arem.gov.kz, 15 января
Қайырлы күн, құрметті журналистер! Биылғы жылы тарифтер өзгеруі себептерін түсіндіруге арналған ай сайынғы брифингтер өткізуді жалғастырып отырмыз. Бірден айта кетейін тарифтерді бекіту заңнама талаптарына сәйкес жүзеге асырылады. Заңнамам талаптары тарифтерге енгізілетін шығындарды қатаң түрде шектейді. Атап айтсақ, ол шығындарды қалыптастарудың ерекше тәртібі, осы құжатта тарифке қандай шығынды енгізуге болатыны және қандай шығынды енгізуге болмайтыны, сонымен қатар шығыстарды қаншалықты көтеруге болатыны нақты көрсетілген. Өздеріңіз білесіздер 2014 жылғы 1 қаңтардан бастап елдің 14 өңірінде электр энергиясының тарифі өзгерді. Бұл жоспарлы өзгерту Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2009 жылғы 25 наурыздағы №392 қаулысын орындау мақсатында жүргізілді Уважаемые журналисты! В этом году мы продолжаем проведение ежемесячных брифингов по разъяснению причин изменения тарифов. Сразу надо отметить, что утверждение тарифов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, которые содержат жесткие ограничения по затратам, включаемым в тарифы. Это так называемый Особый порядок формирования затрат, в данном документе конкретно указано, что можно включать в тариф и что нельзя, а также насколько можно поднимать те или иные расходы. С 1 января 2014 года, как вы знаете, в 14 регионах страны изменился тариф на электроэнергию, это плановое изменения проведено в рамках исполнения Постановления Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2009 года за номером №392. Обратите внимание, что во всех областях стоимость электроэнергии изменилась в пределах 1 (одного) тенге, например на 17 тиын в Актюбинской области и на 1 тенге 05 тиын в г.Алматы. Данные о тарифах в разрезе регионов даны в таблице ниже. Как видите, сравнивая представленные Вам таблицы, изменения произошли во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства. Электр энергиясына баға белгілеу қағидаты бойынша осындай толық ақпарат халыққа жыл басында электр энергиясы тарифінің өзгеруі себебін кәсіби тұрғыдан түсіндіруге көмектеседі деп ойлаймыз. Надеемся, что такая подробная информация о принципах ценообразования на электрическую энергию поможет нам профессионально разъяснить жителям причину изменения тарифов на электроэнергию один раз в начале года. Екіншіден, жылу энергиясының тарифтері туралы 2014 жылғы 1 қаңтардан бастап жылу энергиясының тарифі 4 қалада өзгерді, 1 шаршы метр үшін төлемақы 3 теңгеден 7 теңгеге дейін өсті. Мысалы, Астана қаласында қаңтар айынан бастап жфылу ээнергиясы бойынша 1 шаршы метр үшін төлемақы 7 теңге 30 тиынға өзгерді немесе 91,22 –ден 98,51 теңге, яғни 8,0%. құрайды Жылумен жабдықтау тарифтері ұлғаюының негізгі себептері: 1 тонна көмір үшін 100 теңгеге 1261 теңгеден 1361 теңгеге дейін немесе 7,9%-ға өсуі болып отыр, мазут тарифтік сметада 1 тонна үшін 2973 теңгеге 29 170-тен 32 143 теңгеге дейін немесе 10,2%-ға қымбаттады. Орташа жалақы 10722 теңгеге немесе инфляция деңгейіне 73996-дан 84718 теңгеге дейін өсті. Второе. О тарифах на тепловую энергию Тарифы на тепловую энергию с 1 января 2014 года изменились в 4 городах, рост платы за 1 квадратный метр составил от 3 тенге до 7 тенге. Например, с января в городе Астана изменилась плата за 1 кв.м по тепловой энергии на 7 тенге 30 тиын или с 91,22 до 98,51 тенге, т.