NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 11:51 ast
09:51 msk

Новые возможности региона
Мангистауская область подтверждает свои позиции лидера
13.11.2013 / экономика

Лилия Аманиязова, ОФ "Центр институционального развития"

Уже несколько лет динамично развивающаяся Мангистауская область является одним из локомотивов экономики и донором республиканского бюджета, ежегодно перечисляя в главную казну страны десятки миллиардов тенге. Традиционно считается, что два основных столпа, на которых зиждется благополучие региона – это нефтегазовая промышленность и логистика, в первую очередь, завязанная на морских портах. А в последние годы все громче заявляет о себе и областная туристическая индустрия, медленно, но верно нащупывающая свое место в экономической инфраструктуре края.
И вот региональное развитие получило очередной новый импульс. Не так давно в Мангистауской области впервые был создан Консультативный региональный совет по реализации масштабного проекта "Региональное развитие Казахстана", осуществляемого при поддержке правительства нашей республики и Европейского Союза. О том, что это за программа и какие возможности открываются перед областью в случае ее успешной реализации, мы погорим чуть позже, а пока взглянем на повседневную жизнь края и постараемся хотя бы бегло оценить сегодняшнее положение дел.
Как любой театр начинается с вешалки, так и любая область начинается с границы. В Мангистау таковая существует аж в трех ипостасях – сухопутная, водная и воздушная. Воздушные ворота области, Международный аэропорт Актау – стратегически важный авиаузел, который объединяет транспортные коридоры Западной Европы и Восточной Азии в этом году праздновал свое сорокалетие, поэтому, пожалуй, будет справедливо начать рассказ именно с него.
Еще до недавнего времени одной из самых болезненных проблем региона была транспортная. Действующий аэропорт, совмещенный с базой ВВС Казахстана, явно не соответствовал все увеличивающимся потребностям области и еле справлялся с все возрастающим пассажиропотоком. При этом, глядя на старую взлетно-посадочную полосу, буквально испещренную заплатами и тесное здание аэровокзала, нельзя было не прийти к выводу, что если ввести еще несколько регулярных рейсов, то аэропорт попросту не справится с такой нагрузкой.
Первый этап реконструкции начался еще в 2010 году, когда был сдан в эксплуатацию модернизированный пассажирский терминал, способный принимать более 3,5 миллионов пассажиров в год. В мае 2011 года аэропорт Актау признали победителем конкурса "Лучший аэропорт года стран СНГ" в номинации "Перспективно развивающийся аэропорт". И даже, если предположить, что решение жюри тогда было принято что называется авансом, с учетом будущих перспектив, то теперь с уверенностью можно сказать о том, что строители и реконструкторы полностью оправдали оказанное им доверие. В течении 2012 года аэропорт провел мощную реконструкцию и удлинение взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежных дорожек, а также заменил светосигнальную систему. А уже в феврале этого года, в международном аэропорту Актау завершился второй этап по реконструкции и модернизации взлетно-посадочной полосы, общей стоимостью более 47 миллионов долларов. Основные средства были выделены Банком развития Казахстана, традиционно оказывающего содействие в развитии региональной инфраструктуры.
Теперь занимающий третье место в Казахстане по количеству и объему перевозок, после аэропортов Алматы и Астаны, аэропорт Актау может уверенно принимать даже такие тяжелые лайнеры как Boeing-747 и АН-225 Мрия, доставляющие важнейшее оборудование для работающих в регионе предприятий. Всего же в аэропорту Актау обслуживается более 90 отечественных и зарубежных авиакомпаний. Что же касается окрестной инфраструктуры, то согласно генеральному плану, организация "Аэропроект" решила установить в зоне влияния аэропорта санитарно-защитную зону и не строить в этой шумной зоне какое-либо жилье. Таким образом, и околопортовая территория будет вполне соответствовать самым строгим международным стандартам...
