Fitch Ratings-Лондон/Москва-25 апреля
Fitch Ratings отмечает, что крупные отчисления под обесценение кредитов Казкоммерцбанка ("ККБ", "B"/прогноз "Стабильный"/"b") согласно отчетности по МСФО за 2012 г. являются нейтральными для кредитоспособности банка, так как эти отчисления были вызваны регулятивными изменениями, а не ухудшением кредитного портфеля. Рейтинги ККБ по-прежнему учитывают, с одной стороны, очень слабое качество активов банка и, с другой стороны, значительную способность покрывать убытки, комфортную в настоящее время ликвидность и положительные показатели прибыльности до отчислений в резерв под обесценение кредитов (после корректировки на начисленные проценты). Вчера ККБ сообщил об отчислении в резерв под обесценение 286 млрд. тенге согласно отчетности по МСФО за 2012 г., включая 220 млрд. тенге в 4 кв. 2012 г., в результате чего убыток за весь год составил 131 млрд. тенге (4 кв. 2012 г.: 151 млрд. тенге). Отчисление под обесценение в размере 196 млрд. тенге связано с решением ККБ в целом уровнять резервы под обесценение по МСФО и по национальным стандартам. Fitch рассматривает такое уравнивание резервов под обесценение как нейтральное для кредитоспособности, так как это не влияет на совокупную способность банка покрывать убытки по МСФО (измеряемую как капитал вместе с резервами, см. сообщение "Fitch провело ряд рейтинговых действий по казахстанским банкам и их дочерним структурам в России"/"Fitch Takes Various Rating Actions on Kazakh Banks and Their Russian Subsidiaries" от 16 апреля 2013 г.). По информации агентства, изменение подхода ККБ к резервированию связано с поправками в банковское законодательство Казахстана в отношении резервов под обесценение кредитов. Новое правило отменяет отдельный расчет таких резервов для регулятивных целей и обязывает банки создавать регулятивные резервы на уровне резервов по МСФО. В то же время регулирование также предусматривает создание "динамических резервов" для дополнительной защиты против общих кредитных рисков. Ожидается, что первоначально эти резервы будут устанавливаться как разница между резервированием под обесценение согласно предыдущим регулятивным правилам и согласно требованиям по МСФО (если первые имеют больший размер, или "динамические резервы" будут равны нулю). До 4 кв. 2012 г. ККБ имел существенно более высокие резервы под обесценение согласно национальным регулятивным требованиям, чем по МСФО. Если бы банк не повысил резервы по МСФО до уровня регулятивных требований, до того как было введено новое регулирование, а вместо этого существенно сократил бы свои регулятивные резервы, это могло бы привести как минимум к двум негативным последствиям. Прежде всего, активы банка, взвешенные по риску, для регулятивных целей увеличились бы приблизительно на 8% ввиду более высокой величины чистых кредитов, в то время как объем регулятивного капитала оставался бы неизменным (поскольку высвобождаемые специальные резервы перераспределяются в динамические резервы), что привело бы к давлению на регулятивные показатели капитала. Во-вторых, какое-либо увеличение в будущем специальных резервов под обесценение у ККБ могло бы частично напрямую относиться на счет динамических резервов, а не проходить через отчет о прибылях и убытках, что привело бы к более высоким результатам согласно отчетности и, как следствие, более крупным начислениям налогов. ККБ, вероятно, будет необходимо продолжать отражать в отчетности существенные резервы в будущие периоды, поскольку у банка продолжает начисляться процентный доход, который он не получает в денежной форме, и банк частично создает по этому доходу резервы. Без учета воздействия такого разового отчисления под обесценение результаты ККБ за 2012 г. были умеренно позитивными. В частности прибыль у банка до отчислений под обесценение за вычетом начисленных процентов, не полученных в денежной форме, улучшилась до 2,7% от средних активов в 2012 г. в сравнении с 1,6% в 2011 г. Согласно расчетам Fitch, на конец 2012 г. суммарная максимальная способность ККБ абсорбировать убытки по базельскому соглашению в целом соответствовала уровню, который ранее указывался в регулятивной отчетности. Банк мог бы увеличить свои резервы под обесценение до 39% кредитного портфеля до того, как показатель достаточности общего капитала сократился бы до 10%. Это представляет собой существенную способность абсорбировать убытки относительно проблемных кредитов согласно отчетности (29% на конец 3 кв. 2012 г.) и реструктурированных кредитов (19%). В то же время значительный риск ухудшения показателей качества активов согласно отчетности сохраняется, в частности в результате рисков ККБ по земельным участкам, которые были существенными относительно капитала на конец 2012 г. и не все классифицировались как проблемные или реструктурированные кредиты. Fitch не ожидает изменения рейтингов ККБ в краткосрочной перспективе, о чем свидетельствует "Стабильный" прогноз. В то же время в случае какого-либо ухудшения качества активов в будущем или ослабления перспектив возвратности активов по проблемным кредитам банка, это привело бы к негативному давлению на рейтинги. Какие-либо указания со стороны властей Казахстана и/или основных акционеров ККБ на то, что кредиторы могут принять участие в действиях по укреплению финансовых позиций банка (в настоящее время не является базовым сценарием агентства) также могут привести к понижению рейтингов. В случае рекапитализации банка или существенного прогресса с разрешением ситуации по проблемным кредитам возможно повышение рейтингов. |