Fitch Ratings-Лондон/Москва-22 ноября
Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") АО НК Казахстан темiр жолы ("КТЖ") и приоритетный необеспеченный рейтинг Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. с уровня "BBB-" до "BBB". Прогноз по долгосрочному РДЭ – "Стабильный".
ОСНОВНЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ – Повышение суверенного рейтинга Повышение рейтингов КТЖ отражает повышение агентством долгосрочных РДЭ Республики Казахстан в иностранной и национальной валюте с уровня "BBB" до "BBB+" и с "BBB+" до "A-" соответственно. Прогноз по суверенным долгосрочным РДЭ – "Стабильный" (см. сообщение ‘Fitch Upgrades Kazakhstan to "BBB+"’ ("Fitch повысило рейтинг Казахстана до уровня "BBB+") от 20 ноября 2012 г. на сайтах www.fitchratings.com и www.fitchratings.ru). – Сильные связи с государством Рейтинги КТЖ отражают тот факт, что компания находится в 100-процентной непрямой собственности государства и имеет стратегическую значимость для Казахстана, так как обеспечивает около половины грузовых и пассажирских перевозок в стране. Кроме того, тарифы компании регулируются, а ее инвестиционные планы одобряются и напрямую софинансируются государством (в форме взносов капитала и льготных кредитов). Правительство также предоставляет КТЖ прямые субсидии по убыточному сегменту пассажирских перевозок. Хотя КТЖ имеет сильные связи с правительством Казахстана, оказание полной и своевременной финансовой поддержки (что позволило бы полную увязку рейтингов компании с суверенными рейтингами) не является определенным в отсутствие прочных юридических связей (например, прямых государственных гарантий). Как следствие, рейтинг компании на один уровень ниже суверенного рейтинга. Fitch считает, что самостоятельная кредитоспособность КТЖ соответствует нижней части рейтинговой категории "BBB". – Поддержка со стороны государства продолжается Фонд национального благосостояния Самрук-Казына, непосредственная материнская структура КТЖ, продолжает поддерживать КТЖ и предоставил около 130 млрд. тенге в качестве прямых взносов в строительство железнодорожных линий в 2009-2011 гг. Во 2 кв. 2012 г. компания получила еще 4 млрд. тенге для финансирования расширения железнодорожной сети. КТЖ ожидает получить 10 млрд. тенге в 3 кв. 2013 г. Кроме того, Самрук-Казына предоставил приблизительно 61 млрд. тенге в форме льготного кредита на дальнейшее развитие железнодорожной сети (приблизительно под 2% на 30 лет). – Ожидается обусловленный капиталовложениями отрицательный свободный денежный поток Fitch полагает, что операционный денежный поток (CFO) останется сильным в 2012 г., однако увеличение капитальных вложений будет означать более высокий валовый долг. По мнению агентства, свободный денежный поток (до взносов капитала) останется отрицательным в обозримом будущем. Скорректированный левередж по денежным средствам от операционной деятельности (FFO) в 1,6x на конец декабря 2011 г. был немного ниже показателя 2010 года (1,8x) и вернулся на уровень 2009 года. Ввиду существенных капиталовложений в 2012-2015 гг., исходя из консервативного сценария роста, Fitch ожидает заметного увеличения валового левереджа у КТЖ до свыше 3x в 2014-2015 гг. В 1 полугодии 2012 г. выручка КТЖ согласно отчетности составила 385 млрд. тенге – увеличение на 16% относительно предыдущего года в основном ввиду повышения выручки от грузовых перевозок, на долю которых приходилось более 85% всей выручки в 1 полугодии 2012 г. КТЖ получает выручку главным образом от транспортировки нефти и нефтепродуктов (около 25%), угля (около 10%), черных металлов и руды (около 6% каждый). Компания ожидает снижения объемов транспортировки нефти в 2013-2015 гг. – Валютный риск сохраняется Валютный риск у КТЖ по-прежнему является моментом обеспокоенности, поскольку по состоянию на конец 3 кв. 2012 г. около 64% долга было номинировано в долларах. Хеджирование на сегодняшний день ограничено тем, что компания отслеживает изменения обменного курса и держит часть денежных средств в долларах. Процентные ставки по долгу КТЖ являются в основном фиксированными (около 87% долга), что сокращает подверженность колебаниям процентных ставок.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ НА РЕЙТИНГИ Позитивные рейтинговые факторы: будущие события, которые могут привести к позитивному рейтинговому действию, включают: – В случае позитивного изменения рейтинга Казахстана аналогичное рейтинговое действие может быть проведено по КТЖ (с сохранением существующей разницы в один уровень), если только не произойдет ослабления связей с государством. – Промышленный рост, который обусловит более сильное увеличение объемов транспортировки, чем ожидается Fitch, был бы позитивным фактором для кредитоспособности КТЖ на самостоятельной основе и, возможно, для рейтингов компании. Негативные рейтинговые факторы: будущие события, которые могут привести к негативному рейтинговому действию, включают: – В случае негативного изменения рейтинга Казахстана аналогичное рейтинговое действие было бы проведено по КТЖ, если не произойдет существенного укрепления самостоятельной кредитоспособности компании. – Продолжительное увеличение валового левереджа до уровня выше 2,5x оказало бы давление на самостоятельную кредитоспособность и, возможно, на рейтинги КТЖ (в случае одновременного ослабления связей с государством).
ЛИКВИДНОСТЬ И СТРУКТУРА ДОЛГА – Достаточная ликвидность На конец 1 полугодия 2012 г. денежные средства и депозиты у КТЖ составляли 104 млрд. тенге, что достаточно для покрытия долговых обязательств с короткими сроками до погашения в размере 37 млрд. тенге. В то же время ожидаемый отрицательный свободный денежный поток продолжает увеличивать потребности в финансировании. В июле и октябре 2012 г. компания Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. выпустила облигации на общую сумму в 1,1 млрд. долл. с погашением 10 июля 2042 г. Поступления были частично использованы для погашения промежуточного финансирования (приблизительно 220 млн. долл.) и рефинансирования кредита от Банка Развития Казахстана, привлеченного Казтеміртрансом (около 100 млн. долл.), а остальная часть будет направлена на приобретение подвижного состава, реализацию инвестиционной программы и на другие общекорпоративные цели. |