А теперь, спустимся с высот на землю. Те, кто бывал на полуострове примерно пять-шесть лет тому назад, наверное, с содроганием вспоминал тогдашнее состояние большинства местных автодорог. Сотни километров трасс, часть из которых попадали в категорию республиканского значения, требовали серьезнейшего капитального ремонта, который по ряду причин, увы, не производился десятилетиями. О безобразном состоянии покрытия многострадальных трасс много писалось как в местных, так и в республиканских СМИ, а автомобилисты не успевали подсчитывать потери от разбитой техники. Положение начало меняться к лучшему лишь начиная с 2008 года, когда наконец был отремонтирован участок Опорный–Бейнеу, а чуть позже введена в строй и первая новая трасса Кызылсай – Шопан-Ата – Огланды. Кроме того, три года тому назад между Правительством РК и Азиатским банком развития было подписано рамочное соглашение о реконструкции автодорог области протяженностью 790 километров на сумму 800 миллионов долларов США. Заем был привлечен в виде трех траншей, из которых первый предназначался на реконструкцию участка "Бейнеу-Шетпе", который не ремонтировался с 1970 года и входил в печальный список "дорог смерти" из-за высокого уровня травматизма. Достаточно будет сказать, что для того, чтобы проехать Шетпе-Бейнеу протяженностью в 280 километров, водителям требовалось минимум 12 часов и тысячи убитых нервных клеток. В настоящее время, реконструкция дороги уже идет полным ходом, и в будущем году большая часть некогда искореженной трассы, очевидно, забудется как страшный сон.
Второй транш предусматривает реконструкцию участка "Шетпе-Жетыбай-Актау". И третий, направляется на реконструкцию автомобильных дорог "Жетыбай-Жанаозен-граница с Туркменистаном" и "Бейнеу-Акжигит-граница с Узбекистаном. И вот, буквально на днях Мажилис принял в работу ратификационный законопроект относительно Соглашения о займе между Казахстаном и Азиатским банком развития на финансирование реконструкции около 170 километров участка автодороги Шетпе – Актау. Если учесть, что это часть стратегически важной трассы связывающий Кавказ и Средиземноморье с Восточной Азией, то значимость этого проекта для экономики не только самой области, но и страны в целом, трудно будет переоценить.
Конечно, исправить все огрехи предыдущих десятилетий разом вряд ли возможно. И справедливое нарекание вызывает еще много областных автодорог, включая печально знаменитую трассу Актау-Жанаозен, где редкая неделя обходится без серьезных аварий. Но, как говорится, лед (точнее качественный асфальт) уже тронулся, и надежда на то, что по областным дорогам все же можно будет перемещаться с должным комфортом появилась даже у самых отчаянных скептиков…
Что же касается третьего транспортного узла – портового, то и здесь происходят весьма существенные преобразования.
Как известно, морской порт Актау находится на пересечении нескольких торговых путей и является единственным морским портом Казахстана, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. Наряду с проведением диверсификации грузопотоков и многовекторным развитием маршрутов перевозок, руководство порта уделяет большое внимание развитию транзита, преимущественно рассматриваемого на маршрутах из Китайской Народной Республики в страны Европы и в двустороннем сообщении на маршруте регионы Российской Федерации – страны Персидского залива. По экспертным оценкам, в долгосрочной перспективе ежегодный общий объем перевозок на Каспии увеличится до 70-80 миллионов тонн и в связи с этим, в первом квартале нынешнего года в порту началось проведение дноуглубительных работ. В целом, принимаемые меры позволят повысить пропускную способность порта по сухим грузам на четверть, а по развитию портовой инфраструктуры предполагают увеличение мощностей порта с 15,5 миллионов тонн до 21 миллионов тонн ежегодно. Ну, и если еще немного обратится к сухой статистике, то можно будет увидеть, что с начала 2013 года Актауским международным морским торговым портом было обработано свыше 2 миллионов 783 тысяч тонн сухих и нефтеналивных грузов, что составляет 118,0% от плана. После недавней реконструкции, порт Актау представляет современный многоцелевой терминал и, как в большинстве портов мира, его работа не останавливается ни на минуту.
Еще одним важным объектом поддержки нефтяных операций в казахстанском секторе Каспийского моря является морской порт Курык. Преимуществами береговой полосы близ расположенного в Каракиянском районе поселка Курык являются благоприятные климатические условия (бухта практически не замерзает, присутствует благоприятная роза ветров и достаточная глубина). Кроме того, наличие свободной территории для строительства дает возможность расширения производственных мощностей. В настоящее время инженерная и социальная инфраструктура рабочего поселка Курык практически готова к началу полномасштабных работ по освоению морских месторождений. Также предполагается расширение производственных площадей завода металлоконструкций компании "Кеппел Казахстан" и строительство трех новых заводов металлоконструкций. При реализации данных проектов будет удовлетворено до 40% потребности казахстанских судовладельцев в ремонте и строительстве судов. А если учесть, что в грядущем, 2014 году отечественной судоходной компанией "Казмортрансфлот" запланировано покупка еще двух судов, то в результате планируется обеспечение транспортировки собственными танкерами до 40% нефти, переваливаемой через порт Актау и вхождение на рынок перевозки сухих грузов.
