NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 13:58 ast
11:58 msk

Ставка на обособленность?
Модернизацию страхового рынка, похоже, путают с лоббированием личных интересов
11.02.2013 / экономика

Талгат Ибраев

Необходимость реформирования страховой системы нашей республики, похоже, уже не вызывает никакого сомнения. Особенно это касается отрасли медицинского страхования, в последнее время ставшего объектом как многочисленных дискуссий среди самих страховщиков, так и объектом острой критики со стороны клиентов ряда работающих на этом рынке компаний. Принципиальное решение, похоже, уже принято и на правительственном уровне. По крайней мере, как сообщил еще в прошлом году ректор Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова Айкан Аканов: "Сегодня в стране создана рабочая группа по вопросам определения будущей модели здравоохранения и вопросов медицинского страхования. В основу организации системы здравоохранения Казахстана должна лечь солидарная ответственность государства, пациента и работодателя. Теперь на повестке дня стоит главный вопрос: как эту солидарную ответственность разделить? На базе имеющегося международного опыта мы предлагаем внедрить интегрированную модель здравоохранения, согласно которой финансирование будет осуществляться тремя способами: государство – 60 процентов, страхование – 30 процентов, соплатежи населения – 10 процентов. Есть и другие предложения и много предложений касаются вопросов реформы медицинского страхования..."
Свое видение проблемы в те дни вкратце озвучило и профильное министерство. Так, по мнению, директора Департамента стратегического развития Министерства здравоохранения Болата Токежанова, в настоящее время для Казахстана является актуальным переход от полностью государственной формы финансирования здравоохранения к бюджетно-страховой модели. Это позволит существенно увеличить ресурсное обеспечение отрасли в целом. Кроме того, медицинское страхование является одним из рычагов повышения экономической заинтересованности и ответственности организаций здравоохранения и медицинских работников за конечный результат своей деятельности, а также развития конкуренции между медицинскими организациями.
– Учитывая это, Минздравом будет тщательно изучен международный опыт по медицинскому страхованию и выбрана оптимальная модель для его дальнейшего внедрения в Казахстане. – проинформировал в те дни журналистов г-н Токежанов.
Затем на какое-то время все затихло, и лишь изредка до граждан доносились отголоски некогда бурных дискуссий между сторонниками и противниками реанимирования в стране еще одной модели медицинского страхования – обязательного. А после принятия принципиального решения о некоторой преждевременности этой меры, о каких либо других новациях на эту тему, ни чиновники, ни сами страховщики особо не упоминали.
И вот, похоже, с началом этого года дискуссии могут возобновиться с новой силой. Как стало известно, в январе текущего года в правительство были направлены предложения от нескольких страховых компаний страны, в которых обосновывался тот комплекс мер, который, по мнению авторов, должен поднять отрасль медицинского страхования на недостигаемые до сих пор высоты. А если быть более точными, то особую активность в деле предложений "как нам обустроить страховой рынок" проявила корпорация медицинского страхования "Интертич" и дополнительно, ряд инициатив внесла еще одна страховая фирма – АО "Медицинская страховая компания "Архимедес Казахстан". Причем, в отличие от "Интертич", которая является своеобразным патриархом этого вида бизнеса, "Архимедес" – сравнительно новый игрок на рынке и ее стаж пребывания в рядах страховых фирм страны насчитывает немногим более четырех лет.
Что же касается непосредственно самих предложений, то вкратце их суть сводится к нескольким принципиальным моментам. Во-первых, по мнению руководства "Интертич", само медицинское страхование необходимо выделить в отдельную отрасль, как это было, например, сделано со страхованием жизни. Во-вторых, ввести среди медицинских страховых компаний статус медиатора, выступающего экспертом и контроллером качества предоставляемых медицинских услуг. В-третьих, узаконить само понятие "медицинского ассистанта", то есть компаний, оказывающих полный комплекс услуг как корпоративным клиентам, так и частным лицам в области медицинского страхования.
В свою очередь, суть предложений, внесенных компанией "Архимедес" сводилась к вопросам изменения налогообложения в области добровольного медицинского страхования (ДМС) и ряду технических мер по совершенствованию и регулированию самого рынка ДМС. И здесь, кстати, невольно бросался в глаза один любопытный нюанс: в приводимых примерах авторы этого документа ненавязчиво разделяли страховые компании страны на "специализированные", к которым относили только две фирмы – "собственно "Архимедес" и "Интертич" – и на все остальные, очевидно, к этой категории не относящихся.