е. на 8,0%. Основными причинами увеличения тарифов по теплоснабжению являются: Рост стоимости угля на 100 тенге за 1 тонну с 1261 до 1361 тенге или на 7,9%, мазут подорожал в тарифной смете на 2973 тенге за тонну с 29 170 до 32 143 тенге или на 10,2%. Рост средней заработной платы на 10722 тенге или на уровень инфляции с 73996 до 84718 тенге. Еще один пример, с 1 января 2014 года в городе Павлодар оплата за 1 кв.м по тепловой энергии изменилась на 3 тенге 39 тиын с 57,39 до 60,78 тенге. Рост стоимости угля на 100 тенге за 1 тонну с 1320 до 1420 тенге или 7,6%, стоимость мазута изменилась в тарифной смете на 714 тенге с 52857 до 53571 тенге или на 1,4%. Рост средней заработной платы на 5147 тенге или на уровень инфляции с 73534 до 78681 тенге. Үшіншіден, судың тарифтері туралы 2014 жылғы қаңтардан бастап суық судың тарифі Қазақстанның 5 қаласында өзгерді: Мысалы есептеу аспабы бар тұтынушылар үшін Тараз қаласында 1000 литр үшін 2 теңге 27 тиынға, Зайсан қаласында 1000 литр үшін 25,96 теңгеге көтерілді. Осы өзгерістер "Қазақстан Республикасында суға тариф белгілейтін жаңа тетіктерді енгізу жөніндегі 2013-2015 жылдарға арналған кешенді жоспарды бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2012 жылғы 29 желтоқсандағы №1779 қаулысын орындау үшін енгізілді. Осы Кешенді жоспарды іске асыру 1000 литр судың және кәріздің шығындарын төмендетуге мүмкіндік береді және алдағы уақытта тарифтердің өсуіне жол бермейді. Третье. О повышении тарифов на услуги водоснабжения С января 2014 года тарифы на холодную воду изменились в 5 городах Казахстана: Например, в городе Тараз на 2 тенге 27 тиын за 1000 литров, в городе Зайсан на 25,96 тенге за 1000 литров для потребителей, имеющих приборы учета. Данные изменения происходят во исполнение Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года за №1779 "Об утверждении Комплексного плана по внедрению новых механизмов тарифообразования на воду в Республике Казахстан на 2013-2015 годы. Реализация данного Комплексного плана позволит снизить затраты на 1000 литров холодной воды и канализации, что, в дальнейшем, позволит не допустить роста тарифов. Уже начата широкомасштабная модернизация в Карагандинской, Атырауской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях. Общая сумма инвестиций в 2013 году составила свыше 12 млрд. тенге, в 2014 году планируется порядка 32 млрд. тенге. Так, например 30% снижение потребления электроэнергии ГКП "Атырау су Арнасы" позволит ежегодно экономить до 111 млн. тенге и соответственно в дальнейшем позволит не понимать тарифы. Изменения тарифов происходят только для направления полученных средств на замену старого энергоемкого насосного оборудования. Төртіншіден, газбен жабдықтау бағалары туралы Осы жылдың 1 қаңтарынан бастап газбен жабдықтау бағалары да республиканың 8 өңірінде – Қызылорда, Оңтүстік Қазақстан, Жамбыл, Маңғыстау, Батыс Қазақстан, Ақтөбе, Қостанай, Атырау облыстарында 1м3 үшін 11 тиыннан 1 теңге 97 тиынға дейін өзгерді. Бұл магистральдық құбыржолы арқылы тасымалдау 5 пайызға өсуіне байланысты болып отыр. Четвертое. По тарифам на газоснабжение С 1 января текущего года также изменились от 11 тиын до 1 тенге 97 тенге за 1 м3 цены на газоснабжение в 8 регионах республики – Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Актюбинской, Костанайской, Атырауской областях. Произошло это в связи с изменением на транспортировку по магистральным трубопроводам с ростом на 5 процентов. И пятое. Касательно тарифов на услуги железнодорожного транспорта На перевозку грузов железнодорожным транспортом С 1 января 2014 года изменился тариф на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 7%, в том числе на услуги