В сентябре этого года, в Актау прошло заседание рабочей группы по морскому транспорту, в котором приняли участие представители Министерства транспорта и коммуникаций РК, Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" и акимата Мангистауской области. Участниками заседания было отмечено, что опережающее развитие морской инфраструктуры – залог успеха транспортной логистики на Каспийском море. Так что, в ближайших планах развития Мангистауской области значатся строительство судостроительного и судоремонтного завода в городе Актау, паромного комплекса в селе Курык, строительство транспортно-логистических центров в Бейнеу, а также расширение непосредственно Актауского морпорта в северном направлении. Кстати, это внесет свою лепту и в обеспечение обороноспособности страны. Согласно проекту, на территории расширения порта Актау в северном направлении под новый причал для кораблей ВМФ РК уже выделен участок длинной более 400 метров (что же касается кораблей пограничной стражи, то они базируются в порту Баутино). Технико-экономическое обоснование для нового причала уже готово, и если все будет идти по плану, его возведение начнется уже в середине 2014 года. Тогда же планируется начать работу и по созданию в Актау международного координационного центра по спасению на воде, под эгидой МЧС.
Таким образом, все три транспортных направления региона развиваются и модернизируются поистине ударными темпами, что благоприятно сказывается на осуществлении всей политики регионального развития.
Сбалансированное региональное развитие является одним из приоритетов социально-экономической политики нашей страны. Основные подходы и приоритеты региональной политики Казахстана определены в прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК два года назад. И в этом документе, Мангистауская область отнесена к индустриально-развитым регионам, в котором, тем не менее, требуется преодоление слабой диверсифицированности структуры экономики и развития ее конкурентоспособности. Здесь уже более конкретным документом выступает программа "Развитие регионов", принятая в 2011 году. В ее рамках финансовую поддержку получат наиболее значимые для региона инициативы по развитию инфраструктуры, реализации инновационных возможностей и улучшению состояния окружающей среды.
Как уже говорилось в самом начале этой статьи, с февраля этого года в области стартовал проект технической помощи ЕС под названием "Региональное развитие Казахстана", предоставляющий консультативную поддержку и технологии по законодательным, стратегическим и институциональным вопросам поддержки политики Правительства РК в сфере регионального развития. Как говорилось на одном из недавних совещаний в акимате области, в работе которого приняли участие менеджеры проекта со стороны Европейского Союза, "единого ответа на вопрос "в чем заключается региональное развитие?" – не существует, в каждой стране, регионе, у людей, их населяющих и институтов есть собственное понимание, что представляет собой региональное развитие. Но, все едины в том, что начинать следует с повышения стандартов управления на всех уровнях. И представители Европейского Союза в Казахстане рады путем финансирования программы "Казахстанское региональное развитие" внести свой вклад в развитие регионов и готовы поделиться своими лучшими наработками и опытом". Сам же проект предусматривает 4 обязательных компонента: развитие региональной институциональной базы, планирование, реализация, мониторинг и оценка стратегий развития областей, предоставление услуг через ЦОНы и система обучения для местного развития.
Безусловно, далеко не все проходит так гладко как бы хотелось. Тому примером, может служить и недавний скандал с заводом по выпуску планшетных компьютеров и возможное решение о приостановлении дальнейшей реализации проекта "Актау-Сити".
Правда, по первому вопросу еще предстоит детально разбираться следственным органам и заместитель акима области Ракимбек Амиржанов по индустриально-инновационному развитию, предлагает пока не заниматься излишней драматизацией ситуации:
– Я не очень хорошо понимаю, как можно выносить какие бы то ни было суждения на этот счет до вынесения решения суда. Этот завод существует. В свое время это предприятие произвело тысячу телевизоров, которые были реализованы через местную торговую сеть. Производственная линия и оборудование там есть. Есть, конечно, некоторые моменты, с которыми разбираются уполномоченные органы. Но в целом, завод функционировал. Здесь нет сомнений по поводу существования этого производства и самого завода.
А вот с "Актау Сити" неясностей еще больше. Как недавно заявил архитектор города Актау Мурат Тлеубаев, ранее разработанный проект на сегодняшний день утратил свою актуальность. В настоящее время, территория, на которой планировалось строительство объектов по данному проекту, передана в государственную собственность. Поэтому, корректировка некоторых планов неизбежна, и городскому акимату совместно с маслихатом предстоит внести ряд уточняющих моментов в общую концепцию. А пока идет ревизия нескольких объектов, которая, увы, не всегда показывает положительный результат.
В частности как недавно объявил аким области Алик Айдарбаев, в настоящее время, например, приостановлено строительство микрорайона "Акку". Причина – нарушения допущенные как при разработке проектно-сметной документации, так и во время строительных работ.
Возможно, кому то может показаться, что новое руководство попросту не хочет идти проторенным курсом прежних акимов области. Однако, дело на мой взгляд совсем в другом: динамика нынешней жизни такова, что те проекты которые могли быть актуальны вчера и не были реализованы сегодня, уже теряют свою актуальность завтра. Да и уровень контроля по реализации поставленных задач в регионе существенно вырос. Поэтому малейшие сомнения трактуются в пользу сомнений, и спорные проекты попросту остаются в аутсайдерах, уступая места заведомым лидерам.
Кстати, таковых в области довольно много. С каждым годом экономика Мангистау набирает обороты и выходит из состояния, зависимого только от нефти. Возводимый по программе ФИИР завод дорожных битумов – это проект республиканского значения. Он практически без малого закрывает всю потребность страны в стратегическом сырье – дорожных битумах. Второй весьма успешный проект, реализуемый по этой же программе, это завод "Каспий-цемент". По своей сути это предприятие, которое покроет не только потребность Мангистауской области и всех западных областей страны, но также будет экспортировать свою продукцию в Россию, Узбекистан и Азербайджан. Многие жители области получили рабочие места на проекте "Промышленной базы по производству морских металлоконструкции", пока занимающейся поддержкой морских нефтегазовых операций в казахстанском секторе Каспийского моря. А в будущем в планах этой компании нарастить производственные возможности и мощности и включить в спектр своей деятельности постройку специальных судов, например, буксирных и грузовых, барж с жилыми помещениями. Весьма ощутимое количество рабочих мест было создано и на Актауском сталелитейном заводе, который из металлолома производит разные виды готовых металлических изделий. В настоящее время сталелитейный завод мощностью 500 тысяч тонн продукции в год обеспечивает 70% отечественного спроса.
Кроме того, по программе ФИИР в области намечено строительство еще нескольких крупных объектов: магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент и электросталеплавильного комплекса. Так что, за новые рабочие места жителям области, похоже, беспокоиться не придется.
По объему инвестиций на душу населения Мангистауская область находится на второй позиции среди регионов республики и в 2,5 раза превышает средний республиканский показатель. В результате, авторитетное международное рейтинговое агентство "Fitch" подтверждает присвоенный области долгосрочный рейтинг по национальной шкале "ВВВ+", прогноз "Стабильный", что свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате.
Конечно же, рассмотреть абсолютно все направления региональной политики в одном небольшом обзоре, будет попросту невозможно. Поэтому, "за кадром" осталась и успешно проводимая в области аграрная модернизация (так, один из ее элементов – проект "фермы будущего" успешно прошел проверку временем), программа развития малых городов и сельских территорий и интересные события, происходящие вокруг курортной зоны "Кендерли", новая концепция развития которой, была разработана год тому назад и постепенно начала претворяться в жизнь.
Но даже всего перечисленного вполне хватит для того, чтобы уверенно заявит о том, что экономическая жизнь в области не затихает не на минуту. И в ближайшее время, мы вполне можем стать свидетелями очередного "мангистауского рывка", а точнее, того уверенного, поступательного движения вперед, которое в конечном итоге оборачивается благом не только для жителей области, но и для всей страны в целом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ветеринары Казахстана в этом году обновили свой автопарк. 29.11.2013
Каждая третья карьерная машина ездит по дорогам РК с перегрузом 29.11.2013
Эйр Астана зарегистрировала более 140 случаев неадекватного поведения пассажиров в 2013г 29.11.2013
Перейти на усиленный режим работы и ограничить выезды за пределы своего региона во время декабрьских праздников поручил энергетикам Госэнергонадзор Казахстана 28.11.2013
Автомобили Toyota казахстанского производства пойдут только на внутренний рынок 28.11.2013
Бизнес-сообщество поддерживает введение временного запрета на экспорт лома черных металлов 28.11.2013
В Алматы одобрены проекты для Индустриальной зоны 27.11.2013
Энергетики Казахстана пройдут квалификационные проверки знаний в Госэнергонадзоре МИНТ РК 27.11.2013
По долгам Продкорпорации поблажек не будет 27.11.2013
Казахстанско-Швейцарский бизнес-форум 27.11.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz