nationalbank.kz, 14 августа
Второго августа 2013 года Исполнительный совет Международного Валютного Фонда (МВФ) завершил консультации с Республикой Казахстан в соответствии со Статьей IV[1] и рассмотрел и одобрил оценку персонала согласно процедуре отсутствия возражений[2]. Макроэкономические условия остаются прочными, хотя рост в последнее время замедлился. Темпы роста реального ВВП снизились с 7½ процента в 2011 году до 5 процентов в 2012 году, и далее до все еще достаточно высокого уровня 4,6 процента в первом квартале 2013 года относительно того же периода предыдущего года. Высокие темпы роста обеспечили возможность повышения занятости примерно на 2½ процента в год в течение последних трех лет. Отчасти благодаря снижению цен на продовольствие общая инфляция опустилась немного ниже целевого диапазона 6–8 процентов, а базовая инфляция остается стабильной на уровне примерно 5–5½ процента. После совокупного снижения официальной ставки рефинансирования центрального банка на 200 базисных пунктов вначале 2012 года, официальные органы с августа 2012 года сохраняют ставку на неизменном уровне 5½ процента. Финансовый сектор постепенно восстанавливается. Показатели прибыли банков улучшились за последний год, но остаются слабыми: коэффициент прибыли на активы в крупнейших банках (кроме БТА и Альянс) в прошлом году составил лишь 1 процент. Коэффициент достаточности капитала на уровне системы повысился с 17 до 18 процентов в 2012 году, после реструктуризации внешнего долга и рекапитализации БТА из государственных средств. Хотя рост кредита частному сектору остается в целом умеренным, потребительское кредитование, сосредоточенное в малых и средних банках, растет быстрыми темпами (с низкой базы). Меры по урегулированию большого объема необслуживаемых кредитов (НОК) продолжаются, но пока с ограниченной отдачей. Что касается небанковского сектора, 11 пенсионных фондов Казахстана с общей суммой активов 21,2 млрд долларов США (11 процентов ВВП) объединяются под частичным управлением центрального банка в соответствии с указом Президента, принятым в начале 2013 года. Состояние бюджета несколько ухудшилось в 2012 году, в основном из-за более слабых показателей нефтяного сектора, а также налоговых льгот для новых нефтяных проектов, в сочетании с повышением расходов на 0,8 процента от ВВП. Ненефтяной дефицит лишь немного увеличился, с 8,8 до 9,0 процента ВВП, по сравнению с оценкой среднесрочного устойчивого уровня в 6 процентов ВВП. Вначале 2013 года показатели дохода были относительно слабыми, и уровни расходов также были пониженными. В среднесрочной перспективе официальные органы планируют осуществить крупные инвестиционные проекты в расширенном государственном секторе для содействия экономическому развитию и диверсификации. Перспективы роста являются прочными. Ожидается, что в 2013 году рост ВВП составит 5¼ процента, лишь умеренно выше, чем в 2012 году, вследствие восстановления объема производства в нефтяном секторе и сельском хозяйстве. В среднесрочной перспективе общие темпы роста повысятся благодаря прогнозируемому на 2015 год началу полномасштабной добычи на Кашаганском нефтяном месторождении. Основными рисками недостижения прогнозируемых темпов роста являются потенциальный спад в мировой экономике, особенно в России и Китае, и снижение цен на нефть.
Оценка Исполнительного совета Завершая консультации 2013 года с Казахстаном в соответствии со статьей IV, Исполнительные директора поддержали оценку персонала следующим образом: Исполнительные директора приветствовали устойчивые показатели роста Казахстана. Они отметили, что средние темпы роста 8 процентов за последнее десятилетие, поддерживаемые повышением объемов добычи нефти и цен на нефть, усилили положение Казахстана как одной из ведущих экономик региона. Директора призвали официальные органы воспользоваться позитивными перспективами для укрепления основ экономической политики с целью достижения прочного и всеобъемлющего роста и снижения уязвимости к шокам. Директора подчеркнули необходимость более решительных действий для урегулирования проблемы необслуживаемых кредитов (НОК) и противодействия рискам для финансовой стабильности. В частности, ввиду медленного продвижения в урегулировании НОК, официальным органам следует осуществить планируемые преобразования в Фонде проблемных кредитов и строго добиваться соблюдения новых лимитов НОК, с тем чтобы достичь полного соответствия нормативам. Ввиду быстрого роста потребительских кредитов, директора призвали официальные органы обеспечить достаточную надежность управления рисками и практики кредитования, чтобы избежать обострения проблемы НОК. В связи с этим важнейшее значение имеет дальнейшее усиление надзора и макропруденциальных инструментов, включая укрепление выездного надзора, совершенствование оценок риска ликвидности и кредитного риска и развитие системы раннего предупреждения. Директора предостерегли, что при планируемом выходе государства из неблагополучных банков следует добиться того, чтобы операции проводились на рыночной основе и были прозрачными, с тем чтобы повысить стабильность банковской системы в целом и избежать возникновения новых рисков. Директора приветствовали принятые Национальным банком Казахстана (НБК) меры по усилению регулирования ликвидности в банковской системе. Они настоятельно рекомендовали официальным органам провести в жизнь их план введения новой директивной ставки, более четко указывающей курс политики. Директора также подчеркнули, что для фиксирования ожиданий относительно намерений политики и операций НБК следует более открыто и ясно сообщать о своих планах перехода к активным операциям на открытом рынке (ООР) и в более общем плане освещать в своих сообщениях для общественности те факторы, которыми НБК руководствуется в своих решениях о процентных ставках. Кроме того, они призвали к тесному сотрудничеству между НБК и Министерством финансов, чтобы обеспечить более широкое участие финансовых организаций на рынке государственных ценных бумаг, что способствовало бы активным ООР в качестве краеугольного камня пересмотренной основы денежно-кредитной политики. Директора добавили, что имеются также возможности для переоценки роли обменного курса и его места в более широком контексте денежно-кредитной политики, с тем чтобы можно было допустить большую гибкость курса в среднесрочной перспективе. Директора подчеркнули, что снижение ненефтяного дефицита в среднесрочной перспективе является одним из главных приоритетов, и это требует наличия пользующейся доверием стратегии фискальной консолидации. В этом контексте они отметили, что планы консолидации, изложенные в существующем документе по среднесрочной бюджетной основе, должны соответствовать объявленным (но неотраженным в бюджете) крупномасштабным планам государственных расходов, связанным с правительственными программами развития и диверсификации. Кроме того, допущения, на которых базируются прогнозы как расходов, так и доходов, должны полностью соответствовать макроэкономической основе, учитывающей последствия предусмотренных фискальных мер. Директора приветствовали план официальных органов по пересмотру среднесрочной бюджетной основы и отметили, что это потребует расширения охвата и повышения прозрачности. Официальным органам следует полностью интегрировать Национальный фонд Республики Казахстан (НФРК) в систему бюджетных счетов и использовать консолидированное сальдо бюджета в качестве руководства для налогово-бюджетной политики. Необходимо также повысить прозрачность квазифискальных операций, в том числе связанных с правительственными программами развития и диверсификации. В этой связи директора приветствовали намерение официальных органов вести более тщательный мониторинг внешнего долга расширенного государственного сектора. Директора также предостерегли, что при объединении частных пенсионных фондов необходимо избегать усиления фискальных рисков и ослабления результатов проведенных ранее реформ. В частности, официальным органам следует не отступать от своего намерения принять четкую и действенную инвестиционную стратегию на рыночной основе в отношении активов, обеспечив при этом сохранение индивидуальных счетов. Директора призвали к дальнейшим мерам по снижению зависимости экономики от нефти. В частности, они отметили, что для успешной диверсификации, способствующей росту на широкой основе с ведущей ролью частного сектора, необходимо развивать человеческий капитал и совершенствовать условия для предпринимательской деятельности и институты. Директора также подчеркнули важность проведения насущных государственных инвестиций с учетом возможностей их освоения и в соответствии с высокими стандартами эффективности и контроля.
