года объем закупок товаров, работ и услуг у казахстанских поставщиков вырос в 2 раза.
Налоги и платежи в бюджет республики ожидаются на уровне 517 млрд. тенге.
В целом, план по налогам перевыполнен на 35%, а уровень 2010 года превышен на 23%, что обусловлено в основном увеличением платежей по НДПИ и рентному налогу на экспорт.
В 2012 году нашими основными задачами являются исполнение производственных программ и бизнес-планов, реализация проектов разведки и добычи, индустриально-инновационного развития.
Консолидированная добыча нефти и газового конденсата должна составить 21,9 млн. тонн, транспорт нефти – 64 млн. тонн, транспорт природного газа 108,5 млрд. кубических метров, переработка нефти – 16,4 млн. тонн, итоговая прибыль – более 300 млрд. тенге, значение EBITDAMargin – 13,3%.
По проектам разведки и добычи мы продолжим работу по:
– освоению углеводородных ресурсов Каспийского моря и реализации геологоразведочных проектов на суше;
– получению 10% доли участия в Карачаганакском проекте;
– обеспечению добычи нефти на Кашагане;
– дальнейшему развитию Тенгизского проекта.
По транспортным проектам у нас:
– расширение КТК и нефтепровода "Казахстан-Китай";
– строительство газопровода "Бейнеу-Бозой-Шымкент".
По проектам нефте- и газопереработки:
– реализация проектов реконструкции и модернизации казахстанских НПЗ;
– завершение строительства битумного завода на АЗПМ.
По корпоративному управлению – оптимизация структуры компании, наращивание производственных и реструктуризация непрофильных активов.
Особое значение для экономики страны имеют проекты, реализуемые в 2012 году в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана.
Реализация проекта "Строительство комплекса глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ" позволит к 2016 году повысить надежность эксплуатации технологических потоков АНПЗ при повышении сбалансированной мощности завода по переработке сырой нефти до 5,5 млн. тонн в год, увеличить мощность вторичных процессов и глубины переработки нефти до 87%, увеличить выход светлых нефтепродуктов до 77% (в т.ч. высокооктановых бензинов с 567 тыс. тонн до 1 745 тыс. тонн в год, дизельного топлива с 1 330 тыс. тонн до 1 640 тыс. тонн в год., авиатоплива с 46 тыс. тонн до 244 тыс. тонн в год), улучшить качество моторных топлив до соответствия требованиям стандартов Евро-4 и 5.
В настоящее время одобрена схема финансирования, при которой планируется 70% от стоимости ЕРС-контракта финансировать за счет средств, привлекаемых у Японского банка международного сотрудничества (JBIC) и ЭксимБанка Китая под гарантию КазМунайГаза, оставшиеся 30% – за счет займа Банка Развития Казахстана.
Завершение процедур по привлечению займов и подписание кредитных соглашений запланировано на май месяц 2012 года.
Отмечаем, что требует решения вопрос включения в бюджет г.Атырау расходов на переселение жильцов с территории санитарно-защитной зоны Атырауского НПЗ, расширяемой в результате реализации проектов Модернизации АНПЗ.
Следующий проект – газификация Астаны и центрального региона Казахстана.
В 2011 году завершена разработка ТЭО и получено заключение РГП "Госэкспертиза".
Утвержденные технико-экономические параметры Проекта направлены в Министерство нефти и газа РК для дальнейшего рассмотрения в Правительстве РК вопроса финансирования Проекта из средств Республиканского Бюджета.
Задачи на этот год – решение вопроса финансирования проекта, начало строительства газопровода.
Проект строительства Карачаганакского ГПЗ должен обеспечить товарным газом проекты газификации Казахстана.
В 2011 году сформирован пакет документов ТЭО, проводилась работа по получению акта выбора земельного участка.
Задачи 2012 года – получений заключений и проведение изысканий, подготовка документации для присуждения контракта на разработку проектно-сметной документации, разработка ПСД (стадия Проект), вовление в проект ГПЗ Подрядчика Карачаганакского проекта КПО б.в.
Целью проекта "Строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области" является создание нефтехимических производств по глубокой переработке отечественного углеводородного сырья и выпуску базовой нефтехимической продукции – полипропилена и полиэтилена.
Реализацию Проекта осуществляет компания оператор ТОО "Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.", участниками которого являются АО "РД "КазМунайГаз" – с 51% долей участия и АО "SAT & Company" – с 49% долей участия.
19 марта 2010 года между ТОО "KPI Inc." и "Sinopec Engineering" подписан Договор генерального подряда на строительство "под ключ" Первой фазы Проекта, в настоящее время завершается разработка ПСД.
Определен стратегический партнер по Второй фазе Проекта, с южнокорейской компанией "LG CHEM" 25 августа 2011 года подписано Соглашение о создании совместного предприятия с компанией ТОО "KPI".
Одной их важных задач 2012 года станет реализация программы реструктуризации активов компании.
