NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 12:30 ast
10:30 msk

За равный доступ к рынкам
Конкуренция как фактор индустриально-инновационного развития экономики
10.05.2012 / экономика

Нурлан АБДИ, ответственный секретарь Агентства РК по защите конкуренции, "Казахстанская правда", 8 мая

В своем Послании "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" Глава государства обозначил, что одним из десяти главных ориентиров социально-экономической модернизации экономики страны станет индустриально-инновационное развитие Казахстана. При этом одним из основных факторов успешной реализации индустриально-инновационных проектов является формирование благоприятной конкурентной среды.
За годы независимости благодаря продуманной политике Главы государства экономика Казахстана сделала рывок в своем развитии. Переход ее к рынку требовал активного государственного вмешательства в формировании здоровой конкурентной среды, поскольку именно ее наличие является обязательным условием построения эффективной экономической системы. Хотя конкуренция и связана с определенными издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает потери экономических ресурсов от потери побежденных), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений.
Конституцией РК предусмотрено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
В Стратегии развития Казахстана до 2030 года в качестве рыночного механизма повышения конкурентоспособности экономики определено создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования. В связи с чем в Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010–2014 годы (ГП ФИИР), предусматривающей создание благоприятных макроэкономических условий, улучшение бизнес-климата, стимулирование притока инвестиций, предполагается активное участие отраслевых государственных органов в развитии конкуренции более чем в 10 курируемых отраслях, таких как железнодорожная, телекоммуникаций, туристическая, почтово-сберегательная, нефтепродуктов и угля, продовольственных товаров и других.
Развитию конкуренции в той или иной отрасли, безусловно, способствуют совершенствование законодательной базы, формирующей условия для предпринимательской и инвестиционной привлекательности экономики, устранение различного рода барьеров для прихода новых участников рынка. В связи с чем разработанная в реализацию ГП ФИИР Программа по развитию конкуренции в РК на 2010–2014 годы является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
Меры для развития конкуренции в отраслях экономики разрабатываются по итогам проводимых Агентством анализов товарных рынков и направлены на сокращение вмешательства государства в экономику, а также повышение привлекательности для частных инвестиций. Программа предусматривает проведение анализов товарных рынков в более чем 10 приоритетных отраслях экономики. Разработанные меры по развитию конкуренции включены в отраслевые программы соответствующих госорганов (железнодорожная отрасль, авиация, ТЭК, телекоммуникационный сектор, АПК), а также в программы развития территорий.
К настоящему моменту выполнен ряд мероприятий программы, имеются положительные результаты. Так, по итогам 2010–2011 годов проведено 74 анализа товарных рынков и разработаны предложения по развитию конкуренции на рынках электроэнергетики, газа, энергетического угля, нефтепродуктов, строительных материалов, финансовых услуг, машиностроения, металлургии и агропродовольственных рынках, которые направлены в адрес Министерств индустрии и новых технологий, нефти и газа, транспорта и коммуникаций, сельского хозяйства.
В конкурентную среду из сферы естественной монополии выведены услуги интерконнекта, что в конечном итоге должно привести к снижению тарифов для конечных потребителей. К слову сказать, высокие тарифы на интерконнект в Казахстане не изменялись на протяжении более 10 лет (16,98 тенге) и в 2–3 раза превышают тарифы стран СНГ и Европейского союза (5–6 тенге).
Работа по сокращению сфер естественных монополий будет продолжена. Ни для кого не секрет, что нецелесообразное участие государства на конкурентных рынках является негативно влияющим фактором на развитие конкуренции в секторах экономики.
Государственные предприятия получают поддержку госорганов, что создает им дополнительные преимущества в конкурентной борьбе. В связи с чем для обеспечения доступа на рынки Агентством проводятся мероприятия по снижению участия государства в предпринимательстве (госпредприятия, АО, ТОО с государственным участием). К примеру, за период 2009–2011 годы рассмотрено 5 500 ходатайств госпредприятий и юридических лиц с участием государства о предоставлении согласия на дальнейшую деятельность, из которых 461 предприятию отказано. Основными причинами стали наличие развитой конкурентной среды на рынках, где функционировали субъекты, и несоответствие видов их деятельности законодательству.
Негативное влияние на степень диверсификации казахстанской экономики, темпы и сбалансированность экономического роста оказывают нарушения антимонопольного законодательства. К основным видам нарушений можно отнести злоупотребления доминирующим или монопольным положением, антиконкурентные соглашения, согласованные действия субъектов рынка, недобросовестная конкуренция, а также антиконкурентные действия госорганов, которые приводят к ограничению входа на рынок, вытеснению с рынка экономически активных предприятий, ограничению выпуска продукции и, как следствие, к росту цен на товары.
В связи с этим одним из основных направлений деятельности Агентства является обеспечение соблюдения норм антимонопольного законодательства. К примеру, в 2011 году завершены 128 расследований в отношении 217 субъектов рынка и 16 госорганов, возбуждено 189 дел об административных правонарушениях, вынесено 17 предписаний, 2 дела переданы в правоохранительные органы. По результатам данной работы восстановлены нарушенные права субъектов рынка и потребителей. В бюджет государства взыскано более 871 млн. тенге, что почти в полтора раза (1,42) больше бюджета Агентства за 2010 год (611 млн. тенге). С начала 2012 года завершено 16 расследований в отношении 28 субъектов рынка и 1 госоргана.
Как показывает практика, одной из причин увеличения количества нарушений антимонопольного законодательства является низкая информированность предпринимателей относительно правил поведения, предусмотренных законодательством.
Для решения данной проблемы требуется создание информационных условий, то есть адвокатирование конкуренции, в рамках которой антимонопольный орган активно пропагандирует действующее законодательство, разъясняя предпринимателям, что подлинная конкурентная борьба за потребителя должна осуществляться путем снижения цен и улучшения качества товаров.
Во-первых, подобная политика поддерживает систему правоприменения путем информирования участ­ников рынка о содержании норм, что повышает их готовность использовать знания антимонопольного законодательства для защиты своих прав. Во-вторых, адвокатирование конкуренции улучшает информированность участников рынка о том, какие усилия будет прилагать антимонопольный орган для обнаружения нарушения и наказания нарушителя, предоставляя, таким образом, выбор "нарушать закон" или "не нарушать закон". И, в-третьих, адвокатирование конкуренции снижает возможность создания и применения госорганами норм, противоречащих духу конкурентной политики.
В заключение хочу отметить, что формирование здоровой конкуренции – это комплексная задача, которая стоит не только перед всеми государственными органами, но и перед самими субъектами рынка. Роль малого и среднего бизнеса в формировании конкурентных отношений является крайне важной. Благодаря своей способности к быстрому обновлению, он имеет возможность в целом составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность. Конкурентное давление со стороны небольших компаний является одним из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров и препятствием для установления монопольно высоких цен. Для экономики в целом деятельность небольших компаний оказывается важным фактором повышения ее конкурентоспособности.
Таким образом, создание условий для роста экономической активности бизнеса путем развития свободной конкуренции и обеспечения равного доступа на рынки товаров и услуг будет способствовать достижению Казахстаном высоких позиций на мировой арене и может обеспечить высокий уровень развития всех сфер жизнедеятельности и, как следствие, благополучия граждан.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Агентстве по защите конкуренции проведено заседание Правления 31.05.2012
Строительство генерирующих объектов уменьшит энергодефицит в Алматинской области 30.05.2012
Total планирует получить первую нефть на Кашагане до конца года 30.05.2012
"Лукойл" вышел из казахстанских проектов 30.05.2012
Fitch: банки Казахстана – непростое восстановление 29.05.2012
О качественных параметрах развития кредитного рынка 29.05.2012
По итогам проверок энергопредприятий Госэнергонадзор предписал к исполнению около 2 тысяч мероприятий 29.05.2012
О параболе слепцов и деонтологии экономистов… 28.05.2012
Импорт узбекских овощей в Казахстан сократился в этом году почти в 10 раз 28.05.2012
Казахстан проинвестировал США на 41 миллиард долларов 25.05.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz