Лилия Аманиязова, ОФ "Центр институционального развития"
Уже несколько лет динамично развивающаяся Мангистауская область является одним из локомотивов экономики и донором республиканского бюджета, ежегодно перечисляя в главную казну страны десятки миллиардов тенге. Традиционно считается, что два основных столпа, на которых зиждется благополучие региона – это нефтегазовая промышленность и логистика, в первую очередь, завязанная на морских портах. А в последние годы все громче заявляет о себе и областная туристическая индустрия, медленно, но верно нащупывающая свое место в экономической инфраструктуре края. И вот региональное развитие получило очередной новый импульс. Не так давно в Мангистауской области впервые был создан Консультативный региональный совет по реализации масштабного проекта "Региональное развитие Казахстана", осуществляемого при поддержке правительства нашей республики и Европейского Союза. О том, что это за программа и какие возможности открываются перед областью в случае ее успешной реализации, мы погорим чуть позже, а пока взглянем на повседневную жизнь края и постараемся хотя бы бегло оценить сегодняшнее положение дел. Как любой театр начинается с вешалки, так и любая область начинается с границы. В Мангистау таковая существует аж в трех ипостасях – сухопутная, водная и воздушная. Воздушные ворота области, Международный аэропорт Актау – стратегически важный авиаузел, который объединяет транспортные коридоры Западной Европы и Восточной Азии в этом году праздновал свое сорокалетие, поэтому, пожалуй, будет справедливо начать рассказ именно с него. Еще до недавнего времени одной из самых болезненных проблем региона была транспортная. Действующий аэропорт, совмещенный с базой ВВС Казахстана, явно не соответствовал все увеличивающимся потребностям области и еле справлялся с все возрастающим пассажиропотоком. При этом, глядя на старую взлетно-посадочную полосу, буквально испещренную заплатами и тесное здание аэровокзала, нельзя было не прийти к выводу, что если ввести еще несколько регулярных рейсов, то аэропорт попросту не справится с такой нагрузкой. Первый этап реконструкции начался еще в 2010 году, когда был сдан в эксплуатацию модернизированный пассажирский терминал, способный принимать более 3,5 миллионов пассажиров в год. В мае 2011 года аэропорт Актау признали победителем конкурса "Лучший аэропорт года стран СНГ" в номинации "Перспективно развивающийся аэропорт". И даже, если предположить, что решение жюри тогда было принято что называется авансом, с учетом будущих перспектив, то теперь с уверенностью можно сказать о том, что строители и реконструкторы полностью оправдали оказанное им доверие. В течении 2012 года аэропорт провел мощную реконструкцию и удлинение взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежных дорожек, а также заменил светосигнальную систему. А уже в феврале этого года, в международном аэропорту Актау завершился второй этап по реконструкции и модернизации взлетно-посадочной полосы, общей стоимостью более 47 миллионов долларов. Основные средства были выделены Банком развития Казахстана, традиционно оказывающего содействие в развитии региональной инфраструктуры. Теперь занимающий третье место в Казахстане по количеству и объему перевозок, после аэропортов Алматы и Астаны, аэропорт Актау может уверенно принимать даже такие тяжелые лайнеры как Boeing-747 и АН-225 Мрия, доставляющие важнейшее оборудование для работающих в регионе предприятий. Всего же в аэропорту Актау обслуживается более 90 отечественных и зарубежных авиакомпаний. Что же касается окрестной инфраструктуры, то согласно генеральному плану, организация "Аэропроект" решила установить в зоне влияния аэропорта санитарно-защитную зону и не строить в этой шумной зоне какое-либо жилье. Таким образом, и околопортовая территория будет вполне соответствовать самым строгим международным стандартам... А теперь, спустимся с высот на землю. Те, кто бывал на полуострове примерно пять-шесть лет тому назад, наверное, с содроганием вспоминал тогдашнее состояние большинства местных автодорог. Сотни километров трасс, часть из которых попадали в категорию республиканского значения, требовали серьезнейшего капитального ремонта, который по ряду причин, увы, не производился десятилетиями. О безобразном состоянии покрытия многострадальных трасс много писалось как в местных, так и в республиканских СМИ, а автомобилисты не успевали подсчитывать потери от разбитой техники. Положение начало меняться к лучшему лишь начиная с 2008 года, когда наконец был отремонтирован участок Опорный–Бейнеу, а