primeminister.kz, 26 февраля
На проекте освоения крупнейшего нефтегазоконденсатного месторождения Карачаганак ожидаются изменения в пропорциях раздела продукции, связанные с достижением окупаемости вложенных инвестиций. О новой экономике проекта, увеличении доли казахстанского содержания и прогнозах добычи углеводородного сырья в эксклюзивном интервью сайту Primeminister.kz рассказал Генеральный директор ТОО "PSA" Кенжебек Ибрашев. – Как было заявлено ранее, на Карачаганакском месторождении начинается новый этап жизни проекта, связанный с достижением точки окупаемости вложенных инвестиций. Расскажите, теперь на какую долю прибыли может рассчитывать казахстанская сторона? – На данный момент инвестиции, вложенные в разработку Карагачанакского нефтегазоконденсатного месторождения полностью окупились и в текущем году ожидаются изменения пропорций раздела прибыльного сырья в пользу Республики Казахстан. Напомню, что ожидаемые изменения пропорций раздела продукции основаны на механизмах индекса объективности, которые, в свою очередь, заложены в Окончательном соглашении по разделу продукции (ОСРП) данного месторождения. Отмечу, что согласно прогнозам мы ожидаем дальнейший рост общей доходности проекта как для нашей страны, так и для подрядчика в лице Karachaganak Petroleum Operating B.V (КPО). Рост доходности приведет к тому, что во втором квартале текущего года вышеупомянутый баланс интересов сторон достигнет значений, которые позволят изменить пропорцию раздела продукции в пользу Казахстана при текущих ценах на нефть. Так, по сравнению с первым кварталом 2014 года, второй квартал принесет Казахстану больше прибыльного сырья на 9%. Доходы Казахстана состоят из двух частей – прибыльное сырье и обязательные платежи в бюджет, налоги. С учетом роста доли прибыльного сырья и в связи с этим уменьшением налогооблагаемой базы подрядчика, общая доходность Республики увеличится на 70 млн долларов во втором квартале 2014 года. По итогам года мы ожидаем, что казахстанская доля в разделе продукции увеличится с нынешних 20% до 36%. – Правительство намерено принять комплекс мер по увеличению казахстанского содержания на проекте. В чем будут заключаться ожидаемые новшества и как они повлияют на нынешнюю ситуацию в нефтегазовых проектах, на Ваш взгляд? – Глава государства поставил задачу в своем Послании народу Казахстана о том, что в экономику страны необходимо привлекать новые технологии и новые знания, совместно с иностранными компаниями создавать инженеринговые проектные центры. По Карачаганакскому проекту могу привести пример Аксайского индустриального парка, который работает уже 2 года. В настоящее время разработан проект Дорожной карты, где рассматривается 9 направлений, таких, как производство нефтегазового оборудования, ремонт клапанов для применения в условиях высокого давления на скважинах, создание новых систем для автоматической чистки трубопроводов и многое другое, что сегодня не производится в Казахстане. На сегодня достигнуто нужное взаимопонимание по дальнейшему развитию Индустриального парка между всеми сторонами – инвесторами, акиматом Западно-Казахстанской и Министерством нефти и газа. Могу сказать, что в 2010 году доля казсодержания по проекту в товарах, работах и услугах составляла 17%, по результатам 2013 года мы достигли более 50%.Основной рост идет по разделам работы и услуги, здесь мы имеем хорошие показатели, однако нас не совсем удовлетворяет ситуация с товарами. Это, в первую очередь, продукция машиностроения, оборудование. Другая инициатива – локализация производства запасных частей на базе машиностроительных предприятий ЗКО. Совместно с акиматом ЗКО создан консорциум машиностроительных компаний с участием 8 заводов области и Аксайского Индустриального парка. Надеемся, что созданный консорциум в следующие годы будет активно привлекаться к работе по Карачаганаку. В рамках правительственных поручений ведется совместная работа с МНГ, акиматом ЗКО, Мининдустрии и KPO по созданию Индустриального кластера вокруг крупных проектов, в том числе, карачаганакского. Речь идет о модернизации существующих, создании новых производств, новых рабочих мест. – Каковы дальнейшие перспективы развития проекта? В частности, когда ожидается запуск третьей фазы проекта? – По Карачаганскому проекту мы находимся на этапе 2М, добываем в год порядка 10-11 млн тонн жидких углеводородов (нефти и газового конденсата), закачиваем определенное количество газа в пласт и продаем порядка 8-9 млрд кубов газа на Оренбургский газоперерабатывающий завод. В настоящее время оператором продолжается работа по определению различных вариантов дальнейшего развития проекта. В середине текущего года мы должны одобрить концепцию развития Карачаганака, в 2015 -2016 годы намечено осуществить базовое проектирование, в 2017 году планируется принять окончательное инвестиционное решение по расширению проекта. И уже с 2018 года начнется строительство, в 2022 году по проекту расширения Карачаганака новый этап будет завершен и мы должны будем работать в новых условиях. Самое главное при этом – сохранить достигнутый уровень добычи жидких углеводородов в объеме 11 млн тонн, продажу газа в объеме 8-9 млрд кубометров в год. Остальной газ предполагается закачивать, и это даст прирост извлекаемых жидких углеводородов на уровне 100 млн тонн. Это большое количество сырья, ведь у нас в последнее время таких геологических открытий в Казахстане по нефти и газу нет. Мы работаем в тесном сотрудничестве с подрядными компаниями и оператором (KPO) проекта и наша цель – вести освоение месторождения с максимальной пользой для экономики нашей страны. – Как изменилось ценообразование на продукцию после изменения курса национальной валюты? Как обстоит ситуация с объемами и ценами поставок газа на Оренбургский ГПЗ? – Могу заверить, что изменения курса нацвалюты не отразились на продаже продукции по Карачаганаку, поскольку формула ценообразования на сырье привязана к международным котировкам и исчисляется в долларах США. Поставки газа на Оренбургский ГПЗ также не изменились в цене, поскольку основаны на средних котировках цен на газойл и мазут, которые публикуются в международных изданиях и не зависят от курса нацвалюты. – Предполагается ли расширение экспортных маршрутов поставок углеводородов с Карачаганакского месторождения? – Что касается экспортных направлений, основным направлением является система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которая на сегодня дает лучшие экономические показатели. Определенный объем прокачивается по трубопроводу по направлению Атырау – Самара, оставшийся небольшой объем нестабильного конденсата прокачивается в направлении Оренбургского ГПЗ. На сегодня идет расширение проекта КТК в сторону увеличения пропускной способности. По мере поэтапного расширения КТК будет увеличиваться и прокачка жидких углеводородов. На сегодня по системе КТК прокачивается порядка 9 млн тонн в год с наилучшей ценой, порядка 1 млн тонн идет по трубопроводу Атарау-Самара и примерно 800-900 тыс тонн сырья реализуется на Оренбургский ГПЗ. |