магистральной железнодорожной сети – на 4,65%, на услуги локомотивной тяги – на 1,82%, услуги грузовой коммерческой работы – на 0,53%. Плановое изменение тарифов в рамках реализации Программы по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства РК от 30 сентября 2010 года №1006. В 2014 году во исполнение данной Программы планируется выполнение капитального ремонта 927 км железнодорожной дороги, строительство железнодорожных линий "Жезказган-Бейнеу" и "Аркалык-Шубарколь", приобретение 17 магистральных тепловозов серии Evоlution отечественного производства, 11 электровозов. Жолаушыларды тасымалдау тарифтері туралы 2014 жылғы 1 қаңтардан бастап жолаушыларды тасымалдау тарифтері 7 пайызға өзгерді. Бағдарламаның шеңберінде халықтың сұранысын қанағаттандыру мақсатында "Астана – Қызылорда", "Алматы – Ташкент", "Астана – Защи-та", "Алматы – Защита" және "Алматы – Ақтөбе" бағыттарында 5 жаңа жүрдек маршруттар ұйымдастырылады. Сондай-ақ 2014 жылы 150 жолаушы вагонын сатып алу жоспарға қойылды. На перевозку пассажиров С 1 января 2014 года изменились тарифы на перевозку пассажиров на 7%. В рамках Программы в целях удовлетворения спроса со стороны населения будут организованы пять новых скоростных маршрутов сообщениями "Астана – Кызылорда", "Алматы – Ташкент", "Астана – Защита", "Алматы – Защита" и "Алматы – Актобе". Также, в 2014 году планируется закупить 150 пассажирских вагонов. Хочу отметить, что вся вышеперечисленная информация находится в широком доступе на ведомственном сайте АРЕМ www.arem.gov.kz, на прила-гаемых к тексту слайдах видно, что на нашем сайте есть специальные удобные интерфейсы с тарифными сметами – главные финансовые документы, инвестиционные программы (проекты) субъектов, отчеты об их исполнении, уровни тарифов в сравнении с предыдущими года и многое другое. И несколько слов о защите социально уязвимых слоев населения. Есть мнение, что процедура получения данных жилищных пособий очень сложная. Хотелось бы рассеять данные мнения и отметить следующее. Во-первых, на сегодняшний день заявителю необходимо предоставить в органы социальной защиты по месту жительства всего 4 документа: копию удостоверения личности, копию правоустанавливающего документа на жилище, копию Книги регистрации и справку о доходе семьи. Во-вторых, данную услугу можно получить в онлайн-режиме, не выходя из дома, через портал Электронного правительства (www.e.gov.kz) в разделе "Государственные услуги". Ежегодно мы проводим анализ исполнения инвестиционных обязательств монополистами. К примеру, в 2013 году введены временные компенсирующие тарифы на общую сумму 1,2 миллиарда тенге. В 2013 году проведено 553 проверок, принято участие в 357 судебных заседаниях, внесено 1197 предписаний, вынесено 258 постановлений, в результате сумма наложенных штрафов составила 3,1 млрд. тенге. В рассмотрении заявок участвуют независимые эксперты, потребители, представителей неправительственных организаций. Обязательно проводятся публичные слушания, о чем потребители уведомляются заблаговременно. Ежегодно, до 1 мая, первый руководитель субъекта естественной монополии отчитывается перед потребителями о проведенной работе. Также, в регионах регулярно проводятся пресс-туры для журналистов по объектам модернизации субъектов естественной монополии, Дни открытых дверей у монополистов для общественности и потребителей. Подобные публичные мероприятия дают возможность потребителям напрямую задать все интересующие вопросы. Работа в данном направлении продолжается. |