чуть позже введена в строй и первая новая трасса Кызылсай – Шопан-Ата – Огланды. Кроме того, три года тому назад между Правительством РК и Азиатским банком развития было подписано рамочное соглашение о реконструкции автодорог области протяженностью 790 километров на сумму 800 миллионов долларов США. Заем был привлечен в виде трех траншей, из которых первый предназначался на реконструкцию участка "Бейнеу-Шетпе", который не ремонтировался с 1970 года и входил в печальный список "дорог смерти" из-за высокого уровня травматизма. Достаточно будет сказать, что для того, чтобы проехать Шетпе-Бейнеу протяженностью в 280 километров, водителям требовалось минимум 12 часов и тысячи убитых нервных клеток. В настоящее время, реконструкция дороги уже идет полным ходом, и в будущем году большая часть некогда искореженной трассы, очевидно, забудется как страшный сон. Второй транш предусматривает реконструкцию участка "Шетпе-Жетыбай-Актау". И третий, направляется на реконструкцию автомобильных дорог "Жетыбай-Жанаозен-граница с Туркменистаном" и "Бейнеу-Акжигит-граница с Узбекистаном. И вот, буквально на днях Мажилис принял в работу ратификационный законопроект относительно Соглашения о займе между Казахстаном и Азиатским банком развития на финансирование реконструкции около 170 километров участка автодороги Шетпе – Актау. Если учесть, что это часть стратегически важной трассы связывающий Кавказ и Средиземноморье с Восточной Азией, то значимость этого проекта для экономики не только самой области, но и страны в целом, трудно будет переоценить. Конечно, исправить все огрехи предыдущих десятилетий разом вряд ли возможно. И справедливое нарекание вызывает еще много областных автодорог, включая печально знаменитую трассу Актау-Жанаозен, где редкая неделя обходится без серьезных аварий. Но, как говорится, лед (точнее качественный асфальт) уже тронулся, и надежда на то, что по областным дорогам все же можно будет перемещаться с должным комфортом появилась даже у самых отчаянных скептиков… Что же касается третьего транспортного узла – портового, то и здесь происходят весьма существенные преобразования. Как известно, морской порт Актау находится на пересечении нескольких торговых путей и является единственным морским портом Казахстана, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. Наряду с проведением диверсификации грузопотоков и многовекторным развитием маршрутов перевозок, руководство порта уделяет большое внимание развитию транзита, преимущественно рассматриваемого на маршрутах из Китайской Народной Республики в страны Европы и в двустороннем сообщении на маршруте регионы Российской Федерации – страны Персидского залива. По экспертным оценкам, в долгосрочной перспективе ежегодный общий объем перевозок на Каспии увеличится до 70-80 миллионов тонн и в связи с этим, в первом квартале нынешнего года в порту началось проведение дноуглубительных работ. В целом, принимаемые меры позволят повысить пропускную способность порта по сухим грузам на четверть, а по развитию портовой инфраструктуры предполагают увеличение мощностей порта с 15,5 миллионов тонн до 21 миллионов тонн ежегодно. Ну, и если еще немного обратится к сухой статистике, то можно будет увидеть, что с начала 2013 года Актауским международным морским торговым портом было обработано свыше 2 миллионов 783 тысяч тонн сухих и нефтеналивных грузов, что составляет 118,0% от плана. После недавней реконструкции, порт Актау представляет современный многоцелевой терминал и, как в большинстве портов мира, его работа не останавливается ни на минуту. Еще одним важным объектом поддержки нефтяных операций в казахстанском секторе Каспийского моря является морской порт Курык. Преимуществами береговой полосы близ расположенного в Каракиянском районе поселка Курык являются благоприятные климатические условия (бухта практически не замерзает, присутствует благоприятная роза ветров и достаточная глубина). Кроме того, наличие свободной территории для строительства дает возможность расширения производственных мощностей. В настоящее время инженерная и социальная инфраструктура рабочего поселка Курык практически готова к началу полномасштабных работ по освоению морских месторождений. Также предполагается расширение производственных площадей завода металлоконструкций компании "Кеппел Казахстан" и строительство трех новых заводов металлоконструкций. При реализации данных проектов будет удовлетворено до 40% потребности казахстанских судовладельцев в ремонте и строительстве судов. А если учесть, что в грядущем, 2014 году отечественной судоходной компанией "Казмортрансфлот" запланировано покупка еще двух судов, то в результате планируется обеспечение транспортировки собственными танкерами до 40% нефти, переваливаемой через порт Актау и вхождение на рынок перевозки сухих грузов. В сентябре этого года, в Актау прошло заседание рабочей группы по морскому транспорту, в котором приняли участие представители Министерства транспорта и коммуникаций РК, Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" и акимата Мангистауской области. Участниками заседания было отмечено, что опережающее развитие морской инфраструктуры – залог успеха транспортной логистики на Каспийском море. Так что, в ближайших планах развития Мангистауской области значатся строительство судостроительного и судоремонтного завода в городе Актау, паромного комплекса в селе Курык, строительство транспортно-логистических центров в Бейнеу, а также расширение непосредственно Актауского морпорта в северном направлении. Кстати, это внесет свою лепту и в обеспечение обороноспособности страны. Согласно проекту, на территории расширения порта Актау в северном направлении под новый причал для кораблей ВМФ РК уже выделен участок длинной более 400 метров (что же касается кораблей пограничной стражи, то они базируются в порту Баутино). Технико-экономическое обоснование для нового причала уже готово, и если все будет идти по плану, его возведение начнется уже в середине 2014 года. Тогда же планируется начать работу и по созданию в Актау международного координационного центра по спасению на воде, под эгидой МЧС. Таким образом, все три транспортных направления региона развиваются и модернизируются поистине ударными темпами, что благоприятно сказывается на осуществлении всей политики регионального развития. Сбалансированное региональное развитие является одним из приоритетов социально-экономической политики нашей страны. Основные подходы и приоритеты региональной политики Казахстана определены в прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК два года назад. И в этом документе, Мангистауская область отнесена к индустриально-развитым регионам, в котором, тем не менее, требуется преодоление слабой диверсифицированности структуры экономики и развития ее конкурентоспособности. Здесь уже более конкретным документом выступает программа "Развитие регионов", принятая в 2011 году. В ее рамках финансовую поддержку получат наиболее значимые для региона инициативы по развитию инфраструктуры, реализации инновационных возможностей и улучшению состояния окружающей среды. Как уже говорилось в самом начале этой статьи, с февраля этого года в области стартовал проект технической помощи ЕС под названием "Региональное развитие Казахстана", предоставляющий консультативную поддержку и технологии по законодательным, стратегическим и институциональным вопросам поддержки политики Правительства РК в сфере регионального развития. Как говорилось на одном из недавних совещаний в акимате области, в работе которого приняли участие менеджеры проекта со стороны Европейского Союза, "единого ответа на вопрос "в чем заключается региональное развитие?" – не существует, в каждой стране, регионе, у людей, их населяющих и институтов есть собственное понимание, что представляет собой региональное развитие. Но, все едины в том, что начинать следует с повышения стандартов управления на всех уровнях. И представители Европейского Союза в Казахстане рады путем финансирования программы "Казахстанское региональное развитие" внести свой вклад в развитие регионов и готовы поделиться своими лучшими наработками и опытом". Сам же проект предусматривает 4 обязательных компонента: развитие региональной институциональной базы, планирование, реализация, мониторинг и оценка стратегий развития областей, предоставление услуг через ЦОНы и система обучения для местного развития. Безусловно, далеко не все проходит так гладко как бы хотелось. Тому примером, может служить и недавний скандал с заводом по выпуску планшетных компьютеров и возможное решение о приостановлении дальнейшей реализации проекта "Актау-Сити". Правда, по первому вопросу еще предстоит детально разбираться следственным органам и заместитель акима области Ракимбек Амиржанов по индустриально-инновационному развитию, предлагает пока не заниматься излишней драматизацией ситуации: – Я не очень хорошо понимаю, как можно выносить какие бы то ни было суждения на этот счет до вынесения решения суда. Этот завод существует. В свое время это предприятие произвело тысячу телевизоров, которые были реализованы через местную торговую сеть. Производственная линия и оборудование