Яна НОВОСЕЛЬСКАЯ, "Око", 8 февраля
Единственный в Казахстане мусороперерабатывающий завод сегодня на гране закрытия. Почти десять лет астанчане ждали открытия, но его постигла та же учесть, что и завод по переработке ТБО в Алматы. Одна из причин закрытия завода – отсутствие четкой схемы утилизации ТБО между акиматом, мусоровывозящими компаниями и столичным мусороперерабатывающим заводом "Алтын-ТЕТ". – Мы принимали и перерабатывали до 400 тонн твердых бытовых отходов в сутки! Но несмотря на недавнее повышение тарифа на вывоз мусора, завод от этого ничего не имеет. Поэтому сегодня на заводе вместо трехсот человек работают лишь около ста, – рассказал гендиректор мусороперерабатывающего комплекса (МПК) "Алтын-ТЕТ" Егор Зингер. Он считает, что акимат сам усугубляет мусорную проблему и настаивает на том, чтобы забрать МПК в ведение управления природных ресурсов столицы. – Если Астана задохнется от мусора, то в этом не наша вина. Кстати, в соответствии с европейскими стандартами, мусороперевозящие компании должны получать 25 или 30 процентов от тарифа за мусор, но мы согласны даже поделить эти деньги 50 на 50... А лучший вариант: и мусоровывозящие компании, и полигон должны быть у одного собственника. Вот тогда полный порядок астанчанам я гарантирую, – заявил гендиректор МПК. В свою очередь акимат пояснил, что исполнительная власть и так создала все необходимые условия для работы мусороперерабатывающего завода. По его информации, в рамках Программы "Дорожная карта бизнеса-2020" на заводе была построена система канализационно-насосной станции, подготовлен участок для захоронения коммунальных отходов, а также планируется строительство второй ячейки нового полигона. Однако, несмотря на все это, руководство ТОО "Алтын-ТЕТ", ссылаясь на различные проблемы, на протяжении шести месяцев неоднократно переносило открытие завода. Кроме того, по данным акимата, за 2 – 3 месяца перед открытием МПК ТОО "Алтын-ТЕТ" стало манипулировать на различном уровне темой "неурегулированности" тарифов. Тогда Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Астаны разработало новые тарифы на мусор, которые были утверждены маслихатом столицы. Так, с принятием этих тарифов больше 60% уходит к мусороперевозящим компаниям, а остатки почти поровну делят между собой мусороперерабатывающий завод и полигон (свалка). При этом МПК не только принимает весь мусор города, но сортирует, перерабатывает и уменьшает его для дальнейшего захоронения на полигоне. Такие тарифы были согласованы на совещаниях и закреплены трехсторонними договорами между мусоровывозящими организациями – МПЗ – оператором полигона. Однако, по данным акимата, Егор Зингер предложил все деньги за мусор, собираемые с населения, отправлять на счет своего предприятия, при этом сортировка 1 тонны отходов должна была обойтись людям в 4 115 тенге (тогда как завод за принятую тонну мусора при открытии получал 1770 тенге). Эти деньги он решил отправить для покрытия банковских процентов по проекту и затрат по сортировке. А это значит трехкратное повышение тарифа на сбор и вывоз ТБО для населения города, что является неприемлемым. Именно этот фактор является основой конфликта интересов сторон. О том, как сегодня рассчитывается тариф на вывоз мусора, рассказал и генеральный директор мусоровывозящей компании ТОО "Астана-Тазарту" Иван Лавриненко. По его словам, этот тариф каждая мусоровывозящая организация рассчитывает самостоятельно для себя, при этом применяется специальная методика расчета тарифов, утвержденная уполномоченным государственным органом. Тариф на услуги по сбору и вывозу ТБО складывается из затрат по производству, на ГСМ, ремонт спецтехники, электроэнергию, воду, заработную плату сотрудникам и т.д. По мнению Ивана Лавриненко, увеличение тарифа с 2013 года на вывоз мусора связан с ростом цен на ГСМ. Но есть и другие факты, одним из которых являются нормы накопления ТБО на одного человека в год. Так, в текущем году данные нормы повысились почти в два раза. Также одна из составляющих тарифа – плата полигону за захоронение и мусороперерабатывающему заводу за сортировку. – Для первоначальной поддержки заводу по переработке ТБО нами вместе с другими мусоровывозящими предприятиями города было произведено авансирование услуг МПК в размере 12,5 млн тенге, – рассказывает Иван Юрьевич. По его словам, в настоящее время цех по переработке отходов завода не функционирует. На сортировке всего около 30 человек. Из-за нехватки рабочих кадров завод обеспечивает брикетирование лишь 30 – 40% отходов, а остальная часть направляется на полигон захоронения ТБО навалом. По той же причине за время работы МПК на прилегающей к приемной зоне территории периодически образовывается стихийная свалка отходов, что впоследствии может негативно сказаться на санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации. Как видим, картина складывается весьма сложная. Так каковы пути решения жизненно важной проблемы для города, который является визитной карточкой страны и который проводит и будет проводить в ближайшее время крупные мероприятия международного и мирового уровня? Эксперты высказывают несколько мнений: во-первых, в Астане, как и во всех наших восьмидесяти с лишним городах, надо организовать раздельный сбор мусора. Да и со стороны государства должны быть применены стимулирующие это благое дело меры. Ни для кого не секрет, что во многих странах государство поощряет жителей за раздельный собор отходов. К примеру, Япония и Великобритания ввели отказ в приеме несортированных отходов, в Австралии разыгрываются призы. Бразилия платит за доставку мусора самим жителям, стимулируя развитие подобного бизнеса для малоимущих. В США работает "мусорная полиция", которая контролирует сортировку и нарушения в сборе... О серьезности проблемы свидетельствует и такой факт. По мнению руководителя группы экспертов по проекту "Разработка государственной стратегии и плана мероприятий по утилизации ТБО в РК" Рассела Фроста, общая стоимость утилизации ТБО в Казахстане может составить около 150 млрд тенге. На каждого жителя Казахстана приходится свыше двух тысяч тонн отходов в год. Согласно данным Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан, в настоящее время накопилось свыше 40 млрд тонн отходов производства и потребления. При этом ежегодно в стране образуется свыше миллиарда тонн промышленных и 20 миллионов кубических метров бытовых отходов. Почти все отходы вывозятся на полигоны ТБО, состояние которых не соответствует санитарным и экологическим требованиям. А так как земли у нас много, то значительные объемы мусора сбрасываются на стихийные свалки, а вместимость официальных полигонов недостаточна для растущих объемов отходов. Технические нормативы для полигонов не соответствуют международным стандартам, и вредные вещества проникают в почву и в грунтовые воды. И вот на фоне такой весьма мрачной картины экономически и экологически привлекательной могла бы выглядеть идея их утилизации и превращения в сулящее выгоду полезное вторичное сырье. Строительство мусороперерабатывающих заводов в крупнейших городах Казахстана должно было бы в значительной мере решить проблему переработки ТБО. И, по словам министра охраны окружающей среды РК Нурлана Каппарова, до 2015 года в стране построят девять таких предприятий. Но кто их будет строить? Это пока не известно. Понятно, что точно не отечественные инвесторы, которые уже обожглись, а иностранцам это и подавно не надо. Вывод один – горели полигоны и будут гореть, были стихийные свалки и будут появляться новые... Законодательство в этом вопросе практически не действует. Вот если бы наказывали штрафами тех, кто создает стихийные мусорки, тогда бы никому повадно не было, а так... Но в Казахстане нет системы управления обращением с отходами, чиновники на местах не заинтересованы в продвижении норм, регламентирующих утилизацию и переработку отходов, а в системе жилищного коммунального хозяйства нет структуры, которая занималась бы этими проблемами на уровне города. Решением экологических проблем должны стать участие и поддержка бизнеса, госструктур, организаций всех форм собственности, всех групп населения; совершенный закон; безотходное производство; бережное отношение к природным ресурсам. Нет ни одного факта предъявления штрафных санкций к акиматам, как юридическим лицам, ответственным за систему управления отходами. Нет ни одного факта привлечения к административной ответственности акимов поселков и городов. Вывод из всего сказанного напрашивается такой. Только финансовая поддержка со стороны государства может способствовать развитию бизнеса по переработке мусора. И еще. Нет нерешаемых проблем, есть неразрешимые противоречия. Скорее всего, завод закроется. И в ближайшее время ни отечественные, ни тем более иностранные инвесторы не решатся построить очередной мусороперерабатывающий завод в столице. А наши полигоны так и будут гореть синим пламенем... удивляя гостей EXPO-2017 своим видом и запахом... |