Казахстан: отдельные экономические показатели, 2010–2014 годы
| 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | | (Изменения в процентах) | Реальный сектор экономики | | | | | | Реальный ВВП | 7.3 | 7.5 | 5.0 | 5.2 | 5.3 | ИПЦ (конец периода) | 7.8 | 7.4 | 6.0 | 6.0 | 6.2 | | | | | | | | (В процентах ВВП) | Государственные финансы | | | | | | Государственные доходы и гранты | 23.9 | 27.7 | 27.0 | 25.6 | 24.3 | Государственные расходы (и чистое кредитование) | 22.5 | 21.8 | 22.5 | 21.1 | 20.6 | Сальдо сектора государственного управления 2/ | 1.4 | 5.9 | 4.5 | 4.5 | 3.7 | Ненефтяное сальдо сектора государственного управления | -10.3 | -8.8 | -9.0 | -8.6 | -7.8 | Долг сектора государственного управления (конец периода) 3/ | 10.7 | 10.4 | 12.4 | 13.4 | 13.8 | | (Изменения в процентах) | Деньги и кредит 4/ | | | | | | Денежная база | 5.0 | 10.3 | 1.9 | 17.9 | 15.8 | Широкая денежная база | 13.3 | 15.0 | 7.9 | 10.8 | 13.8 | Кредит экономике 5/ | 5.8 | 15.2 | 11.3 | 19.5 | 12.4 | Ставка рефинансирования НБК (конец периода, в процентах) | 7.0 | 7.5 | 5.5 | ... | ... | | (В процентах ВВП) | Платежный баланс 6/ | | | | | | Торговый баланс | 19.3 | 24.9 | 21.3 | 18.8 | 15.7 | Сальдо счета текущих операций | 0.9 | 6.5 | 3 | 3.1 | 1.9 | Внешний долг | 79.9 | 66.7 | 67.7 | 66.0 | 62.8 | Без межфирменных кредитов | 44.5 | 34.5 | 34.9 | 31.8 | 28.4 | Валовые международные резервы | | | | | | В миллиардах долларов США, конец периода | 28.3 | 29.3 | 28.3 | 34.4 | 41.0 | В месяцах импорта товаров и нефакторных услуг | 6.6 | 5.7 | 5.3 | 6.1 | 6.9 | Следующего года | | | | | | | (Изменения в процентах) | Обменный курс 7/ | | | | | | Тенге к доллару США (конец периода) | -0.7 | 0.4 | 1.5 | ... | ... | Реальный эффективный обменный курс (средний за период) 8/ | 1.5 | 0.3 | 3.6 | ... | ... |
Источники: официальные органы Казахстана и оценки и прогнозы персонала МВФ. 1/ Прогнозы персонала МВФ. 2/ Доходы от приватизации считаются статьей финансирования. 3/ Валовой внутренний и внешний государственный долг, включая долг, гарантированный правительством. 4/ Отражает данные, доступные на время проведения миссии. 5/ Источник: денежно-кредитный обзор банковской системы. 6/ ВВП в долларах США рассчитывается с использованием среднего за период обменного курса. 7/ Положительное значение указывает на повышение курса. 8/ Оценки персонала МВФ.
[1] В соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ, МВФ проводит двусторонние обсуждения с государствами-членами, обычно каждый год. Группа сотрудников МВФ приезжает в страну, собирает экономическую и финансовую информацию и обсуждает с официальными органами страны изменения в экономике и экономическую политику. [2] Исполнительный совет принимает решения в соответствии с процедурой за отсутствием возражений, когда члены Совета соглашаются, что предложение может быть рассмотрено без созыва официального заседания. |