Что касается предложения о выделении медицинского страхования в отдельную отрасль, то на первый взгляд, некоторое рациональное зерно в этом вроде как присутствует. Действительно, о таком сценарии не так давно рассуждали и российские страховщики, которые видели в этом панацею от стремительно набирающего обороты демпинга. И в качестве примера приводили среднюю стоимость страхового полиса у ведущих компаний, составляющую порядка 1000 долларов США и демпинговые цены некоторых конкурентов, которых устраивала и сумма в 200–300 долларов. (Правда, никакой гарантии в том, что взятые перед клиентом обязательства будут выполнены в этом случае, никто давать не собирался). Поэтому, в соседней стране также звучали горячие призывы отделить добросовестных страховщиков от халтурщиков, чья деятельность дискредитирует саму идею ДМС и в конечном итоге может нанести непоправимый вред самим клиентам.
Безусловно, в теории все это выглядело именно так. Но на практике оказалось, что громче всех о правильности идеи разделения отраслей стали кричать не компании с безукоризненной репутацией, а те, кто не совсем уютно чувствовал себя на рынке и явно наделся на то, что определенная протекционистская обособленность просто "отсечет" более сильных конкурентов, у которых медицинское страхование хоть и не является основным или тем более единственным профилем, но, тем не менее, уровень оказываемых ими услуг был на порядок выше некоторых "узких специалистов".
Проводить параллели с казахстанскими реалиями думаю, будет еще рановато, хотя с учетом того, что в последнее время качество работы той же компании "Интертич" подвергалось достаточно резкой критике, как со стороны самих клиентов, так и государственных контролирующих органов, вопрос о мотивах необходимости "обособления", здесь пока остается открытым.
Кроме того, априори подразумевается, что "костяком" в таких выделенных проектах или отраслях должны стать какие-то очень сильные компании, крепко стоящие на ногах. Между тем, ни "Интертич" ни "Архимедес" не относятся к фирмам с гарантированной финансовой устойчивостью. Так, последний аудиторский отчет компании "Архимедес" показал, что компания несет существенные убытки и не выполнила минимальные требования по коэффициенту маржи платежеспособности. Кроме того, по мнению аудиторов, дальнейшее непрерывная деятельность казахстанского подразделения компании напрямую зависит от ее учредителя в лице кипрской корпорации " ArcyimedesНеаlthDevelompments", а точнее от объемов оказываемой финансовой помощи и поддержании "на плаву" ее казахстанского ответвления.
Примерно то же самое касается и корпорации "Интертич", чья платежеспособность периодически бывает настолько низкой, что приводила к приостановлению лицензии со стороны Агентства финансового надзора.
Так что, обособление на рынке этих двух компаний в случае их банкротства или очередного резкого ухудшения финансового положения может крайне больно ударить по всему рынку медицинского страхования.
Что же касается предложения по введению института медиации, то, по мнению ряда специалистов, в том виде, в каком оно сформулировано сейчас, вообще не выдерживает никакой критики. Начнем с того, что само понятие "медиация" подразумевает технологию альтернативного урегулирования споров. (То есть, внесудебного или проводимого без вмешательства других регуляторов). Медиация проводится с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны. Эта, еще раз подчеркиваю, абсолютно нейтральная сторона, собственно и может являться медиатором, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору.
А теперь, еще раз внимательно смотрим текст предложений "Интертич": "Придать статус медицинским страховым компаниям не только финансового института, но и функцию медиатора, выступающего экспертом и контроллером качества предоставляемых медицинских услуг".
Фактически, если продолжить логическую цепочку, то получается, что сначала происходит резкое сужение поля этого вида страховой деятельности (и, как следствие, сокращение числа участников рынка), затем появляется некий медиатор из числа оставшихся фирм, который к тому же будет наделен функциями контролера качества. То есть, самоконтроля и контроля деятельности конкурентов. Но о какой нейтральности или беспристрастности можно будет говорить в этом случае? Здесь налицо прямая заинтересованность потенциального медиатора в регулировании процессов в том ключе, который будет устраивать его самого. Да и сама эта деятельность вряд ли попадает под классическое определение медиации как таковой.
Так что, при простейшем сложении этих двух составляющих вполне может закрасться подозрение в том, что авторы вышеуказанных инициатив просто решили пролоббировать искусственную реорганизацию рынка в пользу нескольких компаний. А все рассуждения о развитии отрасли или заботы о клиенте (не говоря уже о развитии контроля со стороны потребителей и увеличением ориентации на пациента), являются лишь общим антуражем, или даже ширмой.
Безусловно, это все лишь гипотезы, тем более, что вопрос модернизации казахстанского страхового рынка вообще и медицинского страхования в частности, на самом деле далеко не праздный.
Опять-таки, если опираться на опыт стран, достигших больших успехов в этом направлении, то вполне логичными могут быть такие шаги, как, например, принятие закона о добровольном медицинском страховании в виде отдельного нормативного акта, либо путем принятия единого закона о медицинском страховании. И в положениях этого законодательного акта, вполне могли бы быть закреплены такие важнейшие вопросы как прозрачность стоимости и качества медицинских услуг и обеспечение эффективных инструментов контроля качества, объемов и сроков оказания медицинской помощи. А также повышение качества медицинской инфраструктуры и, в конечном итоге, постепенное снижение стоимости добровольного медицинского страхования, что в свою очередь привет к притоку новых клиентов и вызовет активизацию рынка.
То есть, это те актуальные аспекты, которые волнуют как самих добросовестных страховщиков, так большинство клиентов страховых компаний в настоящее время. И таким образом, будет сохранен, такой важный элемент, как государственный контроль за качеством услуг, причем осуществляемый без помощи неких "медиаторов" из числа "добровольных помощников" официальных регуляторов.
Также стоит пересмотреть и некоторые нормы в сфере налогообложения и финансового контроля. В частности, вполне разумным было бы предоставление работодателям льгот по налогообложению на медицинские услуги и отнесение на вычет страховых премии по ДМС у застрахованных работников. Эти меры вполне могли бы простимулировать рост рынка добровольного медицинского страхования, который в последние годы действительно переживает далеко не самые лучшие времена.
(Здесь кстати, уместно будет привести статистические данные, согласно которым, в республике участвуют в добровольном медицинском страховании всего лишь порядка 300 тысяч человек. И во всех страховых компаниях этот портфель является убыточным).
Однако простым выведением медицинского страхования в отдельную отрасль этих проблем будет явно не решить. Да и сопоставление ДМС со страхованием жизни (как это изложено в предложениях компании "Интертич"), вряд ли можно считать корректным по целому ряду позиций. В силу самой специфики страхования жизни точно оценить, какие виды страхования наиболее выгодны или убыточны на сегодняшний день будет попросту невозможно. В настоящее время казахстанский рынок страхования жизни все еще находится на ранней стадии своего развития. Нельзя не отметить и влияние общей социально-экономической ситуации, которая, по мнению специалистов, будет сдерживать рост отрасли на уровне 10–15% в год в отличие от ранее заявленных 40–50%.
Поэтому загонять отрасль ДМС в "прокрустово ложе" страхования жизни вряд ли будет тем своевременным шагом, который сможет стать тем толчком для развития, о котором так мечтают сами руководители страховых компаний в своих многочисленных интервью и публичных выступлениях. Скорей наоборот, лишенная дополнительной здоровой конкуренции отрасль, рискует "замкнуться в себе" и стать жертвой резкого сужения рынка. Кстати, в этом случае, будет гораздо труднее избавиться и от такой широко известной проблемы как диктат медицинских поставщиков. Ведь далеко не секрет, что монополистическое положение некоторых медицинских поставщиков, расположенных в регионах, ставит страховые компании в очень зависимое положение. А отсутствие заинтересованности в сотрудничестве со страховыми компаниями, обусловленное незначительной долей страхового рынка в доходах медучреждений, неминуемо приводит к тому, что для страховщиков устанавливаются дискриминационные цены на медицинские услуги оказываемые организациями подрядчиками...
В общем, даже при беглом взгляде на проблему становится ясно, что она гораздо шире, нежели представленная в эти дни упрощенная постановка вопроса, сводящаяся к дилемме – будут ли коммерческие страховщики осуществлять медицинское страхование напрямую или только через специализированные страховые компании, занимающие отдельную, автономную нишу на рынке и обладающие правом самоконтроля.
Поэтому решение всех проблем стоящих перед страховой медициной требует гораздо более взвешенного и рассудительного подхода с участием в открытом обсуждении абсолютно всех заинтересованных сторон, а не скоропалительного "перетягивания одеяла" на себя, когда в погоне за собственными меркантильными интересами под угрозу может быть поставлена вся динамика развития отрасли.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Антимонопольной инспекцией по ВКО были возбуждены административные дела 28.02.2013
К 2022 году АО "Самрук-Энерго" должно стать национальным оператором в области генерации электроэнергии и добычи угля 27.02.2013
Бастующие работники ТОО "Keppel Kazakhstan" добились повышения зарплаты на 30% 27.02.2013
"КазАгро" в 2013 г получит 60 млрд тенге из бюджета для поддержки АПК 26.02.2013
АРЕМ РК предлагает законодательно внедрить системы мониторинга и контроля качества оказываемых услуг для защиты прав потребителей 26.02.2013
"Казахтелеком" снижает тарифы на пропуск сотового трафика 26.02.2013
Весь мир – транжирам 26.02.2013
По итогам 2012 года рост казахстанского содержания составил 920 миллиардов тенге 25.02.2013
"Ромпетрол" получит полный контроль над румынскими НПЗ "Петромидия" и "Вега" 25.02.2013
"СК-Фармация" несвоевременно поставляет лекарства в рамках бесплатной медпомощи 22.02.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz