Галия Марат, tv7.kz, 3 мая
Казахстан не оставляют бензиновые страсти. Сегодня розничные топливные трейдеры продолжили череду критических заявлений о текущей ситуации на рынке ГСМ. Дело в том, что владельцы АЗС теперь оказались недовольны ценами на бензин, установленными Правительством. Речь идет о наиболее ходовой марке АИ-92. В этой ситуации странным может показаться момент, выбранный для подобных заявлений. Именно АИ-92 недавно подорожал до 112 тенге. Но вот, судя по высказываниям недовольных продавцов, именно они больше всего страдают от ценовой политики кабмина. И в цепочке производитель – оптовик – продавец нерентабельным бизнес оказывается исключительно у розничных реализаторов. Безучастно следить за ценовыми скачками на бензин в очередной раз не намерены владельцы АЗС. Апрельское повышение стоимости на топливо, по их словам, усугубило и без того нерешенные проблемы. Неприятности розничные поставщики теперь подсчитывают купюрами. И после удорожания горючего на пять-шесть тенге назвали себя банкротами. БОЛАТ АУЕТАЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ОЮЛИП "КАЗАХСТАНСКАЯ ТОПЛИВНАЯ АССОЦИАЦИЯ": – Розничные реализаторы откуда берут бензин? Они покупают у оптовиков, добавляют маржу. Если на сегодня цена 112, а они покупают по 107 – 108. На 4 тенге практически невозможно существовать и работать. Все затраты ложатся на рыночных реализаторов: налоги, зарплата, страдает бюджет, увольняем сотрудников. В цепочке ресурсодержатель – оптовик – АЗС, по словам розничных реализаторов, произошел серьезный сбой. Предельные цены на горючее, установленные антимонопольным комитетом, ударили именно по ним, но никак не по оптовикам. По словам экспертов, теперь разница между оптовой и розничной ценой на бензин не должна превышать 15-ти процентов. А это как раз 122-е тенге за литр топлива 92-ой марки. Однако, предельная цена установлена 112. Реализаторы просят правительство учитывать такие потери. И ставить ценовые пределы не только им, а всем участникам рынка ГСМ. СЕРГЕЙ СМИРНОВ, ЭКСПЕРТ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: – По мнению экономистов, даже удвоение мировых цен на нефть не должно приводить к росту розничной цены более чем на 10 процентов. Однако в Казахстане своя арифметика. Например, когда в июле цена барреля достигла своего пика 147 долларов и пошла на снижение, привела к удешевлению топлива в большинстве стран. У нас их стоимость продолжала оставаться высокой. Владельцы АЗС предложили внести поправки и в без того обновленный закон "Об обороте отдельных видов нефтепродуктов". Однако все предложения и возмущения сегодня повисли в воздухе. Ни оптовики, ни представители Министерства нефти и газа на совещание не пришли. Зато на претензии владельцев заправок попытались ответить местные власти. КАЙРАТ ЕРТУГАНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г. АСТАНА: – Сейчас было озвучено в отношении розничных реализаторов, что они покупают по 107-108 стараются продавать по 112. Не совсем правильно, на рынке Астаны есть 92 бензин по 101 тенге – это газпромовский бензин. И дельта там составляет порядка 11 тенге. Пока отмалчиваются в уполномоченном органе, мажилисмены советуют владельцам АЗС начать переговоры с оптовиками. Однако только на прошлой неделе глава Миннефти и газа Сауат Мынбаев заявил, что апрельское повышение позволяет говорить о незначительной стабильности. И установленная стоимость на бензин поможет избежать дефицита на внутреннем рынке. Но такой ответ, похоже, не устраивает розничных реализаторов. Свои предложения они направят в Правительство и Парламент. |