На данном слайде представлена текущая структура компании по основным бизнес-направлениям.
Из ДЗО первого уровня планируется:
– реализовать ТОО "Казахойл-Украина", АО "Рауан Медиа Групп", ТОО "PSA";
– ликвидировать ТОО "Наукоград", ТОО "МК "Каспиан Жулдыз"
таким образом, сократив число ДЗО первого уровня с 37 до 32.
Из ДЗО второго уровня (всего 100) планируется:
– реализовать 7;
– ликвидировать 15,
таким образом, сократив число ДЗО второго уровня до 78.
Число ДЗО 3 и 4 уровня будет сокращено:
– третьего уровня на 7 до 38;
– четвертого уровня на 3 до 10.
В результате общее число ДЗО сократится на 37 единиц (14 реализация и 23 ликвидация) – с 204 до 167 или на 18%.
Учитывая необходимость усиления контроля КМГ над реконструкцией и модернизацией нефтеперерабатывающих заводов, КМГ планирует приобретение АНПЗ, ПКОП, ПНХЗ напрямую под КМГ.
В связи с вступлением в силу Закона "О газе и газоснабжении" и, соответственно, необходимости определения национального оператора, а также в соответствии с решением Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции от 29.12.2011 г. о необходимости разделения бизнеса АО "КазТрансГаз-Алматы" на транспортировку газа по распределительным сетям и розничную реализацию газа, КМГ рассматривает вопрос об отмене реструктуризации группы КТГ.
Уважаемый председатель!
Уважаемые участники совещания!
В завершение выступления хочу заверить, что руководство и работники группы компаний "КазМунайГаз" приложат все силы и знания для успешной реализации проектов развития нефтегазового комплекса, озвученных Главой государства 27 января этого года в Послании народу Казахстана.
Национальная компания "КазМунайГаз" примет все необходимые меры для достижения намеченных целей по бизнес-планам и инвестиционным программам 2012 года.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О ситуации на финансовом рынке 29.02.2012
Пенсионный возраст 29.02.2012
Грецию опустили в "выборочный дефолт" 29.02.2012
"Новапорт" признался, что половиной его активов владеет казахская Meridian Capital 28.02.2012
Некалендарное начало века... 27.02.2012
Кушать недодано! 27.02.2012
Минсельхоз Казахстана приступил к созданию Единой зерновой компании 27.02.2012
Казахстан может войти в проект УЭХК приблизительно за $400-500 млн 27.02.2012
Начался процесс передачи АО "АтырауБалык" в ведение СПК "Атырау" 27.02.2012
О ходе реализации и планируемых изменениях Программы "Дорожная карта бизнеса 2020" 23.02.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
14.12.24 Суббота
93. БЕКТУРОВ Есен
76. РЫСБЕКОВ Марат
75. АКМУРЗИН Ерлан
71. ТАСКИНБАЕВ Косан
66. БАТПЕНОВА Гульнар
61. ЕРАЛИЕВ Ержан
54. БАКИШЕВ Дулат
54. КОПЕШОВ Булан
53. ЕСТЕНОВ Жасулан
52. АДИЛЬБАЙ Канат
52. БАЗАРХАНОВ Еркин
50. САМОЙЛОВ Александр
49. КАЙРБАЕВ Багитжан
49. ОСПАНОВ Амиржан
47. АУБАКИРОВ Тимур
...>>>
15.12.24 Воскресенье
93. АБИШЕВ Кажимурат
86. УРАЗАЕВ Файзулла
77. НЫГМЕТ Кенжебай
77. НЫСАНГАЛИЕВ Амангали
77. САРСЕМБАЕВ Марат
76. МИРАЗОВА Аякуль
75. ИЗТЕЛЕУОВ Бейсембай
74. ЕСИМОВ Ахметжан
73. АТАНИЯЗОВ Сулейман
73. ТУРИСБЕКОВ Заутбек
69. АГМАНОВ Адильхан
69. РАДОСТОВЕЦ Николай
69. ТАКЕШЕВ Аманжан
68. КЫДЫРГОЖАЕВ Наурызбай
66. КАНАПЬЯНОВ Ерулан
...>>>
16.12.24 Понедельник
95. ТУЛЕГЕНОВА Бибигуль
80. КИСТАУОВ Гани
77. МЕНЛИБАЕВ Абу
75. БЕКТУРОВ Габбас
70. ЕРГАЛИЕВ Бахытбек
70. СЕЙДУАЛИЕВ Вахит
68. АБДИЕВ Кали
68. СЕИЛХАН Дария
65. ДАМИТОВ Кадыржан
65. ЖОЛУМБЕТОВ Оралбек
65. САБИЕВ Сансызбай
63. ЖУБАНАЗАРОВ Ахмет
58. ЕЛЖАСОВ Аблай
52. МАНЬКО Татьяна
50. АБДУЛГАФАРОВ Дастан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz