Сергей АБАКШИН, www.better.kz, 29 августа
В сентябре стартует широко разрекламированное "народное IPO" – чиновничья братия рапортует о готовности "номер один", "Казпочта" ожидает наплыва клиентов, а руководство "Самрук Казына" уже подсчитывает будущие дивиденды. Однако объект "неожиданной народной радости" – рядовой казахстанец – недоуменно наблюдает за потугами властей вовлечь его в управление государственными активами… Идея "народного" IPO не нова, но при определенных усилиях может принести огромную выгоду, как государству, так и потенциальным инвесторам – гражданам страны. В первую очередь "народный капитализм" позволяет снизить социальное напряжение – люди, чье благосостояние растет вместе с доходами национальных компаний, начинают "любить и уважать" государство. Выгодно это и нацхолдингам – появляется множество акционеров лояльных целям "конторы". Эти не побегут сбрасывать акции в случае неожиданного "скачка", при этом не будут требовать отчетности и вмешиваться в управление. Решается вопрос с высокими ценами на недвижимость – народ будет иметь возможность вкладывать свои "кровные" не только в квадратные метры и земельные участки. Наконец заработают деньги пенсионных фондов, которые нынче лежат мертвым грузом на депозитных счетах. Видимо это и имел ввиду Нурсултан Назарбаев, когда озвучил идею внедрения IPO. Президент подчеркнул социальную значимость проекта: "Это предоставит сотням тысяч простых казахстанцев владеть акциями крупнейших предприятий, а также новый инструмент инвестирования и приумножения их сбережений и богатств, и одновременно – рост доверия между бизнесом и населением". Плюсов и перспектив у начинания столько, что в лагере сторонников проведения IPO оказались извечные оппоненты власти. С некоторыми оговорками "двумя руками – за" проголосовал за "наркапитализм" Петр Своик: "программа народного IPO не просто сильное и положительное явление, но оно может стать комплексным решением многих других вопросов, в конце концов, даже антикризисным стержнем, если получится правильной". Словом карты заправлены, цели обозначены. Дело за малым взять и внедрить "антикризисный стержень". Вот тут то и начались проблемы – "ливером наружу" поперли пробелы в корпоративном управлении. Оказалось, что с реализацией проекта у основного исполнителя ФНБ "Самрук Казына" просто беда. По сути, за месяц до официального старта провалена основополагающая часть кампании – население клич "все за акциями" не восприняло. Академически-немотивированные лозунги о повышение дохода посеяли недоверие народа к IPO в целом. Складывается впечатление, что специалистам "Самрук Казына" при раздаче креативных "хвостов" достались недоеденные молью остатки советского бюрократического мышления. Спрашивается, кто разрабатывал такую "топорную" агиткампанию? Почему даже на официальном сайте "народной акции" http://www.halyk-ipo.kz разъяснения для народа выглядят как специализированный отчет Национального банка? Лощенные мальчики из инвестиционных компаний рассуждают о перспективах и выгодах бюджетника Мыркымбаева или предпринимателя Иванова. Смех, да и только! Вот образчик рассуждений одного из управляющих директоров: "Наиболее вероятная категория участников – группа лиц с уровнем богатства от $10 000 и выше. А это 15,3% от взрослого населения, или 1 миллион 625 тысяч человек". Что он имел ввиду, непонятно. Каким "богатством" должен обладать человек, чтобы стать участником программы? 10000 долларов в год, в месяц, в день? Подобных экспертов у "Самрука" вагон и маленькая тележка. Впрочем, количество популяризаторов "народного IPO" в пиджаках от Гучи к росту доверия населения, не ведет. С людьми надо говорить на понятном для них языке. Итоги, проведенной рекламной акции, катастрофические. Соцопрос, проведенный Институтом политических решений, показал неутешительные результаты. Только семь процентов казахстанцев готовы участвовать в размещении. Около семидесяти процентов выразили решительное "фи" идее покупки акций госкомпаний. Данные "Казпочты" еще хуже – с 1 марта этого года в филиалах организации было открыто всего 587 брокерских счетов! Мало того по стране поползли слухи, что в IPO будут загонять силой. В среде бюджетников панические настроения – они уверены, что просчеты в реализации программы будут решаться за их счет. С легкой руки ответственных структур перед глазами обывателя замаячили очертания грандиозной "финансовой пирамиды". Теперь привлечь свободные средства будет проблематично: "пряник" – отравлен, а "кнут" – отсырел. Все говорит о том, что информационно-разъяснительная работа от Фонда благосостояния проводится исключительно ради победных реляций. Заместитель председателя "Самрук-Казына" Куандык Бишимбаев пообещал наводнить медийный рынок Казахстана роликами про IPO. "Запуск агитационных роликов запланирован в эфире республиканских и региональных телерадиоканалов, в сетях кабельного телевидения, а также в кинотеатрах страны перед показом картин. В этой работе фонд задействует 34 электронных СМИ – это 17 теле- и 17 радиоканалов. В ближайшее время веб-баннеры будут размещены на ведущих казахстанских интернет-ресурсах, входящих в топ-10", – утверждает Бишимбаев. Однако ни того, ни другого в "изобилии" не наблюдается. Кому господин зампред пытается "втереть очки" народу или правительству – вопрос открытый. В свою очередь мы хотели бы озадачить руководство "Самрука" простым, не требующим особых умственных напряжений, вопросом. Почему населению подается "яркая обложка" народной "приватизации" и не объясняется суть начинания? Возможно, организаторы изначально готовы к провалу программы – латентно-скептические настроения, царящие в среде популяризаторов, не дают рядовым казахстанцам права на выбор. "Это риск, потому что мы говорим не о высокопрофессиональных инвесторах, которые понимают, и четко себе представляют, с какими рисками, с какими затратами, с какими возможностями они сталкиваются. Поэтому это, с одной стороны, головная боль", – считает Куандык Бишимбаев. То есть по сути, один из топ-менеджеров Фонда признает, что "частники" "финансово-безграмотное быдло", которое не нужно посвящать в тонкости процесса. Видимо исходя из таких установок, всю маркетинговую работу свалили на крупные инвесткомпании. Дескать, сами вы ничего не заработаете, доверьтесь профессионалам от капитала. Они помогут. Сколько они на этом заработают – закрытая информация для специального пользования. Помимо всего прочего в ФНБ до сих пор не определилось с ценами на акции "первенца" IPO – АО "КазТрансОйл". На вполне конкретные запросы будущих участников сотрудники организации дают пространные ответы. "Пока цена одной акции будет стоить в пределах от 1 до 10 тыс. тенге. Сейчас решается вопрос, сколько акций можно будет купить в одни руки", – информирует директор информационно-аналитического департамента "Самрук-Казына" Марат Аубакиров. Согласитесь разброс в десять тысяч тенге крайне велик. А если завтра в отчете о работе этот же специалист заявить следующее: "дивиденды по одной акции за 2013 год составляют от 100 до 10000 тенге…". Отпугнуло население и исключительно положительное освещение работы "народного капитализма". Ну, не верит наше общество в "рай на земле"! Немного негатива и картина становится реалистичней – нашему человеку легче нырнуть в омут с головой, если ему расскажут не только о русалках, но и о злых водяных. Думается, стоило вспомнить зарубежные неудачи, но дать четкое объяснение невозможности повторения подобного. А "народных" провалов в мировой практике немало, многие из них связаны с низкой финансовой грамотностью населения. Например, размещение акций немецкого государственного монополиста в области связи Deutsche Telekom в 1996 году. Через 10 лет после IPO цена концерна упала на 18 процентов. Или громкий скандал с британской национальной компанией British Telecom. Привлечение полутора миллиардов фунтов стерлингов принесло грандиозный обвал фондового рынка. Показательна и российская практика привлечения частных инвесторов – "народное IPO" с треском провалилось, "утянув" за собой личные сбережений россиян. Финансовые эксперты соседей по Таможенному союзу считают, что основной причиной неудачи была поспешность и отсутствие подготовительной работы. Российским аналитикам методом проб и ошибок удалось выработать ряд "постулатов" необходимых для успешного продвижения "IPOшного продукта": Повышение финансовой грамотности населения; Отказ крупных чиновников от настойчивой рекламы "народных" IPO; Рыночные механизмы проведения таких размещений без привлечения к процессу олигархических структур; Наличие в компаниях-эмитентах высоких стандартов корпоративного управления; Размещение акций ниже рыночной цены; Прозрачность дивидендной и информационной политики эмитентов; Отказ от возможного обратного выкупа акций по цене ниже цены размещения, иначе это будет расценено как стремление компаний провести спекулятивную сделку; Привлечение независимых национальных рейтинговых агентств; А теперь, уважаемые господа, поставьте галочку напротив пункта, воплощенного в жизнь в Казахстане. Выводы о перспективах "Народного IPO"делайте сами… |