там есть. Есть, конечно, некоторые моменты, с которыми разбираются уполномоченные органы. Но в целом, завод функционировал. Здесь нет сомнений по поводу существования этого производства и самого завода. А вот с "Актау Сити" неясностей еще больше. Как недавно заявил архитектор города Актау Мурат Тлеубаев, ранее разработанный проект на сегодняшний день утратил свою актуальность. В настоящее время, территория, на которой планировалось строительство объектов по данному проекту, передана в государственную собственность. Поэтому, корректировка некоторых планов неизбежна, и городскому акимату совместно с маслихатом предстоит внести ряд уточняющих моментов в общую концепцию. А пока идет ревизия нескольких объектов, которая, увы, не всегда показывает положительный результат. В частности как недавно объявил аким области Алик Айдарбаев, в настоящее время, например, приостановлено строительство микрорайона "Акку". Причина – нарушения допущенные как при разработке проектно-сметной документации, так и во время строительных работ. Возможно, кому то может показаться, что новое руководство попросту не хочет идти проторенным курсом прежних акимов области. Однако, дело на мой взгляд совсем в другом: динамика нынешней жизни такова, что те проекты которые могли быть актуальны вчера и не были реализованы сегодня, уже теряют свою актуальность завтра. Да и уровень контроля по реализации поставленных задач в регионе существенно вырос. Поэтому малейшие сомнения трактуются в пользу сомнений, и спорные проекты попросту остаются в аутсайдерах, уступая места заведомым лидерам. Кстати, таковых в области довольно много. С каждым годом экономика Мангистау набирает обороты и выходит из состояния, зависимого только от нефти. Возводимый по программе ФИИР завод дорожных битумов – это проект республиканского значения. Он практически без малого закрывает всю потребность страны в стратегическом сырье – дорожных битумах. Второй весьма успешный проект, реализуемый по этой же программе, это завод "Каспий-цемент". По своей сути это предприятие, которое покроет не только потребность Мангистауской области и всех западных областей страны, но также будет экспортировать свою продукцию в Россию, Узбекистан и Азербайджан. Многие жители области получили рабочие места на проекте "Промышленной базы по производству морских металлоконструкции", пока занимающейся поддержкой морских нефтегазовых операций в казахстанском секторе Каспийского моря. А в будущем в планах этой компании нарастить производственные возможности и мощности и включить в спектр своей деятельности постройку специальных судов, например, буксирных и грузовых, барж с жилыми помещениями. Весьма ощутимое количество рабочих мест было создано и на Актауском сталелитейном заводе, который из металлолома производит разные виды готовых металлических изделий. В настоящее время сталелитейный завод мощностью 500 тысяч тонн продукции в год обеспечивает 70% отечественного спроса. Кроме того, по программе ФИИР в области намечено строительство еще нескольких крупных объектов: магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент и электросталеплавильного комплекса. Так что, за новые рабочие места жителям области, похоже, беспокоиться не придется. По объему инвестиций на душу населения Мангистауская область находится на второй позиции среди регионов республики и в 2,5 раза превышает средний республиканский показатель. В результате, авторитетное международное рейтинговое агентство "Fitch" подтверждает присвоенный области долгосрочный рейтинг по национальной шкале "ВВВ+", прогноз "Стабильный", что свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате. Конечно же, рассмотреть абсолютно все направления региональной политики в одном небольшом обзоре, будет попросту невозможно. Поэтому, "за кадром" осталась и успешно проводимая в области аграрная модернизация (так, один из ее элементов – проект "фермы будущего" успешно прошел проверку временем), программа развития малых городов и сельских территорий и интересные события, происходящие вокруг курортной зоны "Кендерли", новая концепция развития которой, была разработана год тому назад и постепенно начала претворяться в жизнь. Но даже всего перечисленного вполне хватит для того, чтобы уверенно заявит о том, что экономическая жизнь в области не затихает не на минуту. И в ближайшее время, мы вполне можем стать свидетелями очередного "мангистауского рывка", а точнее, того уверенного, поступательного движения вперед, которое в конечном итоге оборачивается благом не только для жителей области, но и для всей страны в целом. |